Творчество как молитва

О выставке «Акварели Великой Княгини Ольги Александровны» в Белгороде.

Владыка Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский, известный своими общекультурными попечениями, организовал в областном Художественном музее выставку «Акварели Великой Княгини Ольги Александровны». Экспозицию из двух сотен произведений младшей дочери Государя Александра III и Императрицы Марии Федоровны, родной сестры Царя-страстотерпца Николая II, привезла в Белгород невестка августейшей художницы, вдова ее сына Тихона Николаевича — Ольга Николаевна Куликовская-Романова, возглавляющая «Благотворительный Фонд имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны».


Основная часть произведений осталась невестке в наследство после смерти мужа, родного сына княгини, племянника Николая II. Сейчас ей 93 года. Десятки лет она пополняла коллекцию, скупая работы свекрови по всему миру: на аукционах, у частных коллекционеров и даже старьевщиков.

Эти произведения экспонировались в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее, а также в Екатеринбурге, Тюмени, Сургуте, Ярославле, Балашихе, Одинцове, Костроме. А в сентябре минувшего года Ольга Николаевна побывала на одном из ежемесячных собраний в литературно-художественной гостиной митрополита Иоанна в Белгороде, где состоялась предварительная договоренность о выставке.  

«С владыкой Иоанном я познакомилась еще в 2003 году, на торжествах в честь 100-летия прославления Серафима Саровского, — пояснила прессе О. Н. Куликовская-Романова. — Ехали рядом в автобусе, разговорились, с тех пор поддерживаем отношения. И в этом году из Нью-Йорка в Курск снова приехала икона “Знамение” Курской Коренной Божией матери, моей покровительницы. Живу я в Подмосковье, и не могла не приехать на это событие. И снова встретилась с владыкой Иоанном, навестила его в Белгороде. Он мне тут показал Художественный музей. Решили: почему бы нам не сделать выставку».

* * *

«Эта выставка — прикосновение к красоте, какой ее видели и понимали век назад, так ее должны воспринять в своей душе и современные зрители. Прикосновение к истинной красоте спасает душу, потому что она настраивает нас быть соработниками Божиими», — сказал на открытии вернисажа глава Белгородской митрополии владыка Иоанн.

Многие подмечают, что в своих произведениях Ольга Александровна проявляет себя как легкий, изящный мастер акварели в самых различных жанрах, особо любим ею пейзаж. Произведения княгини Ольги — ее своебразное alter ego, раскрывающее перед зрителями незаурядную, удивительно миролюбиво настроенную личность, умевшую видеть прекрасное в малом.


Произведения, представленные на белгородской выставке, охватывают всю многолетнюю практику художницы — от сохранившихся еще совсем детских рисунков, созданных на любимой Гатчине, где часто проживала семья Императора Александра III, до зрелых произведений, сделанных в Канаде, — там основались последние прямые потомки династии Романовых. Выставленные работы созданы автором в период с 1898 по 1952 гг.


Великая Княгиня Ольга училась живописи у известных русских художников Станислава Жуковского, Владимира Маковского. Акварель преподавал ей академик живописи Константин Крыжицкий.

К слову, совпадение: произведения Маковского и Жуковского сейчас можно увидеть на первом этаже белгородского Художественного музея — на выставке произведений из ГМИИ им. Пушкина.

На акварелях Великой Княгини Ольги — много портретов, натюрмортов, видов, крестьянских сцен. Работы Великой Княгини Ольги Александровны пользовались в русском обществе большой популярностью.

«Амалиенборг на Рождество» (1921) — акварели, на которых изображены сыновья Великой Княгини Тихон Николаевич и Гурий Николаевич, играющие под рождественской елкой в резиденции датского короля Амалиенборг. А вот открытка 1903–1904 гг., выпущенная в пользу Общины Святой Евгении Красного Креста, на которой воспроизведен рисунок 1901 года. Именно в этом году 19-летняя Ольга Александровна стала почетным командиром 12-го Ахтырского гусарского полка. И облик военных, сценки их жизни стали одной из основных тем ее живописи.

Искусствоведы отмечают, что живопись княгини Ольги — форма творческого осмысления мира, которая была избрана ею еще в детстве. Ее увлечение рисованием со временем стало практически профессиональным по уровню мастерства. «Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы», — вспоминала Ольга Александровна.

О. Н. Куликовская-Романова подчеркивает: «В разные периоды творчества произведения в художественных приемах, в характере изображения, в манере показывают глубокое знание автором истории акварельной живописи и напоминают сдержанные по колориту японские миниатюры, детально проработанные, близкие по духу к народным художественным промыслам бытовые сюжеты или романтичный колорит английских пейзажей. Ее манера письма легко сменяется от почти гиперреалистичной передачи реальности до виртуозной импрессионистической легкости.

Как у любой счастливой и любящей матери, особое место в творчестве занимают портреты двоих ее сыновей. Автопортреты княгини Ольги как ничто другое свидетельствует нам о ее августейшей крови — и по благородству осанки и взгляда, и по неуловимому в чертах, но невероятному сходству с внешностью отца и старшего брата — двух последних императоров ушедшей России.

Великая Княгиня Ольга Александровна не смогла при жизни посетить Россию, но вернулась сюда своими акварелями. Уверена, что сейчас она незримо присутствует здесь, рядом с нами. Мне отрадно осознавать, что творчество княгини Ольги, исполненное христианской любви, теперь представлено белгородцам».


Воистину, каждая работа княгини раскрывает гармонию мира, излучает веру в лучшее. Не важно, изображена ли на ней русская глубинка или замок в Дании, — атмосфера спокойствия и веры в добро пронизывает ее.


«Она относится к тому типу людей, которые родились добрыми, — говорит О. Н. Куликовская-Романова. — Когда вы такой человек, вы даже если хотите быть злым, то не можете. Она прощала людям многое. Не отвечала злом на зло. И ее сыну, моему мужу Тихону Николаевичу, передалась эта черта матери».

Биографы рассказывают, что доброта княгини проявлялась и в поступках. До революции Ольга Александровна была попечителем и благотворителем более ста различных обществ. Во время Первой мировой войны основала свой госпиталь и работала сестрой милосердия, была награждена орденом за то, что под огнем противника отправилась за солдатами в окопы.

За рубежом Ольга Александровна продолжила заниматься благотворительностью, организовала центр русской иммиграции. 

Сегодня Благотворительный фонд ее имени, основанный в Канаде в 1991 г.,  помогает больницам, школам и церковным приходам по всей России.

«Когда мы в девяностых годах только начинали ездить в Россию, то спрашивали, что здесь было нужно. Оказалось, что не было даже одноразовых шприцов, воды для инъекций, функциональных кроватей. Все это мы старались привезти из Канады. В какой-то момент нам даже сказали русские профессора: “Если у вас есть разорванные рубашки, на которых сохранились воротнички — привозите. У нас изнашиваются, и мы не можем купить новые”. Мы возили даже это. Все что могли. Мы никогда ни от чего не отказывались, все передавалось людям.», — рассказала белгородцам Ольга Николаевна Куликовская-Романова.

В Белгороде организованы также лекции-встречи с Ольгой Николаевной в музее. На них она рассказывает об Ольге Александровне, ее творчестве, благотворительном фонде, жизни последней русской Императрицы Александры Федоровны, расстреле Царской семьи, судьбе рода Романовых в целом, об Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, чудотворце, с семьей коего была очень дружна. Ольга Николаевна также рассказала белгородцам о знакомстве, в уже весьма зрелом возрасте, со своим будущим мужем Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым; а сблизилась пара после того, как у обоих в течение одного года умерли супруги.

О своем паломничестве на Русскую Голгофу в Екатеринбург О. Н. Куликовская-Романова говорит так: «Екатеринбург, вообще здешние места были мне не по душе. Но Тихон Николаевич, мы вместе когда-то решили, что нужно наконец-то отслужить здесь именно молебен, а не панихиды, как до сих пор их служили.


Русская Зарубежная Церковь давно прославила Царственных Мучеников, мы Им служим молебны, мы Им молимся. Так родилась идея поехать все-таки в Екатеринбург.


14 октября 1992 года, когда мы отслужили  литургию, все присутствующие, в том числе семь или девять священников, двинулись крестным ходом к этому тяжелому месту, где убили Царскую Семью. Крестный ход растянулся на целый квартал, все крестились. Зеваки, стоящие по сторонам, глядели на нас кто с удивлением, кто с восторгом, кто с любопытством… Сам молебен, который мы служили, был знаменателен и тем, что в тот момент, когда мы подошли на место дома Ипатьева, погода разыгралась — такая красивая, такая, я бы сказала, мягкая, что холода не чувствовалось абсолютно. А утром, как мне — сказали, мороз доходил до десяти градусов. Лежал уже снег, но было солнечно. Я стояла без перчаток, настолько было приятно и тепло. Торжественно отслужив молебен, наш крестный ход направился к месту бывшего храма Святой Екатерины, где сейчас установлен крест на месте алтаря. Помолившись там, мы вернулись обратно.

После небольшой трапезы отправились на Ганину Яму, где были разрублены на части и сожжены тела Царственных Страстотерпцев. Сопровождавшие нас повсюду казаки предоставили большой автомобиль “Урал”, на случай, если наш автобус застрянет, поскольку место это и так малодоступное, а осенью и по снегу — в особенности.

Когда ехали туда, шел снег, и довольно сильный. У кромки леса оставили автобус и легковые машины, дальше нас сопровождать мог только мощный “Урал”. Священство в полном облачении, казаки с знаменами и хоругвями, паломники с иконами пошли пешком, а это добрых два километра. Шли с молитвами и песнопениями. 

Пришли. Молились. Молились Царственным Мученикам. Во время молебна именно над Ганиной Ямой снег перестал совершенно. Подняв глаза, вдруг обратила внимание, что облака над нами разошлись и показалось большое пятно ярко голубого неба. Откровенно говоря, я подумала, что наша молитва в тот момент услышана».

* * *

Современники так описывали характер последней Великой Княгини: «Великая Княгиня Ольга Александровна среди всех особ императорской фамилии отличалась необыкновенной простотой, доступностью, демократичностью. В Петербурге она часто ходила пешком, ездила на простых извозчиках, причем очень любила беседовать с последними».


Великой Княгине одной из немногих удалось избежать трагической участи членов царской семьи (18 членов Дома Романовых были убиты в первые годы после революции 1917 г.), она и ее старшая сестра Ксения прожили долгую жизнь за рубежом.


С 1901 г. Великая Княгиня Ольга Александровна была замужем за принцем Петром Ольденбургским. Этот брак не был счастливым. Спустя семь лет после прошения Император Николай II согласился на развод и новый брак сестры. В 1916 г. в Киеве состоялось венчание Великой Княгини Ольги с офицером Кирасирского полка Николаем Куликовским. Выйдя замуж за особу не царской крови, Ольга Александровна отдалилась от семьи и избежала ее участи. В августе 1917 г. в Крыму родился первенец Великой Княгини и Н. А. Куликовского — сын Тихон. В 1919 г. на Кубани родился второй сын — Гурий. В 1920 г., преодолевая трудности, семья смогла добраться до Дании, где Куликовские-Романовы прожили почти три десятилетия. 

Переехав в 1948 г. в Канаду, семья поселилась близ Торонто. Этот период жизни Великой Княгини ознаменован созданием новых многочисленных работ. Она писала картины и акварели всю жизнь, этим кормила семью, да еще и активно занималась благотворительностью. Скончалась Ольга Александровна 24 ноября 1960 г. в возрасте 78 лет.

Ольга Александровна была открытым и прямым, совестливым человеком. «Нет никакого сомнения в том, что распаду Российской Империи способствовало последнее поколение Романовых, — твердо заявляла она. — Дело в том, что все эти роковые годы Романовы, которым следовало бы являть собой самых стойких и верных защитников престола, не отвечали нормам морали и не придерживались семейных традиций… Включая и меня».

Великая Княгиня сказала так по своему смирению. Однако верно также и то, что Дом Романовых накануне 1917-го раскололся, как весь русский народ. В нем, как в зеркале, отразились все болезни русского общества начала ХХ века.

* * *

Имя Великой Княгини, до недавнего времени забытое, возвращается к соотечественникам благодаря деятельности Благотворительного фонда. Сначала за рубежом, где жила семья Куликовских-Романовых — поле иммиграции, затем в постсоветской России Фонд ведет работу в нескольких направлениях. Важнейшей своей миссией Фонд видит объединение разорванного революциями русского мира.


В 1991 году по поручению Тихона Николаевича Куликовского-Романова (1917–1993) его супруга Ольга Николаевна открыла первое в России Петербургское отделение Международного Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, продолжающего традиции благотворительности в области культуры, образования, медицины.


Невестка и тезка Великой Княгини Ольги убеждена: «Успехи Фонда в первую очередь обусловлены тем, что мы действуем под духовным покровительством Великой Княгини Ольги Александровны. Она была подлинной христианской подвижницей в деле русской благотворительности и безусловно спасла свою душу для Царствия Небесного. Именно Ея небесное заступление, Ея молитва у Престола Божия опекает нас ежечасно и ежеминутно. Именно Ея духовная помощь позволяет нам делать то, что простым человеческим силам невозможно. Своим сердцем я ощущаю этот Покров. Наша задача — будить совесть в человеческом сердце, напоминать вновь и вновь всякому имущему Христову притчу о верблюде и игольном ушке, напоминать о вечных ценностях человеческой души, человеческой жизни. Идея создания благотворительного фонда проистекает как бы из самой судьбы этой скромной, но величественной женщины. Христианские начала помощи ближнему, воспитанные Великой Княгиней в Своем старшем сыне Тихоне Николаевиче, были источником вдохновения в нашем труде. Эти высокие стимулы движут нами и сейчас».

Председателем Фонда Ольгой Николаевной и сотрудниками было подготовлено и издано более двадцати книг исторического и искусствоведческого содержания. Некоторые — выдержали по два-три переиздания.

Филокартисты пополнили свои коллекции более чем сотней открыток с репродукциями картин Великой Княгини Ольги Александровны. Средства, заработанные от продажи книг, альбомов и открыток, направлены на благотворительные проекты помощи нуждающимся.

О. Н. Куликовская-Романова говорит: «Лестница милосердия не заканчивается на земле, она ведет все дальше и дальше к небесному спасению. Поэтому, завершив одно доброе дело, надо уже задумываться о новом. Тем более что современная Россия представляет собой огромное поле брани добра со злом, на котором всегда найдутся раненые и увечные, требующие нашей любви, попечения и заботы». 

Осуществить выставку в Белгороде помог профсоюз «Правда». Издан цветной каталог экспозиции, которая продлится до 2 февраля. 

Фото с сайтов belpressa.ru, beleparh.ru, vk.com/grand_duchess_olga_alexandrovna и автора

Автор
Станислав Минаков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе