Стелсы над Черным морем

Вашингтон долго пытался отговорить Анкару от покупки российских зенитно-ракетных систем С‑400 «Триумф».


Сначала в качестве альтернативы туркам предлагали Patriot. Затем — ​более совершенный комплекс THAAD. Но и он не устроил Эрдогана, поскольку по боевым характеристикам существенно уступает нашим ЗРК — ​буквально на днях их первые компоненты были наконец доставлены в Турцию.


Дональд Трамп, будучи человеком импульсивным, отреагировал мгновенно: ввел в отношении союзника по НАТО ряд военно-экономических ограничений. Санкции, однако, бумерангом ударили и по американскому ВПК. Помимо всего прочего, Анкару решено было наказать, отменив поставки ста истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F‑35. Это значит, что корпорация Lockheed Martin может не досчитаться 10 млрд долларов, — ​такова цена контракта, заключенного еще пять лет назад.

Если бы подобный казус произошел тогда же, в 2014-м, то ничего особенного не случилось бы. Долгосрочный план выпуска истребителей модификации F‑35А (именно ее заказали турки) предполагал производство 2400 таких машин. И освободившуюся сотню без труда раскидали бы по другим заказчикам.

Однако сейчас репутация «самолета-невидимки» изрядно подмочена. Он не в полной мере соответствует ожиданиям, которые с ним связывались на этапе разработки. Пожалуй, главное его достоинство — ​малозаметность. Но лишь для противника с устаревшим вооружением. Для новейших российских радаров F‑35 не так уж и незаметен. Так что сейчас пристроить лишнюю сотню будет непросто. Клиенты станут сопротивляться, Вашингтону придется подключать дипломатов: уговаривать и угрожать. 10 миллиардов — ​весьма серьезные деньги даже для США.

Однако есть и добровольцы. Те европейские страны, в которых наиболее развита русофобия. Три прибалтийские сестры: Латвия, Литва, Эстония. А также Польша. Правда, лишь последняя могла бы купить некоторое количество F‑35. Для государств Балтии их стоимость запредельна.

И тут со своим «хочу» возникает Украина. Американское интернет-издание Defense One утверждает, что и Трамп, и Пентагон уже дали «добро». Разумеется, всю сотню машин Киеву не передадут. У наших соседей не хватит денег даже на то, чтобы расплатиться за полтора-два десятка стелсов. Поэтому частично самолеты отправятся на самостийную в счет долгосрочного кредита. А частично Штаты возьмут «натурой», то есть Украина должна будет согласиться на размещение у себя группы баз ВМС США. Понятно, что на возвращение кредита в Вашингтоне не рассчитывают. Похоже, мы имеем дело с чем-то вроде инвестиций в укрепление стратегических позиций в регионе.

Скорее всего, речь идет о базе в Очакове. Она удачно расположена — ​до российского Крыма не так далеко — ​и наименее загромождена архаичной украинской инфраструктурой: ее начали возводить относительно недавно. Более того, с осени в строительстве принимает участие американский инженерный батальон ВМС «Морские пчелы». То есть на «Очаков» наши заокеанские партнеры положили глаз уже давно. То же самое можно сказать и о базе в Николаеве, где также активно работают американские военные строители.

Возникает, впрочем, резонный вопрос: зачем Киеву передают новейшие самолеты-невидимки практически задарма? Ведь свои базы Украина предоставила бы Пентагону за какие-нибудь совсем уж мелкие гешефты. Defense One дает ответ: для того, чтобы «побесить Путина». Но дело в том, что существует серьезное препятствие для продажи Украине именно стелсов. Во избежание утечки технологических секретов они поставляются только странам-участницам НАТО. А тут — ​не только не член альянса, но и в принципе крайне ненадежный режим. Неоднократно Украину уличали в коррупционных махинациях, связанных с вооружением. Киев даже умудрился тайно продать Северной Корее несколько ракетных двигателей РД‑250.

Поэтому некоторые военные эксперты уже сейчас называют вероятную передачу стелсов чистой формальностью. Представим, что машины разместят на базе в Василькове близ Киева. Американские инструкторы начнут обучать украинских летчиков искусству пилотирования F‑35А. Самолеты с опознавательными знаками «Повітряних сил», во избежание утечки секретов, станут обслуживать только американские сотрудники. Процесс освоения новой техники не будет гладким (пересесть с машин третьего поколения сразу на пятое ой как непросто), но это вряд ли кого-либо расстроит, и прежде всего самих американцев. Ведь в момент резкого обострения военно-политической ситуации инструкторы из США… займут место в кабинах F‑35. Разумеется, команда на взлет при таком развитии событий поступит не из Киева, а из Вашингтона.

От аэродрома в Василькове до Москвы — ​750 км. Немногим свыше тысячи километров — ​до Нижнего Новгорода, до Саратова, до Череповца, до Санкт-Петербурга, до Волгограда, до Ставрополя…

В стратегическом отношении такое базирование выгодно для США. К тому же наличие американских самолетов с американскими же пилотами у наших рубежей по умолчанию будет создавать дополнительное напряжение. Вместе с тем логично предположить, что подобная угроза так и останется одним из факторов психологического давления. Гипотетическая попытка атаковать несколькими эскадрильями самое сердце России, где российские ПВО (а, помимо С‑400, уже начато серийное производство С‑500 «Прометей») представлены в максимальной мощи, равносильна самоубийству. А вот единичные провокации, бреющие пролеты вдоль границы станут вероятно более частым явлением, чем сейчас. Нечто подобное так или иначе происходит везде, где соприкасаются российские и американские вооруженные силы, к примеру, в той же Сирии. Противостояние СССР и США давно сошло на нет, и вряд ли сегодня имеет смысл говорить даже о «холодной войне-лайт», но «война нервов» между двумя крупнейшими ядерными державами никогда не прерывалась.

Автор
Владимир ТУЧКОВ, военный аналитик
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе