«Дефицит ответственности порождает не только распад семей, но и невротизированое общество»

Известные пастыри о неполных семьях …

Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда, выступая на III Форуме Всероссийской программы «Святость материнства», заявил: «Мы говорим, что призвание женщины связано с материнством. Но не менее важно говорить о том, что насколько призвание женщины – материнство, настолько призвание мужчины – отцовство».

Председатель СИНФО подчеркнул важную роль СМИ в формировании образа семьи. «Очень важно, говоря сегодня о материнстве, обращать внимание на СМИ, в которых мы хотим видеть те или иные правильные образы семьи, создавать тот самый образ семьи, где у ребенка будут мать и отец». Представитель Церкви отметил, что именно примером отца прививается чувство ответственности, которое сегодня нередко «атрофировано у наших с вами детей и внуков».

В своем выступлении Владимир Легойда отметил, что XX век «обезображен вмешательством в интимную жизнь человека, и это огромное унижение человеческого достоинства». Он подчеркнул, что «мы растем в обществе, где люди не чувствуют достоинство других и собственного достоинства».

Между тем, детей, живущих вместе с родными отцом и матерью, в России становится все меньше. Родителей-одиночек уже больше, чем взрослых, живущих в полных семьях (по данным социологов, 29% против 23%) – а ведь даже среди полных семей немало таких, где один из супругов детям не родной. При этом, разумеется, «отсутствует» обычно отец: еще с советских времен детей при разводе «по умолчанию» оставляют с матерью. Таким образом, в сознании многих отец воспринимается как необязательная, в общем, фигура в семье; отсюда не столь уж редкие случаи, когда женщина рожает ребенка «для себя», даже не планируя совместную жизнь с его отцом. Все это, понятно, обесценивает ценность отцовства в глазах общества.

«В чем, на ваш взгляд, главные причины такой ситуации? Можно ли ее переломить и как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, убежден, что семья - это частичка Царствия Божия, частичка Рая. «Общество все больше и больше уходит от Бога, все глубже погружается в материальные ценности, которые становятся абсолютным идолом, - сожалеет он. - Мы готовы не спать, не есть, чтобы заработать кучу денег, получить какие-то блага. Семейные ценности – материнство и отцовство - у нас чуть ли не на последнем месте в жизни, нигде они не пропагандируются и не поощряются. Женщин у нас всячески унижают. Например, в метро объявляют, что надо уступать место больным, престарелым людям и беременным женщинам. Надо говорить «готовящейся стать матерью», надо превозносить материнство. Посмотрите, как относятся к будущим матерям в роддоме, как еще в женских консультациях им предлагают делать аборт вместо того, чтобы создать атмосферу, в которой женщина спокойно бы рожала и воспитывала ребенка, а отцу бы дать возможность выйти на работу, приобрести жилье... Кстати, в Арабских Эмиратах если человек хочет создать семью, ему дают огромный кредит. А мы разве бедная страна? Мы же самая богатая страна в мире! Но куда идут деньги, которые, например, конфискуют у коррупционеров? Нам говорят о конфискованных миллиардах, - пусть эти деньги идут в семьи!»

«Семейные ценности должны быть выше любых других, потому что это традиционные ценности, но все силы действуют против них. И семьи живут не благодаря, а вопреки. Они любят детей, радуются им, но у них нет сил и средств. И где помощь государства? Госорганы могут только придти, посмотреть, как вы живете, и если нет колбасы в холодильнике, забрать ребенка. Что это за отношение? Поэтому у нас такие итоги: матери-одиночки и отсутствие собственного достоинства», - заключил пастырь.

Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, сказал: «Неполные семьи - это либо несчастье, либо чудовищное уродство, которое действительно искажает не просто социологическую картину жизни в России, а человеческую душу: дети перенимают образ поведения матери и вырастают инфантильными, требовательными, часто агрессивными, так как им приходится очень настойчиво пробивать себе дорогу в жизни. Отсюда, например, стремительный рост молодежной преступности».

«Я полностью согласен с Владимиром Романовичем и также полагаю, что причина неполных семей в катастрофическом дефиците ответственности. Люди вступают в брак как бы понарошку, и так же легко разводятся, а дети воспринимаются как досадная помеха образу жизни, где ты все время привык посвящать только себе. Конечно, когда привязан к детям, ты не можешь много путешествовать, так много развлекаться, как хотелось бы. И этот дефицит ответственности порождает не только распад семей, но и невротизированое общество», - считает отец Александр.

«Переломить ситуацию сложно. Нам не помогут лобовые позитивные образы предъявляемые обществу: мол, смотрите какие есть замечательные семьи с папой и мамой, тем более папа обычно только добывает деньги. Но чем чаще будет складываться обстановка, когда неполная семья будет казаться странной, тем лучше. Необходимо прилагать много усилий по формированию такого образа, по гармонизации отношений в семье и в обществе, потому что агрессивная позиция нетрадиционных меньшинств утверждает равенство гомосексуальных сожительств с браком и семьей. Но атмосфера в обществе должна настраиваться таким образом, чтобы нормальные семьи воспринимались не просто как абстрактный идеал, а то, к чему следует стремиться. Тут важна роль Церкви, регулирующая роль государства, особенно в плане предотвращения неправильного понимания семьи. Ну и детей рожать надо, конечно – без этого и семья не семья», - убежден священник.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что переломить ситуацию просто необходимо, иначе мы погибнем.

«Советское законодательство отдавало приоритет в воспитании матери, которая при этом не освобождалась от обязанности добывать средства для пропитания. Безусловно, это разрушительная система. Но нельзя сказать, что потеря роли отцовства – это пережиток советского времени: подобное происходит повсеместно, и на Западе это началось даже раньше. Здесь надо быть реалистами. Сейчас возвращаться к патриархальному строю, где муж глава семьи во всех отношениях, невозможно: получится карикатура типа Германа Стерлигова, который живет в деревне, имея счета в швейцарских банках. Это просто извращение», - полагает пастырь.

«Роль мужчины главенствующая и господствующая осталась таковой, но форма стала совершено другой. Когда взбалмошная жена командует направо и налево, мужу остается удерживать свою семью от распада стойкостью и смирением. Я как духовник видел много таких примеров. Только духовные силы помогут вернуться мужчине к своей роли. Государство, общество, законодательство все равно будут зависеть от международных законов, которые гибельны для нас. И мы можем уповать только на веру, духовную стойкость, что выражается не во внешнем проявлении мужчины как самодержца, а во внутреннем - самодержавии духа. И если оно есть, мужчина удержит жену от необдуманных поветрий, и у детей будет в авторитете», - уверен священник.

«В жизни не только нашего, но и европейского общества не востребована мужественность. Мужчины от этого страдают, пьют, в результате рассыпаются семьи, рассыпается все общество. Таким образом, если европейские государства не спохватятся, они станут легкой добычей первобытных ваххабистских нравов. И если мы не спохватимся, это произойдет у нас тоже. Хотя мы в этом смысле покрепче Запада, но наше руководство этой угрозы в должной степени не понимает. Нам надо противостоять на поле нашего духовного стояния в вере, благочестии и православном мировоззрении, благодаря чему Россия всегда выдерживала и преодолевала вызовы времен. Да поможет нам Господь сохранить православное самосознание в наших сердцах, семьях и общественном устройстве», - заключил отец Александр.

Русская народная линия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе