Царей много, игумен — один

В Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике развернута уникальная, богатейшая экспозиция.
Михаил Нестеров. «Труды Преподобного Сергия»


«Преподобный Сергий — помощник всему государству и государям российским» — так называется выставка, которая будет действовать в музейном комплексе «Конный двор» до конца 2020 года. Она знакомит посетителей с традициями почитания Сергия Радонежского, рассказывает об основании знаменитой Лавры и других важных вехах многовековой жизни страны.


Потир. Вклад Бориса Годунова 1596–1597


Как известно, отрочество и юность будущего святого, небесного покровителя Руси прошли в селе Радонеж. На одном из макетов представлено в миниатюре, каким оно было в XV столетии. В соседней витрине показаны археологические находки из местного городища. Самая древняя из них — бронзовая подвеска VII–VIII веков в виде медведя. В дохристианские времена хозяина леса в этих местах почитали как священное животное. Копия рисунка из жития иллюстрирует повествование о том, как Сергий кормил и приручал косолапого гиганта. Возможно, авторы придавали данному эпизоду символический смысл — указывали на духовное превосходство православного святого над языческим божеством.

На стендах — иконы XVI столетия с изображением Сергия Радонежского, многочисленные образы, созданные в последующие эпохи.  Экспозиция рассказывает, как игумен земли Русской преобразовывал монашество, способствовал развитию православной культуры, объединял разобщенный народ. Пришедшие на выставку имеют возможность изучить карту с обозначением обителей, основанных прп. Сергием, его учениками и последователями; рассмотреть иконы, на которых изображены Пафнутий Боровский, Стефан Махрищский, Савва Сторожевский, написанный Симоном Ушаковым образ второго игумена Троице-Сергиева монастыря, преподобного Никона Радонежского — при нем были обретены нетленные мощи Сергия, построен Троицкий собор, для украшения которого преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного).


Хоругвь «Явление Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому». 1650. Вклад царя Алексея Михайловича и его жены Марии Ильиничны


История одной иконы любопытна особенно. Изготовление серебряной раки для мощей Сергия Радонежского начали еще при Иване IV, а после смерти Грозного царя, в 1585 году, ее лично доставили в монастырь Федор Иоаннович и его жена Ирина Годунова. Крышку деревянного гроба, в котором прежде хранились священные останки, приказано было «розняти на образы» и на одной части в 1588 году келарь Евстафий (Головкин) написал икону «Явление Богоматери преподобному Сергию». Позже к среднику  добавили створки, и получился искусно выполненный складень.

С середины XVII века икона стала покровительницей русского воинства. Впервые ее взял с собой на войну с Речью Посполитой царь Алексей Михайлович. По возвращении на среднике сделали надпись, свидетельствующую о том, что благодаря священной реликвии было одержано множество побед. Затем государь вернул святыню в монастырь. В следующий раз ее повезли на места сражений в 1703-м, по приказу Петра I. Несколько лет она сопровождала воевавшую со шведами армию. С 30-х годов XVIII века икону украшал новый серебряный чеканный оклад; она была помещена в серебряный ковчег и деревянный киот, створы которого также были украшены серебряным окладом. Впоследствии на серебряной пластине, прикрепленной к окладу, выгравировали памятные строки, сообщающие о ратных успехах, в том числе — в Полтавской битве.

В 1812 году священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры митрополит Платон (Левшин) выслал икону Александру I, а государь передал ее московскому ополчению, героически сражавшемуся при Бородино и в заграничном походе, — о тех знаменательных событиях тоже было начертано на ковчеге. Побывала святыня и на Крымском полуострове в период Восточной войны: Александр II получил ее из рук митрополита Филарета и отправил в Крым. Пока складень везли, началось перемирие. В связи с этим на серебряном ковчеге появилась надпись: «И брань бежала от лица Ея...»

Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов икона вновь находилась при монархе. В Русско-японскую главнокомандующий Алексей Куропаткин возил ее на Дальний Восток. В 1914-м Николай II послал реликвию в ставку Верховного главнокомандующего. Из-за последующих революционных событий новые надписи на ковчег никто не наносил...


Икона «Преподобный Сергий Радонежский с Житием». 1591


Другой святой образ, созданный Евстафием (Головкиным) из части  гробовой доски в 1591 году, — «Преподобный Сергий Радонежский с Житием» также представлен на выставке.

Поистине великая миссия выпала Троице-Сергиеву монастырю во время Смуты. Обитель пережила почти 16-месячную осаду. Несмотря на яростные атаки, обстрелы, подрывы и подкопы враги не смогли подняться на монастырские стены. Когда силы защитников были на исходе, на помощь подоспели отряды Михаила Скопина-Шуйского, и неприятель отступил. Стойкость осажденных, их победа сыграли ключевую роль, укрепили дух нашего народа, мобилизовали его на дальнейшую борьбу с иноземными захватчиками.

Во второй половине XIX века литографская мастерская Лавры, основываясь на сказаниях прославленного келаря Авраамия (Палицына), напечатала серии эстампов, посвященных этому подвигу. Два из них можно увидеть в зале музейного комплекса.

Копия иконы середины XVII века, на которой изображен план Троице-Сергиева монастыря, показывает, как он выглядел в ту эпоху. Под стеклом выставлены старинные рукописи: Указная грамота великого князя Ивана IV, «Копийная книга» 1859 года (перепись древних документов), «Вкладная книга» 1639 года — книга пожертвований княжеских, боярских, дворянских, купеческих и крестьянских родов. Монахи вели строгий учет как внесенных вкладов, так и всего церковного имущества.

По словам старшего научного сотрудника музея Татьяны Кузнецовой, эти книги дают возможность проследить судьбу многих предметов, поступивших в коллекцию музея из Лавры. Самыми щедрыми были, разумеется, царские дары. Русские государи и государыни почитали преподобного Сергия как своего ходатая перед Богом, совершали паломничества к Троице, передавали обители земли, большие суммы денег, драгоценную утварь. Но и монастырь помогал государству в трудные времена.


Покров. «Явление Богоматери  преподобному  Сергию Радонежскому». 1587


Главный сюжет жития святого и данной выставки — Явление Божией Матери Сергию Радонежскому — представлен также на бархатном покрове, включающем в себя фрагменты древнего «воздуха» (плат, покрывающий богослужебные сосуды, был передан Лавре боярыней Матреной Вепревой в 1524 году). Шитый золотом, серебром и жемчугом покров на раку святого с тем же сюжетом поступил сюда от Бориса Годунова в 1587-м. Кроме того, будущий царь передал в дар монастырю серебряный с позолотой напольный трехсвечник в виде цветущего древа и золотой литургический прибор, украшенный драгоценными камнями и чернью. Царствовавший 4 года Василий Шуйский успел подарить покров с образом преподобного Сергия.

Двусторонняя хоругвь — вклад царя Алексея Михайловича. Императрица Анна Иоанновна пожертвовала фелонь (богослужебное облачение священника), пошитую из коронационного платья, и две золотые панагии. Царица Елизавета Петровна — архиерейскую мантию с украшенными жемчугом скрижалями (на них изображены Сергий и Никон Радонежские, а также вензель вкладчицы), Екатерина II — вышитый золотом «воздух».

На выставке частично представлена коллекция портретов венценосных особ и членов их семей, которую Лавра собрала за несколько веков: Петра I — в его судьбе монастырь сыграл особую роль, будущий император укрывался за его стенами в 1682-м и 1689-м, во время стрелецких волнений и борьбы за власть; его единокровного брата Иоанна Алексеевича и супруги последнего Прасковьи Федоровны; царевича Алексея Петровича, а также Петра II, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла Петровича, Александра I.

Выставленная здесь картина «Николай I в Серапионовой палатке» рассказывает о посещении в 1834 году императором места, где когда-то находилась келья преподобного Сергия и где святому явилась Приснодева.

Заслуживают внимания портреты выдающихся иерархов Русской православной церкви — митрополитов Платона (Левшина), Филарета (Дроздова) — и многие другие экспонаты. Некоторые из них возрождены реставраторами совсем недавно и показаны впервые.

Автор
Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе