7 декабря 2009 ● Семен Новопрудский
Скандальный швейцарский минаретный референдум имеет куда более глубокий смысл, чем тот, что вкладывают в него инициаторы, сторонники и противники запрета минаретов в богатой нейтральной демократической европейской стране. Главный вопрос состоит в том, может ли вообще современное государство, желающее динамично развиваться и создавать всем своим гражданам, независимо от веры и происхождения, максимально благоприятные условия для самореализации и достижения финансового благополучия, основываться на доминировании религиозных догматов: христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, языческих – любых.
Очень показательно, что даже предсказуемо негативная реакция исламского мира на этот референдум преимущественно озвучивается не в религиозных терминах, а в категориях светского демократического государства — мол, запрет на строительство новых минаретов нарушает права швейцарских мусульман. Не менее показательно, что пока не известно ни одного случая переезда швейцарского мусульманина в знак протеста против итогов референдума на ПМЖ в какую-нибудь исламскую страну. Я не сомневаюсь, что, даже если в Швейцарии перестанут строить новые минареты, мусульманский мир не прекратит инвестиции в эту страну, а местные мусульмане в массовом порядке не начнут переезжать на родину предков — просто потому, что им это элементарно невыгодно.