Дефицит благодати

В последнее время все чаще встречаются новости о «безрелигиозном» праздновании Рождества. И это не только европейская ситуация. На прошлогоднее Рождество в храмы пришло немногим более 2 млн. россиян - примерно полтора процента всех жителей. В Москве в рождественском богослужении приняло участие порядка 90 тыс. человек - менее 1% москвичей. При этом люди активно украшают дома и елки, дарят друг другу подарки, участвуют в конкурсах и радуются распродажам. Эти факты отражают уже сложившуюся тенденцию: людям нравятся красивые традиции и праздники, но их не волнует собственно духовная подоплека происходящего.

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов

Быть может, это не так уж и плохо? Возможно, такая реакция современников заставляет нас, христиан, вспомнить, что рассказ о рождении Спасителя - это не просто священная история, а Евангелие, что переводится с греческого языка как «радостная новость».

Давайте задумаемся: что радостного в этой истории для человека нашего времени? Мы живем в городах, где можно найти удовольствие на любой вкус. Торгово-развлекательные комплексы, выставки, красочные шоу и многое другое - все это существует, чтобы современный человек постоянно испытывал радость! Если же нам не хватает зимой тепла, а летом - прохлады, мы с легкостью перелетаем в другую точку земного шара и получаем то, что хотим. Какая радость для нас в том, что более двух тысячелетий назад в глухом провинциальном городке в хлеву родился Иисус?

Новости - едва ли не главное для современного человека. Мы хотим быть в курсе происходящего: политические события, курсы валют, котировки на бирже - все это должно быть под рукой, поскольку к вечеру ситуация может измениться. Что может быть нового в истории двухтысячелетней давности для человека, живущего в мире непрерывно обновляющейся информации?

Можно ругать этот мир за суету и утрату истинных ценностей. Но рождественский рассказ показывает нам совсем другого Бога - Бога, Который приходит в этот мир и тем самым придает миру ценность. Люди утратили веру и начали ценить пустые вещи не вчера и не сто лет назад. Когда Иисус родился в вифлеемском хлеву, людям тоже было не до Него. Римский император был занят вопросами бюджета (перепись, во время которой и родился Христос, проводилась именно для упорядочивания налогообложения), священники - точностью ритуала и порядком в храме, Ирод решал вопрос сохранения и преемственности власти. Простые люди тоже были очень заняты: кто-то - торговлей, кто-то - устраивал личную жизнь. Но Он пришел в этот мир, чтобы показать, что в мире есть не только грех и безразличие - в мире также есть красота, любовь и сострадание. Он родился, потому что людям недостаточно правильных законов и правил. Рождество напоминает нам, что в христианстве главное - не заповеди, а Воплощенный Бог, Который пришел к людям, чтобы разделить нашу жизнь.

«Он здесь, теперь, средь суеты случайной,/Среди земных волнений и тревог» - так выразил свое переживание рождественской тайны русский философ Владимир Соловьев. Апостол Иоанн пишет: «И Слово стало Плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины...» (Иоан.1:14). По-гречески «обитало» буквально означает «раскинуло шатер». Не дворец, не храм - обычную палатку. Бог пришел, чтобы разделить с нами нашу повседневность, обыденность - обычную жизнь обычных людей: офисную суету, пробки и толкотню в общественном транспорте, домашние заботы. Рождество - это свидетельство, что здесь, в обыденности, мы можем встретиться с Ним, и это может полностью изменить всю нашу жизнь. Рождество - это приглашение держать открытыми глаза и сердце, чтобы не пройти мимо чуда.

На днях один из моих друзей поделился своей историей. Будучи в другом городе, он потерял довольно дорогой телефон. Он уже попрощался и с самим аппаратом, и с записями в нем, но неожиданно его друзьям позвонил человек, который этот телефон нашел. На следующий день они встретились, и нашедший не только вернул телефон, но и отказался от вознаграждения со словами: «Я денег не возьму, но прошу вас пообещать, что если вы когда-то найдете чужую вещь, вы тоже вернете ее бесплатно». Если мы хотим встретить Христа в современном мире, нам нужно делать что-то подобное.

Мы привыкли представлять Бога как того, кто карает несправедливость. А некоторым христианам даже кажется, что священный долг каждого истинно верующего - помочь Ему в этом. Но история Рождества рассказывает нам о совсем другом Боге: Он пришел в этот мир «полный благодати и истины». Именно благодать - незаслуженную милость, а вовсе не справедливость принес Христос человечеству.

Мы часто сталкиваемся с несправедливостью, и это вызывает в нас вполне понятное возмущение. Но, к сожалению, борьба за правду лишь умножает столкновения. Все наши конфликты - от войны на Ближнем Востоке до коммунальных разборок - свидетельствуют о дефиците не справедливости, а благодати. Именно дефицитом благодати продиктована и инициатива ввести запрет на усыновление российских детей гражданами США. Но, в то время, пока идут баталии между сторонниками и противниками этого запрета, прямо рядом с нами есть сотни и тысячи семей, которые уже приняли в свой дом детей-сирот, подарив им любовь и заботу, которой они были лишены прежде. Явив не справедливость, а благодать. Быть может, более верным решением было бы усилить поддержку таких семей? А если бы и сторонники, и противники такого запрета просто усыновили, хотя бы по одному ребенку - это было бы настоящее действие благодати, которое смогло б примирить враждующие стороны.

Благодать - это способность подняться над дилеммой «прав или виноват». Благодать позволяет преодолеть детский комплекс «он первый начал!». Христос родился в хлеву, и Его сразу попытались убить - этот мир отвергал Его с самого начала. Но Он пришел, чтобы подарить людям любовь, потому что именно в любви мы нуждаемся больше всего. И когда мы отказываемся искать правых и виновных и просто прощаем обидчику, когда мы делаем кому-то добро «просто так», когда мы способны увидеть чью-то нужду и хотя бы немного помочь - в такие моменты мы становимся ближе всего к подлинному смыслу Рождества.

Возможно, не так уж и плохо, что Рождество утрачивает сугубо религиозный оттенок. Ведь Христос пришел в мир не для того, чтобы основать новую религию, - Он пришел, чтобы принести радость жизни с Богом и помощи ближнему прямо в повседневную жизнь каждого из нас. И если в эти рождественские дни наше сердце будет открыто, чтобы дарить добро и принимать его от других, мы сможем увидеть, что Христос по-прежнему среди нас. И рождественская история обретет для нас новый смысл, став по-настоящему радостной новостью: Бог родился в наш мир, и теперь Он всегда с нами.

С Рождеством!

Сергей Ряховский

Трибуна Общественной Палаты - ТОП

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе