Творчество нельзя ограничивать, но нужно контролировать.
Министерство культуры РФ определило 17 приоритетных для кинопроизводства тем на 2023 год до начала конкурсов на финансирование, сообщает РИА Новости. Речь идет в том числе о поддержке патриотических настроений, популяризации службы в армии, деградации Европы и миротворческой миссии России.
— Минкультуры продолжает поддерживать такие важные для общества темы, как защита семейных ценностей, патриотическое воспитание, сохранение традиций регионов России, успехи отечественной науки, популяризация профессии инженера и учителя, — цитирует агентство министра Ольгу Любимову.
ЯРНОВОСТИ пообщались с ярославским актером и продюсером Юрием Ваксманом, чтобы узнать его мнение на этот счет и понять, ждать ли в прокате клонов фильма «Крым» и подобных продуктов.
— Это не очень удачная картина, конечно. Но идея заняться идеологией — замечательная. Только опоздали лет на 30, — уверен Юрий Михайлович. — Другой разговор в том, что, кроме темы, нужно понимать, кто будет отсматривать сценарии, кто будет их утверждать. Потому что можно снять потрясающие патриотические картины про человека и ради человека, а можно наклепать что попало. Сейчас все будут подавать заявки в Минкульт, и мы можем увидеть очень много неудачных работ.
Похоже, не близка Ваксману и идея наличия конкретных тем, которые будут финансироваться в приоритетном порядке.
— Ведь патриотизм не ограничивается определенным списком. Можно снять, например, о том, что ты любишь и ради чего живешь — это не менее патриотично может получиться. Нельзя ограничивать творческого человека. Все должно быть в меру. Не просто запускать миллиарды, чтобы потом это никто не смотрел, а подходить вдумчиво и избирательно, — считает собеседник.
Мы поинтересовались также, смотрел ли ярославец картину основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина «Лучшие в аду», которая была снята во время спецоперации.
— Мне не удалось, но я слышал очень много хороших мнений об этой картине. Киношники мне сказали, что картина точная, честная, а самое главное— она показывает, что война — это плохо, — говорит Ваксман.
При этом продюсер подчеркивает, что в России есть много талантливых сценаристов и режиссеров, способных сделать действительно качественное патриотическое кино. А вопрос про волны эмиграции, в которые попали в том числе представители творческих профессий, собеседника возмутил.
— От передовой творческой интеллигенции — 2-3% только уехали. В России осталось навалом гениальных режиссеров и артистов. Да, они, может быть, не сторонники СВО, но они остались — это и есть настоящие патриоты. Да, у них другая позиция, но они в России. А кто хочет вернуться, пусть возвращаются. Так что писать есть кому, — считает Юрий Михайлович.
Сможет ли патриотический подъем оздоровить рынок российского проката, сказать сложно. После начала спецоперации с больших экранов исчезли картины большинства зарубежных производителей, которые собирали кассы и поддерживали индустрию. Впрочем, Ваксман считает, что поднимать отечественный кинопрокат придется не один десяток лет.
— Рынку тяжело. Как бы мы ни мечтали, процентов 80% было зарубежного контента. Но я вам скажу, например, я посмотрел «Сердце Пармы»: хронометраж для меня слишком большой, но технически снято на мировом уровне. Уверен, что голливудским картинам фильм не уступает, — говорит собеседник. — Надо развивать рынок, хватит опускаться до уровня потребителя. Надо зрителей подтягивать. Раньше люди ходили в театр, им давали сложные спектакли, и они думали, возвращались. Все читали книги, а потом привыкли к жвачке. Есть потрясающее американское кино, гениальное, но оно тоже штучное. Там тоже куча всякой шелухи, которая и попадает на наши экраны. Но нельзя все отрицать — надо разбираться. И показывать зрителю примеры классики, чтобы он думал, о чем говорит режиссер. И лет через десять мы можем воспитать совершенно другое общество.