На прошлой неделе в области прошёл 14-й международный фестиваль «Свет миру».
Показы были в Рыбинске, Тутаеве, Угличе, Ярославле. Идея возникла давно и оказалась несколько спонтанной, рассказывает директор проекта Евгений Глазунов. Руководители творческого объединения «Детектив» и рыбинской студии «Колибри» — Олег Свободин и Алла Котова соответственно — возвращались с одного из кинофестивалей, обсуждая, что детские и фильмы со взрослыми сценами не должны быть в одой категории. Появилась задумка сделать свой фестиваль — для молодёжи. Тогда они обратились к епископу Рыбинскому Вениамину, который с радостью поддержал эту идею, поэтому организатором события выступает местная епархия
— Первые фестивали проходили в походных условиях, — вспоминает Евгений Глазунов. — Возможности снять гостиницу не было ни у нас, ни у самих участников. Организовывали ночлег прямо в гимназии, приносили матрасы, раскладушки. Столы тоже накрывали своими силами, резали бутерброды с колбасой. Но это был новый опыт, новые знакомства и все остались довольны. Первые три года к нам приезжали кинематографические «пионеры», совсем начинающие. На первый фестиваль прошло около ста фильмов по итоговому отбору, но фестиваль уже получил статус международного.
Евгений Глазунов
Ситуация изменилась, когда в 2014 году впервые удалось получить финансирование. Один миллион выделил Национальный фонд поддержки правообладателей и 500 тысяч — министерство культуры. Тогда фестиваль принял рекордное количество гостей — 120 человек.
— Была идея сделать мостик между духовной и светской культурой, — поясняет концепцию Евгений Глазунов. — Поэтому у нас есть православная номинация «Свет миру», но на неё приходится только 10% от фильмов, которые мы принимаем. К нам приезжают мусульмане, иудеи, буддисты. У нас на фестивале как на международной космической станции: нет границ. Все политические вопросы мы оставляем за дверями. У нас — «свет миру», дружелюбное общение. Я убеждён, что плохой человек не может снять хорошее кино. «Свет миру» призван побуждать в людях светлые чувства. Но это, конечно, не значит, что в фильме не может быть конфликта. Например, в этом году на открытии представили фильм «Астрахань», где конфликт между отцом и сыном показан, но потом всё разрешается. Есть один из законов драматургии: с героем изменения должны произойти в течении фильма. И если изменения не происходят, нам это не интересно.
Основные критерии отбора — кино должно вызывать добрые чувства, несмотря на все конфликты и показанные проблемы.
Иногда и резкое слово может прозвучать, но оно должно быть уместно. Все фильмы без ненормативной лексики, либо фразы «запикиваются».
Есть и базовые условия для участия в фестивале. Например, могут участвовать только авторы до 35 лет. После 35 лет можно выступать с фильмами для детей в категории «Взрослые — детям».
— Мы нашли такую нишу — молодёжный фестиваль, в этом есть и плюсы, и минусы. Из минусов, то, что иногда мы не можем взять по-настоящему хорошую картину только потому, что автору исполнилось 36. Но есть плюс, в том, что мы можем поддержать начинающих. Кино — это очень дорогое удовольствие. Наше министерство культуры финансирует игровое кино из расчёта 100 тысяч одна минута, и это очень мало. Авторы часто отказываются от покупки машины или квартиры, чтобы снять свой первый даже самый скромный фильм. Диплом нашего международного фестиваля — это как трамплин, признание, которое поможет в дальнейшем искать продюсеров, получать финансирование. Мы даже сами замечаем, как наши авторы растут с каждым годом.
На фестиваль может отправить заявку каждый. Есть абсолютные новички. Но есть и признанные работы. Например, ежегодно заявляются участники и призёры Каннского и Венецианского фестивалей. Когда организаторы просматривают заявки, прошлые регалии роли не играют. То, что у фильма есть ещё какие-то награды, часто узнаётся позднее. В этом году в финал попал французский короткометражный фильм, который стал лауреатом Каннского фестиваля прошлого года как лучший дебют.
Наравне с новичками в фестивале участвуют и известные кинематографисты.
На фестиваль этого года приезжал Владимир Аленников со своей работой «Мятежники». Это уже признанный мастер, он снимал советский фильм «Приключения Петрова и Васечкина». Приезжала актриса Анна Яновская, она участвовала в фестивале как режиссёр с работой «Стихия таланта. Новые имена».
Второй год в заявках была даже работа от представителей Антарктиды. Но на финал не у всех есть возможность приехать. В этом году были гости из Ирана и участник из Македонии. Вообще из Ирана каждый год много заявок. Также планировали визит участники из Непала, Марокко, Турции, но не получилось приехать.
— Мы показываем лицо России иностранцам в том числе тем, которые приезжают издалека, и очень хочется, чтобы они составили хорошее впечатление о нашей области и стране, поэтому стараемся, чтобы гостиница была хорошая, культурную программу сделать. Стараемся обеспечить индивидуальный подход, заранее продумываем меню для мусульман, для вегетарианцев. Если бы был бюджет больше, то можно было бы приглашать больше известных людей, повышать медийность, делать PR-компанию. Сейчас бюджет уходит на питание, транспорт, проживание гостей и минимальные зарплаты организаторам, — поясняет оргмоменты Евгений Глазунов.
Руководитель проекта добавляет: «Свет миру» не просто фестиваль. Это и образовательный проект. Такое направление называется «кинопедагогика». Команда «Свет миру» начала им заниматься ещё 14 лет назад. Педагоги входят и в жюри фестиваля. Поэтому фильм, который сделан не очень качественно с кинематографической точки зрения, но при этом несёт высокую смысловую нагрузку, часто получает высокие оценки именно от педагогов, и у таких картин появляется шанс дойти до финала. Отобранные фильмы показывают на уроках, специалисты анализируют реакцию детей и на основе этого пишут методички. Эти пособия находятся в открытом доступе на сайте фестиваля и ими могут пользоваться учителя по всей России.
— Когда мы выбираем фильмы, я всегда думаю, где мы потом их сможем показывать. Это главный критерий. Есть проект «Эхо фестиваля»: раз в месяц в «Вымпеле» мы собирали школьников, привозили автора фильма на встречу и устраивали просмотр. Пока эти встречи на временной паузе из-за событий в «Крокусе», мы не можем проводить показы — в бюджет не заложены траты на охрану. Но мы стараемся приспособиться и выйти из положения. Например, сами ходим в школы, собираем по два-три класса и устраиваем показ и обсуждение, — говорит Евгений Глазунов.
Одна из самых трудоёмких частей — это первичный отбор. Например, в этом году было подано почти три с половиной тысячи заявок. Евгений Глазунов отмечает, что работа похожа в чём-то на работу золотоискателя. Из такого количества нужно найти действительно стоящие работы. Обычно в финал организаторы отбирают примерно 120-130 заявок, из которых потом жюри отмечает лучшие. В этом году в шорт-лист выбрали 133 работы в 18-ти номинациях.
— Мы начинаем первого октября и завершим приём 31-го марта. За это время каждый из нас должен обработать около тысячи заявок. Некоторые, конечно, мы отсеиваем сразу с первых кадров, но остальные отсматриваем внимательно. Около 500 работ отсматриваем точно. Я стараюсь каждый день смотреть по два-три фильма, — рассказывает Евгений Глазунов.
Сейчас, когда фестиваль закончился, организаторы начинают готовиться к следующему. Уже четыре раза фестиваль поддержал Фонд президентских грантов. Планируется участие в грантовом конкурсе и в следующем году. Но как отмечает, Евгений Глазунов, гранты — это как лотерея. Организаторы начинают принимать заявки, даже не зная, получится организовать финал или нет. Есть надежды на помощь от министерства культуры. Планов очень много, но большинство вопросов упираются в финансирование.
— В планах — сделать в рамках проекта «Эхо фестиваля» показы и для взрослых. Но имеются сложности с площадками по вечерам. Нам сейчас нужно помещение хотя бы на 30-50 зрителей, но на постоянной основе. Всё оборудование у нас есть. Аудитория разная — от детей до пожилых. В программе на любой возраст есть свой фильм. Мы показываем вообще везде, где зовут. Самое главное, чтобы были зрители. Когда нас куда-то приглашают, мы только рады и открыты к сотрудничеству. Мне нравится этим заниматься, я вижу плоды наших трудов. Когда у зрителей в зале загораются глаза, когда подходят с благодарностью после сеанса, это дорого стоит, — резюмирует директор фестиваля.