Замминистра культуры Ольга Ярилова о нацпроекте "Культура": «Надо вовлечь как можно большее количество людей»

С 1 января 2019 года в России впервые стал реализовываться нацпроект «Культура». 
Именно в его рамках 15 июля в Печорах стартовало мероприятие «Волонтеры наследия».

Две тысячи добровольцев будут воссоздавать исторический облик улиц. Какие еще акции готовит проект, какие цели перед ним поставлены и зачем он нужен, рассказала "Культуромании" его администратор – заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова.


– Ольга Сергеевна, зачем все-таки нужен нацпроект «Культура»?

– Давайте начнем с того, что культура впервые вошла в число национальных приоритетов. Это дает огромные финансовые и административные возможности для развития отрасли в стране.

Основная идеология нацпроекта – обеспечить максимальную доступность к культурным благам, улучшить инфраструктуру в регионах, децентрализовать услуги культуры. Не нужно кривить душой: состояние учреждений культуры во многих регионах достаточно плачевное. В них очень давно не вкладывали средства, не модернизировали материально-техническую базу. Кроме того, во многих населенных пунктах сейчас вообще отсутствуют стационарные учреждения культуры. Эти проблемы мы планируем решить за счет тех беспрецедентных возможностей, которые дает национальный проект «Культура».

В результате его реализации жители малых и средних городов, сельских территорий получат более тысячи новых и модернизированных объектов, современным оборудованием будет оснащено более 3,5 тысяч учреждений культуры. Миллионы людей по всей стране получат доступ к качественной инфраструктуре культуры. Мы хотим, чтобы каждый житель России почувствовал изменения к лучшему.

– Деньги планируется выделить немалые – 113,5 миллиарда рублей, из них 84 млрд предназначено федеральному проекту «Культурная среда», 22,6 миллиарда планируется потратить на «Творческих людей» и 6,8 миллиарда – на «Цифровую культуру». Чем объясняется такой дисбаланс?

– «Культурная среда» – это мероприятия, в основном связанные с инфраструктурой: строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, реновация, закупка оборудования. Они всегда требуют значительных вложений. Так что этот «дисбаланс» выражается исключительно в деньгах.

Проект «Творческие люди» обеспечит поддержку творческим коллективам, создание нового культурного продукта. А проект по цифровой культуре предполагает создание интерактивных выставок и мультимедийных гидов, трансляции концертов, наполнение афиш виртуальных концертных залов.

Таким образом, мы покрываем все измерения культуры, которые помогут достичь поставленных целей. И с этой точки зрения нацпроект очень хорошо сбалансирован. Мы уделяли этому особое внимание при подготовке.

– Вы сказали о целях. Каким показателям должен соответствовать нацпроект «Культура»?

– Глобально перед нами стоит две задачи, которые мы определили в качестве основных по итогам реализации нацпроекта. Первая – увеличить к 2024 году на 15 % число посещений организаций культуры. Вторая – в пять раз повысить количество обращений к цифровым ресурсам. Отсчет мы ведем от показателей по итогам 2017 года. Это наша стартовая позиция.

Если мы говорим о цифровой культуре, то базовая цифра – 16 млн. обращений. Это порталы «Культура.РФ» и «История.РФ», Национальная электронная библиотека, каталог Музейного фонда, платформа дополненной реальности «Артефакт», информационные ресурсы подведомственных учреждений культуры. Так вот эти 16 миллионов, добавив региональные и муниципальные ресурсы в культуре, мы к концу 2024 года должны довести до 80.

С посещаемостью чуть сложнее. Мы не могли не учитывать, что регионы начинают реализацию нацпроекта с разных позиций. Поэтому провели не одно совещание, прежде чем определиться: при методике расчета целевого показателя субъекты самостоятельно определяют темпы роста и приоритеты по каждому виду учреждений.

Иными словами, есть искомые 15% прироста. И нас интересует именно эта, конечная, цифра, а не то, за счет каких учреждений культуры регионы будут ее обеспечивать. Где-то основной прирост обеспечат библиотеки, где-то – дома культуры, где-то – театры. Это важно, поскольку в каждом субъекте свои особенности, своя сеть учреждений, на которую они будут опираться.

– А как формировалась эта цифра?

– Мы провели анализ роста посещаемости за предыдущие годы. Оказалось, что в некоторых учреждениях он составил не более 1 процента в год, а где-то и вовсе был отрицательным. То есть в нынешних условиях достижение целевого показателя – настоящий прорыв для отрасли.

У нас есть план, какой процент должен быть достигнут по итогам каждого года реализации нацпроекта. А для оперативного анализа и оценки мы собираем с учреждений культуры ежеквартальные мониторинговые отчеты. По итогам первых двух кварталов от графика мы не отклонились.

– В начале апреля премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что вице-премьеры и министры будут нести личную ответственность за реализацию в России нацпроектов. Есть ли у Вас свои KPI, по которым Вы будете отчитываться?

– Конечно. Правительством были определены промежуточные и конечные контрольные точки, так называемые «вехи», обеспечивающие выполнение задач. Это наиболее важные, ключевые показатели, которые демонстрируют изменения в качестве жизни людей.

Кроме того, в каждом федеральном проекте разработан поэтапный план мероприятий с контрольными точками. По ним мы и двигаемся. Кроме того, есть ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты, о которых я уже сказала. Все они направляются в правительство.

В рамках рабочей группы совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам ведется мониторинг по ключевым задачам, финальным результатам, целевым показателям и вехам нацпроекта. А есть ведь еще Счетная и Общественная палаты, рабочая группа в рамках Госсовета по культуре, экспертная группа в рамках профильного комитета Госдумы – контроль у нас буквально со всех сторон. Но это положительный момент, поскольку это позволит нам оперативно принимать решения и корректировать направления своей работы в случае необходимости.

– А в чем принципиальное отличие нынешнего механизма реализации нацпроектов от существовавших до этого механизмов реализации госзадач?

– Основное отличие – это нацеленность на качественный результат: не просто обеспечить количество объектов, как в госпрограммах, а достичь определенной цели. Если раньше было важно, сколько мы построим, то сейчас – для чего все это делается и как это изменит жизнь людей. В нашем случае цель – вовлечь в культуру как можно большее количество людей, обеспечить им доступ к услугам культуры, возможности для самореализации, для удовлетворения своих культурных потребностей. Для этого организован и масштабный мониторинг: мы не просто отчитываемся раз в год о достижении тех или иных показателей, а системно смотрим, насколько правильным путем мы двигаемся, нужно ли что-то корректировать.

Это глобальное отличие. Если же говорить о частностях, то их довольно много. Я бы выделила два. Во-первых, есть механизм, который позволяет распределять между субъектами средства на три года, а не на один, как было в госпрограммах. Для регионов это возможность более грамотно и эффективно спланировать свои действия.

Второй момент – беспрецедентно низкий уровень софинасирования со стороны регионов. Он в десятки раз ниже, чем в рамках государственных программ. Если в рамках госпрограмм это 30-40%, то в рамках нацпроектов – всего лишь 1-5%. Это дает возможность охватить гораздо больше регионов.

– Будут ли при распределении средств учитываться особенности того или иного региона, или все получат одинаковые средства? Особенно интересен в этом отношении ДФО.

– Задачи раздать средства всем регионам равномерно перед нами и не стояло. Это просто неправильно, учитывая, что есть богатые регионы-доноры, а есть регионы, которые не могут самостоятельно поддерживать сферу культуры на должном уровне. Конечно, в этом случае распределять бюджетные деньги поровну между ними было бы просто несправедливо, недальновидно и неэффективно.

Что касается субъектов ДФО – они в приоритете. В общей сложности в рамках нацпроекта им будет выделено около 3 млрд рублей федеральных средств. Там сейчас довольно сложная ситуация: очень низкий охват населения услугами культуры, очень большие территории. Поэтому, например, не во всех регионах будут приобретены автоклубы – они просто не везде смогут оказаться полезными.

Будем строить центры культурного развития, новые стационарные клубы – они появятся даже в небольших поселках. Реконструкция и капитальный ремонт театров, оснащение детских музыкальных школ и училищ оборудованием и музыкальными инструментами, гастрольная деятельность, обучение и переподготовка кадров – все это тоже предусмотрено для регионов ДФО.

Ну и, конечно, особое внимание цифровым технологиям. Благодаря им выступлениями великих деятелей культуры и искусства сейчас можно наслаждаться даже в тех местах, где раньше об этом и подумать не могли. И в прямом эфире, и в записи, и даже по запросу на сайте.

– Раз уж заговорили о цифровых технологиях. Что из себя будут представлять виртуальные концертные залы? Можно ли уже побывать в них?

– Виртуальный концертный зал – это комплект оборудования, который мы устанавливаем в залах клубов, театров и даже музеев. Он позволяет транслировать концерты из крупнейших филармоний страны как в прямом эфире, так и в записи. Соответственно, стоимость комплекта оборудования зависит от величины зала.

Этот проект начался уже 5 лет назад – в 2014 году. С тех пор по всей стране появилось уже более трехсот таких залов. В основном они функционируют на базе филармоний. Оценив, насколько они востребованы и популярны, мы решили создать в разных городах еще 500 таких площадок. В этом году в 33 субъектах в общей сложности появятся 80 новых ВКЗ.

Афиша будет максимально разнообразной. Для этого мы оцифровываем большое количество самых разных мероприятий, которые проходят в крупных городах.

– Вы неоднократно говорили о поддержке некоммерческих организаций. Почему, на Ваш взгляд, это важно?

– Здесь сразу несколько аспектов. Во-первых, проекты НКО – это всегда быстрая и максимально точная реакция на любые изменения, которые происходят в социокультурной среде. Во-вторых, помогая воплотить проекты в жизнь, мы создаем базовую площадку для развития креативных индустрий.

Поддерживая интересные творческие проекты некоммерческих организаций на протяжении последних лет, мы остались очень довольны результатами и убедились в эффективности этой работы. Поэтому в рамках нацпроекта она расширена. Я бы даже сказала, что поддержка проектов НКО – одно из ключевых его направлений. Мы стараемся рассмотреть и отобрать все лучшее, выявить таланты и помочь реализовать проекты. Подчеркну: поддерживаем мы не организации, а конкретные проекты. Это помогает нам эффективнее распределять средства.

– Насколько существенна для них такая поддержка?

– Судите сами: частные фонды выделяют гранты в размере около полумиллиона рублей, а в нацпроекте предусмотрено до 3 млн. рублей на каждый. Кстати, в некоторых регионах уже состоялись мероприятия, которые мы в этом году поддержали. И их итогами мы удовлетворены.

– Недавно Вы заявили о том, что в рамках нацпроекта «Культура» готовится масштабная переквалификация работников этой сферы. Почему это важно?

– Отрасль в последние годы существенно информатизируется, внедряются новые технологии – все это требует новых компетенций от работников учреждений культуры. Кроме того, растет и общий уровень требований к услугам культуры. Именно поэтому мы запускаем масштабную программу непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров.

Для этого у нас задействованы лучшие творческие вузы по всей стране. На моей памяти такое делается впервые. За шесть лет обучение пройдут около 200 тысяч человек – от осветителя до художественного руководителя. Это примерно четверть всех работников, занятых на сегодняшний день в отрасли.

При Российской академии музыки имени Гнесиных, ГИТИСе, ВГИКе, Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, Санкт-Петербургском и Краснодарском государственных институтах культуры, Дальневосточном институте искусств уже работают специальные центры повышения квалификации. Всего в 2019 году обучение в них центрах пройдут 14 тыс. человек. А к 2021 году такие центры появятся на базе еще восьми творческих вузов. Все программы рассчитаны на то, что обучение может проходить как очно, так и заочно, в онлайн-режиме.

У программы действительно большой потенциал. Через шесть лет мы рассчитываем получить серьезное кадровое «подкрепление» в лице современных специалистов высокого уровня. Учитывая, что именно от них во многом зависит качество культурного продукта, это очень важно.

– И напоследок: какие из нововведений нацпроекта лично вам кажутся наиболее знаковыми и многообещающими?

– Являясь администратором нацпроекта, я очень ценю каждое из его мероприятий. О поддержке НКО и программе переподготовки я уже сказала. Также мы впервые предусмотрели поддержку для коллективов творческой самодеятельности. Уже стартовала программа «Волонтеры культуры». По всей стране в течение лета будут открываться специальные кампусы. С 15 июля начался проект «Волонтеры наследия» в городе Печоры Псковской области, который продлится целых два месяца. 2 тысячи добровольцев из регионов получат возможность в том числе поучаствовать в практических работах по воссозданию исторического облика улиц, прилегающих к объектам культурного наследия.

Отметила бы еще автоклубы и модельные библиотеки – несмотря на то, что это не новинки, в таких масштабах мы регионы ими никогда не обеспечивали.

Но отдельно я все же выделила бы мероприятия, связанные с детьми. В последние годы мы много сил и средств вложили в инфраструктуру. Теперь пришло время вложиться и в тех, кто будет этой инфраструктурой пользоваться. До конца этого года 300 образовательных учреждений из 42 регионов будут оснащены новыми музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами. Реконструкция и капитальный ремонт детских театров, проведение творческих фестивалей и конкурсов для детей и молодёжи, разработка культурно-просветительских программ для школьников – все это важнейшие аспекты национального проекта.

Автор
Елена Сердечнова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе