Храмы будущего. Традиции в зодчестве дополнят инновациями (+ фото)

На протяжении последних 500 лет образ храма динамично развивался. И если сравнить, как строили храмы, например, в Пскове и Петербурге, то видно, каким разнообразным может быт храмовое зодчество.

Деревянные храмы в северном стиле с прозрачной кровлей. Храмы, которые могут менять «кожу», внешнюю отделку. Храмы-двойники исторических памятников. Таким видят будущее храмового зодчества победители конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма». Десять финалистов этого состязания, проведенного Союзом архитекторов России и Союзом благотворительных организаций России при поддержке Московского Патриархата Русской Православной Церкви, были названы 19 декабря в Москве.

Авторов, которые представили лучшие проекты, наградят поездкой на Святую землю и денежной премией. Но, пожалуй, главной наградой будет возможность реализовать свой проект. Работы финалистов рассмотрят в Патриархии и, возможно, те храмы, которые сегодня существуют только в виде чертежей и 3D- моделей, завтра обретут реальные очертания.


Владилен Красильников

«Сегодня завершается 20-летие восстановления Церкви, наступает новое время, и это момент искать новые направления в храмовом строительстве, — сказал Владилен Красильников, народный архитектор России и председатель жюри конкурса. — На протяжении последних 500 лет образ храма динамично развивался. И если сравнить, как строили храмы, например, в Пскове и Петербурге, то видно, каким разнообразным может быт храмовое зодчество.

«Те, проекты, которые мы видели — это храмы уже даже не 21 века, а 22-го. Выбирая победителей, мы оказались в сложном положении, когда ругать нас будут двух сторон. С одной стороны, приверженцы традиций обвинят нас в новаторстве. С другой, новаторы назовут нас ретроградами», — сказал протоиерей Андрей Юревич, член Союза архитекторов России.

Жюри конкурса согласилось: храмовое зодчество — это сфера, где недопустимы торопливость, работа без углубления в контекст, и безудержный поток фантазии, все-таки главное здесь — традиция. Архитектор и сам должен быть верующим человеком: без этого специфику храмового строительства ему не понять. В то же время, строить храмы, как это делали в старину, видимо уже не получится: изменились и материалы, и техника.

«Я не пытался искать новые образы для храма, но старался выразить старый образ современным архитектурным языком», — рассказал «ПравМиру» архитектор Антон Литовский, один из победителей конкурса. Он представил на конкурс проект традиционного северного деревянного храма. Но в отличие от своих исторических источников храме в качестве покрова вместе с деревом используется стекло. Это дает в помещении эффект рассеянного света, создающий нужную атмосферу для молящихся, считает автор.

Антон Литовский

«Будущее храмового строительства — это традиционный образ, созданный при помощи новых материалов, — говорит Литовский.- Простой пример: есть такой материал как бетон, неизвестный нашим предкам. Бетон может давать большие пролеты — понятно, что в храмовом строительстве его можно эффективно использовать, и это будет давать ход новым архитектурным решениям.

Другой вопрос, на который попытались ответить организаторы конкурса: ждать ли в будущем типизации православных храмов? Программа строительства 200 храмов в Москве предлагает несколько типовых проектов. Не исключено, что при апробации подобной программы в других мегаполисах, храмы также будут выполняться по типовым макетам.

Несомненно, некоей типизации не избежать, пришло к выводу жюри конкруса: Однако, храмы — это всегда люди, это разные регионы и пейзажи, и поэтому совсем одинаковыми они быть не смогут.

Конкурс объявили 24 сентября 2013 года. За это время в оргкомитет прислали более 111 работ. Кроме отечественных архитекторов, в нем приняли участие специалисты из Польши, Болгарии, Литвы и других европейских стран.















Подготовил Михаил Боков, фото Владимира Горбунова

Православие и мир

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе