"Сдавать нельзя". Почему донецкие театры и музеи продолжают работать, даже когда рядом рвутся снаряды

Вадим Лобузов, Андрей Старинцев - два музыканта, две легенды, один символ донецкого рок-андеграунда, гитарой второго заслушивался весь Донбасс. 
Предоставлено Донецким республиканским художественным музеем


Обоих не стало в один день - они погибли под обстрелами 6 декабря.


В тот же день, который в самом Донецке, называют "черным", снаряд разорвался в двух шагах от республиканского художественного музея - здание серьезно пострадало. Досталось на днях и музыкальной школе в Ворошиловском районе. "РГ" узнала, как в этой ситуации живут и работают донецкие учреждения культуры.

"Вот она "градина", - директор донецкого художественного музея Геннадий Полянский показывает фотографию - из огромной выбоины в тротуарной плитке торчит фрагмент снаряда. Он упал всего в двух шагах от стен музея несколько дней назад. Некоторые оконные блоки "вынесло" вместе с решетками и рамами, покорежен фасад, посечены стены и потолки в выставочных залах. А ведь все это уже здесь проходили - вскоре после начала СВО снаряды уже падали рядом с местом, где хранится Шишкин, Кончаловский, Фальк…


Тогда тоже "художественно" все раскурочило. И вот только сделали ремонт, и опять. Коллекции не пострадали, все еще в феврале предусмотрительно убрали в фонды, но забот у руководства музея от этого не меньше, снова нужно все восстановить. Пока же окна забиты плитами OSB - в последние дни в них "оделись" многие здания в городе. "Я лично нахожусь в музее, мы ждем подвоза стройматериалов, помогаем рабочим, в первую ночь после падания снаряда здесь также дежурила охрана - чтобы никто не проник в фонды", - рассказывает директор.


Ремонта требует и еще одно здание музея, что тоже в центре Донецка.

"Мы не знаем границ СВО, но мы уже сейчас работаем над тем, чтобы, как только прекратятся обстрелы Донецка, возобновить выставки", - говорит директор Геннадий Полянский.

При этом свою работу сотрудники музей не останавливают. Даже сейчас, когда из-за участившихся обстрелов культработников перевели на удаленку, жизнь здесь не замерла. Есть такая профессия - сохранять искусство. Всего в собрании музея более 16 тысяч произведений русских и украинских художников.


"К тому же, понимаете, если остановиться, то работу потом трудно запустить", - это уже мнение директора краеведческого музея Марины Максимчук. Она знает, о чем говорит. В августе 2014 года музей трижды подвергался массированным артобстрелам. Многие экспонаты тогда были уничтожены, но удивительное дело - сотрудники оставались на рабочих местах и спасали все, что могли спасти.

После начала СВО здание музея также получило ранения. Летом ударной волной вынесло семь десятков окон, в октябре осколки также прошлись по фасаду и окнам.


- В последние две недели совсем горячо, - признает Марина Максимчук, - по нашему Киевскому району бьют все время, да, перевели всех на удаленку, но мы все-равно часто приезжаем, быстро решаем все дела, сделали - уехали. А совсем оставить музей под обстрелами - мне даже в голову это не приходило.

- Ради чего эти риски?

- У наших сотрудников 20 мальчишек мобилизовано, они ради нас воюют, мы ради них продолжаем работать. А как иначе?

В здании музея экспозиции сейчас закрыты по понятным причинам, но сразу три выставки гастролируют по освобожденным территориям. Мариуполь, Новоазовск, Володарское...

Везде, где еще вчера горела земля, сегодня уже можно прикоснуться к истории и культуре. Некоторые передвижные выставки дончанам предоставил Центральный музей современной истории России - о Нюрнберге, о Столыпине, или, например, фронтовые зарисовки времен Великой Отечественной войны. Все это как будто о сегодняшних днях. Символично, что как раз экспонаты, связанные с современной жизнью Донбасса, сотрудники краеведческого музея собрали и отправили в города России. Первым на очереди - Южно-Сахалинск. Выставку в местном Музейно-Мемориальном комплексе "Победа" открыли накануне.


Худрук донецкой филармонии Александр Парецкий фиксирует обстрелы в своем Telegram-канале. Часто фото и видео он снимает прямо из своего окна. Вот дом прямо напротив, в кровлю которого влетела ракета, а вот самая свежая хроника - пылают дома в частном секторе в Ворошиловском районе.

На работе у Парецкого не спокойнее, филармония находится в самом центре. "Слава богу, попаданий в само наше здание не было, но все вокруг филармонии усеяно фрагментами снарядов, на днях был прилет в дом напротив, то есть совсем рядом", - делится Александр с "РГ" последними новостями. Артисты при этом никуда не уезжают, все надеются, что еще несколько дней и станет тише.

"Может сложиться впечатление, что из Донецка выехали почти все, никого не осталось, ничего не работает. Это не так. Совсем не так. Не выехали почти все, а почти все не выехали. Только в Донецкой филармонии трудится больше трехсот человек. И для меня все они - герои", - продолжает Парецкий.

Кстати, на 9 декабря, когда Россия отмечала День Героев Отечества, в филармонии намечался большой концерт, но пришлось перенести. Отменять совсем не стали - хотя бы ради памяти погибших артистов и музыкантов филармонии.


"Из-за обострившейся ситуации мы пока также отменили концерты в городах для школьников. Но новогодние концерты, которые мы также готовим для школ, детских домов и социальных учреждений все равно ничто не помешает нам провести, перед нами стоит такая задача, мы ее должны выполнить", - говорит Парецкий.

Две недели назад, когда снаряды уже утюжили центр Донецка, здесь записали для федерального радио органный концерт "От Баха до Таривердиева". В тот же день выступление коллектива филармонии оказалось в сети. "Надо же, музыка не просто несмотря ни на что, а вопреки всему! Музыканты удивительные люди!" - пишут пользователи в комментариях. Еще одна особенность - многие после слов благодарности подписываются названиями своих городов. Новосибирск, Москва, Саратов… Так, при пустом зале, рядом с которым рвутся бомбы, музыканты смогли услышать аплодисменты всей страны.


И все-таки, вопрос, который нам, живущим под мирным небом, не дает покоя - почему же они не бросают все, не заколачивают двери музеев и театров, не уезжают в более тихие места, или хотя бы не расходятся по домам? Даже сейчас, когда от кадров, что приходят из Донецка, волосы встают дыбом.

- Да, нам рекомендовано оставаться по домам, но директор театра, я, другие сотрудники остаемся на рабочих местах, потому что есть работа, которую нельзя не делать, - делится со мной своими мыслями добрая знакомая "РГ" София Романенко-Куренная, она руководит отделом по развитию и связям с общественностью в Донецком театре кукол. Сама должность говорит о многом, прежде всего, что культурная жизнь в этом городе никогда не встает на паузу.- Мы готовим новогодние представления, будем выезжать на освобожденные территории, поэтом прямо сейчас мастерятся декорации, реквизит - дома все это не сделаешь же.

- И все-таки…

- Если говорить про страх, то да, страшно, жутко даже, но жизнь продолжается. Занят донецкий театр кукол не только спектаклями, здесь регулярно проводят благотворительные акции, сейчас, например, в здании театра собирают теплые вещи для фронта, вяжут и артисты, и зрители, которые откликнулись на призыв.


"Неравнодушных людей в тяжелые времена становится больше, - продолжает София, - неравнодушных к культуре в том числе. Поэтому нам нельзя сдаваться".

Автор
Максим ВАСЮНОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе