В истории с попыткой объединения Волковского театра и Александринки поставлена точка

23 мая стало известно, что президент РФ Владимир Путин поддержал предложение присвоить Волковскому театру статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.

Это означает, что театр будет отнесен к «высшей категории» культурного наследия России. Это категория, предполагающая особые формы государственной поддержки. Тем самым в истории предполагаемого объединения театров будет поставлена точка, считает член Ассоциации театральных критиков России Маргарита Ваняшова.


Предложение о присвоении этого статуса было отправлено руководству страны губернатором Ярославля и властями Ярославского края еще в 1999 году, накануне 250-летия Первого Русского театра, но осталось нереализованным. Осуществляется оно ровно через 20 лет, в 2020-м году мы будем отмечать 270-летие основания Первого, Национального, профессионального и общедоступного театра в России.

Марчелли (художественный руководитель театра – ред.) не имеет к этому предложению никакого отношения, как это подано в некоторых других СМИ. Новый статус – это предложение, внесенное правлением Союза театральных деятелей (СТД) РФ по итогам обсуждения вопроса об объединении Александринского и Волковского театров. Принято оно было единогласно, а само объединение признано ошибочным. Одновременно наш губернатор Дмитрий Миронов направил президенту Владимиру Путину предложение о присвоении нового статуса театру.

По сути, особое правовое положение театра – охранная грамота от любых вторжений. Волковский будет нельзя ни «сливать», ни объединять, ни продавать. И окончательное решение о присвоении статуса – не за Министерством культуры, как пишут СМИ, а за президентом и правительством. От Минкульта требуется только внести Волковский в Свод особо ценных культурных объектов, в так называемый депозитарий, в реестр. Гарантом суверенности театра станет правительство. Имущество Волковского будет неотчуждаемым, а земельные участки – в бессрочном и безвозмездном пользовании. 

Новый статус откроет для театра творческие и материальные перспективы. Творческие – возможность создания новых спектаклей, воплощения проектов, требующих не удешевленного, а реально необходимого финансирования. Важно также, что согласно новому статусу, часть средств от творческой деятельности, остается в распоряжении театра. Вряд ли в Волковский потекут «молочные реки», но материальное обеспечение актеров повысится, безусловно. 

Важно, что театр, став особо ценным объектом культурного наследия, будет иметь возможность самостоятельно определять штаты, численность и размеры оплаты труда работников. Это очень важная позиция! Новый статус закрепит и бренд «Первый Русский театр».

Надо особо подчеркнуть, что, к счастью, шумная история вокруг театра, связанная с пресловутым «слиянием», никак не сказалась на творческом уровне театра, на качестве его спектаклей, на игре актеров. Вот в этом – в сохранении уровня и качества спектаклей, актерской игры, в замечательной ансамблевости труппы, в многообразном репертуаре с мощной доминантой русской и мировой классики, с вниманием к разнообразным и глубоким опытам современной драматургии – надо видеть заслугу Евгения Марчелли. 

«Нужны новые формы», – говорил чеховский герой Костя Треплев в «Чайке». И Чехов, и его герой подразумевали новые эстетические формы театра, а не попытки создания театральных симулякров. 


Маргарита Георгиевна Ваняшова – профессор Ярославского государственного театрального института, доктор филологических наук, член Ассоциации театральных критиков России (АТК)

Автор
КУЛЬТУРОМАНИЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе