23 мая стало известно, что президент РФ Владимир Путин поддержал предложение присвоить Волковскому театру статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.
Это означает, что театр будет отнесен к «высшей категории» культурного наследия России. Это категория, предполагающая особые формы государственной поддержки. Тем самым в истории предполагаемого объединения театров будет поставлена точка, считает член Ассоциации театральных критиков России Маргарита Ваняшова.
Предложение о присвоении этого статуса было отправлено руководству страны губернатором Ярославля и властями Ярославского края еще в 1999 году, накануне 250-летия Первого Русского театра, но осталось нереализованным. Осуществляется оно ровно через 20 лет, в 2020-м году мы будем отмечать 270-летие основания Первого, Национального, профессионального и общедоступного театра в России.
Марчелли (художественный руководитель театра – ред.) не имеет к этому предложению никакого отношения, как это подано в некоторых других СМИ. Новый статус – это предложение, внесенное правлением Союза театральных деятелей (СТД) РФ по итогам обсуждения вопроса об объединении Александринского и Волковского театров. Принято оно было единогласно, а само объединение признано ошибочным. Одновременно наш губернатор Дмитрий Миронов направил президенту Владимиру Путину предложение о присвоении нового статуса театру.
По сути, особое правовое положение театра – охранная грамота от любых вторжений. Волковский будет нельзя ни «сливать», ни объединять, ни продавать. И окончательное решение о присвоении статуса – не за Министерством культуры, как пишут СМИ, а за президентом и правительством. От Минкульта требуется только внести Волковский в Свод особо ценных культурных объектов, в так называемый депозитарий, в реестр. Гарантом суверенности театра станет правительство. Имущество Волковского будет неотчуждаемым, а земельные участки – в бессрочном и безвозмездном пользовании.
Новый статус откроет для театра творческие и материальные перспективы. Творческие – возможность создания новых спектаклей, воплощения проектов, требующих не удешевленного, а реально необходимого финансирования. Важно также, что согласно новому статусу, часть средств от творческой деятельности, остается в распоряжении театра. Вряд ли в Волковский потекут «молочные реки», но материальное обеспечение актеров повысится, безусловно.
Важно, что театр, став особо ценным объектом культурного наследия, будет иметь возможность самостоятельно определять штаты, численность и размеры оплаты труда работников. Это очень важная позиция! Новый статус закрепит и бренд «Первый Русский театр».
Надо особо подчеркнуть, что, к счастью, шумная история вокруг театра, связанная с пресловутым «слиянием», никак не сказалась на творческом уровне театра, на качестве его спектаклей, на игре актеров. Вот в этом – в сохранении уровня и качества спектаклей, актерской игры, в замечательной ансамблевости труппы, в многообразном репертуаре с мощной доминантой русской и мировой классики, с вниманием к разнообразным и глубоким опытам современной драматургии – надо видеть заслугу Евгения Марчелли.
«Нужны новые формы», – говорил чеховский герой Костя Треплев в «Чайке». И Чехов, и его герой подразумевали новые эстетические формы театра, а не попытки создания театральных симулякров.
Маргарита Георгиевна Ваняшова – профессор Ярославского государственного театрального института, доктор филологических наук, член Ассоциации театральных критиков России (АТК)