Первый среди частных

В Москве открылся Музей русской иконы. Единственный во всей стране крупный частный музей древнерусского сакрального искусства появился ровно тогда, когда оно стало предметом отнюдь не только научных дискуссий.

Бизнесмен Михаил Абрамов, огромная коллекция которого и образовала фонды нового музея, частично ее уже показывал: несколько лет временным пристанищем экспозиции были не слишком подходящие для этого помещения в деловом центре "Верейская плаза". Теперь иконы (а также немного редких произведений декоративно-прикладного искусства, прежде всего средневековая церковная утварь) получили первоклассное пространство для демонстрации: под музей приспособлены два отреставрированных и объединенных особняка на Швивой горке. 

Свет, оборудование, технические условия экспонирования — все это таково, что комар носу не подточит, поскольку владелец коллекции почел за лучшее по всем вопросам советоваться со специалистами. Точно так же, собственно, он поступал, формируя саму коллекцию. Это немаловажно: допустим, аукционы, посвященные русским иконам, проходят регулярно, но часто уровень предлагаемых там международному покупателю произведений не совсем таков, как заставляют предположить заявленная цена и зазывные рекомендации на страницах каталогов.

В результате высококачественных, вполне музейного достоинства произведений у Михаила Абрамова предостаточно и, судя по экспозиции музея, они составляют не столько вершины, сколько средний уровень его коллекции: скажем, XVI век представлен обильно, разными школами (отметим крупный корпус псковских икон), но есть даже и более ранние вещи, вплоть до XIV столетия. И покупалось все это не только на Западе, но и в России, у почтенных и авторитетных коллекционеров Москвы и Петербурга, собиравших иконы еще с советского времени.

Занятно, что это не просто музей древнерусского искусства: русские иконы дополнены греческими (поздневизантийского и поствизантийского времени) и даже эфиопскими. И экспонируются они иногда довольно затейливо: зал с эфиопским искусством имитирует пещерную церковь, при греческом иконостасе в стиле оттоманского барокко смонтировано эрзац-алтарное пространство с соответствующим предметным рядом, в одном из залов стоит подлинная староверческая избушка-молельня, привезенная из-под Вышнего Волочка.

Словом, по всему понятно, что это не временная демонстрация коллекции, с которой еще неизвестно что будет (иконы — вещь ликвидная), а именно что музей, даже почти утрированный "музей музеевич", у которого имеется и функция культпросвета, недаром в одном из залов посадили иконописца, который должен будет при всем честном народе тереть пигменты, левкасить доски и отвечать на вопросы. Это немного наивно, это аттракцион; однако, с другой стороны, куда еще пойти человеку с улицы, чтобы не только посмотреть хорошего уровня иконописную коллекцию, но и получить нормальное количество сопутствующей информации? Наши музеи в основном предпочитают ждать, пока гора сама придет к Магомету. И в результате этого ожидания мы имеем ту ситуацию, когда есть сонмы граждан, которые вроде бы и не оголтелые фанатики, но совершенно искренне считают, что икону попросту невозможно воспринимать как произведение искусства, что она непременно должна быть в церкви и что музейщики хранят ворованное.

Вообще тема "хранения ворованного" чисто теоретически может приобрести довольно острое звучание в случае Музея иконы. Поскольку это музей частный, его собрание никакого отношения к Государственному музейному фонду РФ не имеет, так что соответствующая оговорка в законе о реституции церковных имуществ на него не распространяется. Пока никаких претензий к музею со стороны церковных общин нет, а в каталоге музейного собрания на всякий случай почти каждое описание предваряется словами "происхождение неизвестно". С другой стороны, права частной собственности у нас тоже вроде как охраняются законом, поэтому от коллекционеров такого рода ждут в основном "добровольных дарений". Михаил Абрамов, очевидно, решил с самого начала выразить свое отношение к проблеме: на открытии музея торжественное дарение действительно имело место — но облагодетельствованной стороной оказался музей-заповедник "Ростовский кремль", которому вернули похищенный из него 15 лет назад резной запрестольный крест XVI века.

Василий Лепских

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе