Россия на пороге «Нового времени»

Второе Послание президента России Федеральному Собранию стало самым длительным за всю историю подобных выступлений. В частности, Медведев обозначил основные задачи российской экономики: это модернизация, инновации и социальная ориентированность. Госкорпорации президент признал бесперспективными, а субъектам РФ он порекомендовал принять законы о гарантиях равного освещения в СМИ деятельности партий.

Эксперты Русского клуба также отметили самые важные для себя моменты из Послания президента.


Михаил Ремизов

Медведев подходит к модернизации как к комплексному процессу

Самым важным мне кажется подход президента к модернизации как к комплексному процессу, который должен преобразить общество, а не только дать импульс развития экономики и технологий. Эта комплексность отразилась и в структуре послания, в котором нашли свое место и приоритеты экономико-технологического развития, и реформация социальной сферы. Но я бы сказал, что не по всем направлениям, особенно социальным, были сформулированы принципиально новые положения.

Наиболее интересным мне показалось то, что президент говорил о госкорпорациях. Здесь заявлена позиция, ставшая предметом общественного консенсуса. Мне показалось чрезвычайно важным, что Медведев говорил о независимом аудите компаний с государственным участием, о привязывании доходов руководителей этих госкорпораций к такому критерию, как снижение издержек. Важно также и то, что президент говорил о возможности инноваций как в традиционной, так и в альтернативной энергетике, и упомянул о тех инновациях, которые нам уже доступны. То, что им было сказано, аккумулировало лучший опыт отечественных специалистов.

Что касается предложений об изменениях в выборной процедуре, то они в большинстве здравые, правильные, но они не способны вернуть доверие общества к выборам. Меня огорчило, что Медведев сказал, что существующие партии отражают политическое многообразие общества, я уверен, что это не так.

Но ясно, что обозначенная им позиция говорит о том, что существующая партийная панель останется незыблемой. Нельзя не согласиться с тем, что наиболее острой проблемой внутренней политики России является Северный Кавказ. Очень адекватной была критическая часть речи Медведева, заостренная на Чечне и Ингушетии и лишенная того бравурного тона удовлетворенности работой президента Чечни, которую мы слышали в выступлениях президента Путина. Акценты были расставлены весьма критично по отношению к руководителю Чечни, который оказался в одном ряду с наиболее неблагополучной Ингушетией.

Идея инвестпроектов для Северо-Кавказского региона, которые могут повысить там уровень занятости, очень важна. Важно признание неэффективности существующей модели расхода средств и понимание необходимости новой модели, за основу которой будет взята реализация инвестиционных проектов при контроле из центра.

Павел Святенков

Экономическая часть Послания президента нуждается в расшифровке

Во-первых, если касаться политической части послания, то мне показалось важным, что Медведев предложил постепенно выровнять численность Законодательных собраний в регионах. Это действительно безобразие, когда в некоторых регионах существуют малочисленные заксобрания, как, например, в Москве — в Мосгордуме всего 35 депутатов при многомиллионном населении города.

Мне показалось важным решение укрепить партии, придать им больше полномочий на региональном уровне, в частности, предоставить тем партиям, которые представлены в региональных парламентах, право не собирать подписи для того, чтобы участвовать в избирательных кампаниях. Кроме того, важным является идея о том, чтобы вообще постепенно отойти от подобного сбора подписей, потому что этот сбор вызывает наибольшие нарекания и после проверки подписей можно достаточно легко отстранить любую партию от власти.

Мне понравилась политическая часть выступления, хотя она была направлена, скорей, на коррекцию отдельных мелких недостатков политической системы, чем на ее радикальные изменения.

Экономическая же часть Послания, которая касается модернизации и инноваций, нуждается в расшифровке, потому что президент поставил цели в достаточно общем виде. Не видно, чтобы за этими целями стояла целостная концепция модернизации российской экономики. Скорее, президент предлагает сосредоточиться на отдельных инновационных отраслях, как, например, производство лекарств. Но этого совершенно недостаточно для того, чтобы изменить структуру российской экономики, которая в последние годы закрепилась в качестве сырьевой, как справедливо заметил Медведев.

Другое дело, что пока ни у кого — ни у президента, ни в научном сообществе — нет никаких гипотез насчет того, как отойти от сырьевой спецификации экономики, как начать модернизироваться, развивать промышленность.

Михаил Бударагин

Кое-что Медведев «недокрутил»

Для меня самым важным из сказанного стало предложение Медведева, которое касается образования. Образование —это ключевая вещь не только для модернизации и инноваций, но и для нормального развития страны. То, что Медведев наконец-то решился предложить реальные шаги по реформированию образования, — это очень отрадно. Очень отрадно также и то, что ЕГЭ перестанет быть единственной формой оценки. ЕГЭ, конечно, очень купленная система, и она не отражает всей полноты полученного образования. Рано или поздно от ЕГЭ вообще откажутся.

Отметил я для себя из Послания и то, что система подготовки педагогов будет другой. Она будет развиваться, будут созданы специализированные учебные центры. Это очень важно, потому что в средней школе возраст учителей обычно — 40 лет и выше. К тому же, там практически нет мужчин. Эта атмосфера «женского коллектива после сорока» не способствует развитию ребенка. Это дамы, которые уже все повидали в этой жизни, и им давно ничего не надо. Считать, что они такие замечательные на основании того, что они когда-то учились в педвузе, — это большая ошибка. Педагогическое образование находится на очень слабом уровне. Мы пользуемся старыми наработками, выпускники педвузов не идут работать в школы. Поэтому в принципе существование педагогических вузов и факультетов — это большой вопрос. Если один-два человек из 50-ти идет работать в школу — зачем это надо.

Предложения Медведева не смогут радикально изменить образование, но помогут начать выползать из той образовательной катастрофы, в которую мы попали.

Есть в Послании и еще один момент, очень важный, но, к сожалению, не договоренный Медведевым. Он не дожал его. Это про МВД. Когда он сказал, что надо сажать — это правильно. Но при нынешних судах, клановости, при том, что в регионах суды, МВД, прокуратора давно «повязаны», это не возымеет эффекта. Предложение Медведева недостаточно радикально. Систему МВД — после Евсюкова и Дымовского в этом ни у кого не осталось сомнений — нужно расчищать полностью, начиная с Рашида Нургалиева. Нужно снять Нургалиева, снять огромное количество давно сидящих на своих местах полковников региональных УВД и ГУВД. «Посадками» здесь ничего не сделаешь — в конечном итоге сядут «стрелочники», которых назначат коллективно.

Поэтому Медведев дал правильное направление, но «недокрутил» его. Надо действовать гораздо более радикально и начать не с «посадки» сотрудников, а с зачистки верхушки МВД, которая не справляется со своими обязанностями и которая — у меня иногда складывается такое впечатление — абсолютно некомпетентна.

Роман Носиков

Стране — светлое будущее, коррупции — смерть, нам — достаток, детям — образование

В который раз испытал приступ гордости за нашу страну. Прослушал замечательную речь нашего президента. Держится хорошо. Осанисто. Голос твердый, очи ясные. Сразу видно, что здоров, полон сил и готов вести страну от победы к победе.

Теперь о сказанном.

В послании есть практически все: и моногорода, и инновации, и налоговые льготы, и модернизация, и много еще такого, о чем приятно слышать. И пенсии не забыл, и демократию. Президент отметил, что в основу его послания была положена работа с откликами на его статью «Россия, вперед!».

Приятно, черт возьми, когда тебя слушают.

Однако в результате прослушивания Послания у меня возникло несколько вопросов.

Первый: президент нам обещает модернизацию в условиях демократии. Очень хотелось бы. Однако для модернизации необходим ресурс. А у ресурса всегда есть хозяин. Так вот как хозяина этого ресурса будут уговаривать пустить его на модернизацию, новые технологии и все другое хорошее, если гораздо проще потратить его более привычным способом? Какова будет методика уговоров?

Второй вопрос: президент пообещал «аудит госкорпораций». Это что за тоталитарные методы? Ведь ясно же, что даже если там уже все украли — наказывать никого нельзя. Это будет возрождение сами-знаете-чего, и Елена Боннэр нам этого так не оставит.

Третий вопрос: президент озабочен избытком часовых поясов в России и желает уменьшить их до количества таковых в Китае или США. Мысль интересная и сулящая интересные перспективы. Тут есть несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, можно отрезать кусок страны, оставив столько часовых поясов, сколько нам надо. К этому нас мировая общественность уже давно подталкивает. Во-вторых, можно ускорить вращение земли при помощи установленных по экватору ракетных двигателей. Это по крайней мере объясняет, куда последнее время уходят деньги из бюджета. Голова первое время, конечно, покружится, а потом привыкнем. В-третьих, можно законодательно уменьшить количество часовых поясов. Это — особенно перспективное решение, так как заодно можно законодательно ввести дополнительный сельскохозяйственный сезон, объявить климат России субтропическим, отменить зиму и объявить о создании Первой Межгалактической Империи. Дух захватывает. Хотя можно поступить проще — уволить, наконец-то, спичрайтеров.

В общем, план таков: стране — светлое будущее, коррупции — смерть, нам — достаток, детям — образование.

Ох, смотрите не перепутайте, Михаил Илларионович!

Борис Межуев

Послание провоцирует ощущение когнитивного диссонанса

Я бы выделил из Послания следующие моменты. Первое – это мощный призыв к модернизации, касающийся, в первую очередь, повышения роли науки, укрепления системы образования, начиная со школы, заканчивая высшим образованием, указание перспектив и направлений технологического обновления. Это электронное правительство, укрепление и совершенствование системы инновационных проектов, облегчение доступа иностранных экспертов в высшие учебные заведения России и так далее. Все это звучало очень насыщенно.

Впервые за постсоветское время прозвучала такая мощная заявка на построение обновленной, просвещенной России. Сюда можно присоединить и то, что говорилось про укрепление интеллектуальной свободы. Президент делает ставку на интеллект, на новую, интеллектуальную Россию.

Многие также отметили и указание на дисфункцию системы. Прошла явная попытка технологическим путем противодействовать фальсификации выборов на региональном уровне, показать несовершенство управления теми или иными регионами, в частности, на примере Москвы.

Медведев дал пас миноритарным партиям, которые либо вообще не проходят в Думу, либо проходят в региональные собрания, но незначительным числом. Эти действия должны облегчить процесс формирования этих партий.

После прослушивания Послания возникает ощущение когнитивного диссонанса. Если первая часть Послания была обращена к большинству, к тем людям, которые больше всех заинтересованы в прорыве, то политическая часть была обращена к тем, которые страдают из-за очень внятного доминирования большинства, связанного с правящей партией, к тем, кто находится на отшибе политического процесса. У меня появилось ощущение диссонанса, чувство, что политическими проводниками этого инновационного процесса как будто бы должны являться политические силы, которые не побеждают, которые в условиях свободной политической конкуренции вряд ли могут достичь успеха.

Поэтому если поискать ложку дегтя в бочке меда президентского Послания, то этой ложкой может стать ощущение диссонанса между политическим и модернизационным блоками этого послания. Пока не нужно закрывать вопрос о политических рычагах задач, поставленных Президентом.

Владимир Бурматов

Широкополосный доступ к демократии

Вы считали, сколько раз за время сегодняшнего послания Дмитрий Медведев сказал о широкополосном Интернете? Я – считал. Правда, сбился на шестом или седьмом упоминании. Мне кажется, что говоря о широкополосном доступе к Интернету, Медведев на самом деле говорил о широкополосном доступе к демократии.

Сам Президент не раз демонстрировал пример информационной открытости. Видеоблог, ЖЖ, прямая реакция на обращения блоггеров и другие Сигналы, которые почему-то плохо доходили до руководителей регионов. Надеюсь, что сейчас – дойдут, все-таки расстояние передачи было в этот раз минимальным.

На мой взгляд, широкополосный доступ в Интернет и широкополосный доступ к демократии – действительно практически синонимы. Когда любой блоггер из Москвы, Тывы, Челябинска, Калининграда или Владивостока будет иметь возможность одинаково дешевого и быстрого доступа в сеть, когда он сможет утром вывесить на ютубе ролик, который вечером увидят те, кто сегодня видел блоггера Медведева не по телевизору, это будет еще одним большим реальным шагом, сделанным в развитии демократии.

Да, кстати. Сейчас многие будут говорить о том, почему сегодняшнее послание было уникальным. Для меня его уникальность – в том, что одновременно с Медведевым в сети вещали еще несколько таких же блоггеров, которые комментировали его слова едва ли не раньше, чем они были сказаны.

Это - демократия. И это круто.

Русский обозреватель

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе