Кто попал во внимание спецслужб РФ после украинского кризиса: исследование

После украинского кризиса в России обратили внимание на деятельность религиозных сект, новых религиозных движений и даже вполне себе традиционных религиозных организаций.
Почему и зачем?
© Коллаж/Ridus


Для начала стоит вспомнить, что при организации Евромайдана в Киеве происходила мобилизация людей по линии новых религиозных течений. Всевозможные протестантские общины и организации, среди которых лютеране, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, а также неоязычники, саентологи занимались активной пропагандой Майдана среди своих последователей. Также нужно отметить, что активную поддержку Майдану оказали и более традиционные религиозные течения: католические и греко-католические приходы, непризнанная УПЦ Киевского патриархата, униаты и мусульмане.

На Майдане Незалежности даже действовала «межконфессиональная молитвенная палатка», а к активным действиям во время революции призывали лидеры таких протестантских групп как «Новое поколение», «Посольство Божье» и многие другие. Неоспоримая важность религиозного фактора при организации Евромайдана в Киеве на сегодняшний день является сложившимся фактом, который было необходимо осмыслить и российскому обществу.

В России после 2014 года вышел целый ряд экспертных работ и докладов, оценивающих влияние украинского кризиса на различные политические группы, в том числе и экстремистского толка, а также на религиозные группы.

Например, рабочая группа в Фонде развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» выпустила несколько подобных экспертных докладов. Один из них, «Экстремизм в украинской политике, обществе, СМИ и силовых структурах», был посвящен разбору украинского общественно-политического поля и выявлению экстремистских тенденций в нём после Евромайдана.

А другой доклад, «Влияние украинского кризиса на экстремистские движения в России», касался анализа влияния украинской революции на российское общественно-политическое поле.

В этом докладе разбирали популярность революционных маркеров на различных российских политических группах и на целевой аудитории этих групп. Разбору поддались левые, националистические и либеральные организации. Но кроме них анализу подверглись политические мусульманские организации, которые проявили себя, в первую очередь, из-за крымских событий. И после углубления в политическое религиозное направление авторы пришли к выводу, что тема анализа участия религиозных групп в украинском кризисе, а также его влияние на религиозные группы в России — это отдельная и большая тема, которой стоит посвятить отдельное направление работы.



Свидетели Иеговы

К этому религиозному течению, относящемуся теологически скорее к виду протестантизма, в России относились с недоверием ещё задолго до начала украинского кризиса.

Федеральный список экстремистских материалов Минюста постоянно пополнялся публикациями и книгами свидетелей Иеговы, в выявленных общинах в разных регионах России достаточно регулярно проводились обыски по фактам мошенничества и других видов нарушения российского законодательства. Например, по состоянию еще на март 2011 года было известно о 14 уголовных делах по ст. 282 ч. 1 УК РФ, возбужденных в отношении «свидетелей Иеговы» в разных городах России.

В принципе, такого количества уголовных дел должно было хватить для полного запрета деятельности организации на всей территории страны, но тогда этого не произошло.

После украинского кризиса давление на «свидетелей Иеговы» в России возросло. Количество запрещающих деятельность организации судебных решений росло по всей стране, блокировались сайты организации, происходили обыски по факту распространения экстремистской литературы.

В защиту «свидетелей» постоянно выступала достаточно небольшая группа их лоббистов из правозащитной среды. Например, аналитический центр «СОВА» Александра Верховского традиционно являлся публичным защитником данной секты. На сайте «СОВЫ» раздел религиозной дискриминации в основном заполнялся фактами борьбы государства с сектой «свидетелей Иеговы». Такая работа должна была в будущем привести к тому, чтобы такие новые религиозные течения деструктивного характера стали в России вполне себе традиционными, а значит, имеющими право свободно развиваться и вести открытую пропаганду своих идей.

В лоббизме интересов «свидетелей», помимо «Совы», в разное время активно отмечались и другие организации: Московская Хельсинкская группа, Совет правозащитного центра «Мемориал», правозащитная организация «Солдатские матери» и другие менее известные, в том числе, региональные организации.

Поэтому работа по запрету такой крупной структуры не могла произвестись в одночасье, требовалась системная работа силовиков, аналитиков, религиоведов и других необходимых специалистов. Им противостояла многочисленная структура со своим лоббистским ресурсом, который всё-таки оказался не столь серьезным, чтобы помешать довести начатую работу до конца.

Одна из проблем по запрету деятельности организации — это её численность — она достаточно высока. Состав «свидетелей Иеговы» в России на 2012 год составлял 168?683 человека. В 2015 году в стране имелось 408 зарегистрированных местных религиозных организаций «свидетелей Иеговы».

Но всё же переломным моментом в работе по данной структуре можно назвать 15 апреля 2016 года, когда Генеральная прокуратура России предупредила «свидетелей Иеговы» о возможной ликвидации организации по обвинению в осуществлении экстремистской деятельности.

На данный момент российские суды признали экстремистскими уже 88 информационных материалов, издаваемых организацией. Наработанный за последние годы обвинительный массив достаточен, чтобы полностью запретить деятельность «свидетелей Иеговы» в России.

Руководство секты располагается в Нью-Йорке и состоит из различных административных отделов, учреждений и служб, помогающих руководящему совету выполнять свои функции и осуществлять надзор за всеми юридическими объединениями «свидетелей Иеговы» по всему миру. То есть, в организации существует жесткая юридическая вертикаль.



Церковь саентологии

Еще одна религиозная секта, так же рождённая в США и управляемая по сей день оттуда же, имеет в России куда меньшую численность, в отличие от «свидетелей Иеговы», но куда больший административный ресурс, который на протяжении многих лет мешал ограничению деятельности данной организации в России.

Впрочем, ещё предстоит весьма обширная работа, чтобы достичь результата аналогичного примеру Греции — полному запрету деятельности саентологов, как тоталитарной организации, на всей территории страны. Сложность состоит в том, что работа организации осуществляется не только от имени бренда самой церкви саентологии, но и от лица коммерческих организаций «личностного роста» и различных гуманитарных программ.

Отличительная черта саентологов от «свидетелей» состоит в разном целеполагании. Если «свидетели» завлекают в свою работу массы, то саентологи являются скорее сектой для избранных, для элиты — они должны влиять на людей, которые входят в истеблишмент того государства, где сеантологи производят свою работу. Именно поэтому сеантологи не гонятся за численностью, для них важнее качество своих адептов.

Лоббистский ресурс саентологов виден по тому, как активно они противостояли запрету своей деятельности в России. В 2011 году они даже смогли исключить свои материалы из списка экстремистских материалов Минюста, хотя и ненадолго.

Стоит напомнить, в 2010 году ряд материалов авторства Рона Хаббарда, основателя церкви саентологии, были признаны экстремистскими. Проведенная тогда психолингвистическая экспертиза специалистами в области психиатрии, психологии и социологии выявила наличие идей у саентологов, оправдывающих насилие, призывающих к социальной, религиозной розни и к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, а также к совершению преступлений по мотивам идеологической и религиозной ненависти.

Важной точкой в противодействии деятельности саентологов в России стала дата 17 августа 2015 года, когда сотрудники Главного следственного управления Следственного комитета России и Главного управления по противодействию экстремизму МВД России провели обыск в головном отделении «Саентологической церкви Москвы» по адресу улица Таганская, дом 9.

Во время обыска в комнатах для проведения личных бесед с адептами было обнаружено незаконно установленное оборудование системы аудио-видео-контроля, относящееся к категории специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Это привело к возбуждению уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 138.1 УК РФ (незаконный оборот специальных технических средств).

30 октября 2015 года обыски были проведены в пяти саентологических центрах Москвы и Подмосковья, в ходе которых были выявлены многочисленные скрытые камеры видеонаблюдения, диктофоны и другая записывающая техника, а также изъяты документы, которые свидетельствуют о финансовых махинациях со стороны высокопоставленных саентологов, по факту которых были возбуждены уголовные дела по статьям 138.1 и 282 УК РФ.

23 ноября 2015 года по иску Министерства юстиции Московский городской суд принял решение о самоликвидации в течение полугода «Саентологической церкви Москвы», признанной нарушившей Федеральный закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединения в Российской Федерации». Но борьба с этой организацией ещё, поверьте, не закончена.

Отдельное внимание стоит уделить головному отделению «Саентологической церкви Москвы», этот красивый особняк площадью около 5 тыс. квадратных метров в центре столицы был открыт в 2011 году.

Тогда на открытии был аншлаг, в нем приняли участие представители законодательных и исполнительных органов власти, как московского, так и федерального уровня, и, даже, сотрудники Верховного суда страны. Ну, и, конечно, видные правозащитники.

Церковь саентологов активно сотрудничает, например, с Московской Хельсинкской группой, а её лидер Людмила Алексеева выступала на открытии с речью, посвященной борьбе за равенство всех религий в мире. Здесь мы видим, что отечественные либеральные правозащитники преследуют в борьбе за права религиозных сект, управляемых из США, одну и ту же цель — изменения их религиозного статуса с сектантского на традиционный.

К открытию саентологической церкви Москвы были натасканы в США почти 100 специалистов. Кроме психолингвистических приемов, эти люди были обучены, судя по изъятой скрытой специальной аппаратуре, и банальному шпионажу. Ведь, как мы видим, в члены церкви входили представители российской элиты, оказывающие прямое влияние на серьезные решения в нашем государстве.

В России такие дела обычно проходят крайне непублично, а ведь у саентологов при обысках был изъят огромный информационный массив со всех этих скрытых камер и записывающих устройств. Что на них обнаружили, содержится в тайне. Хотя мы можем догадываться. Например, по тому, что многие депутаты Госдумы от разных партий нынешнего созыва даже не попытались пройти в следующий. Решили вдруг взять и завязать с политикой? Или в этих изъятых материалах на них содержалось достаточно компромата, чтобы тихо уйти на досрочную пенсию?



Аум синрикё

Эта запрещённая в России террористическая организация, также известная как «Алеф», в отличие от предыдущих, не имеет однозначного политического бэкграунда, так как у неё нет централизованного руководства в США. Но она является ярким примером тоталитарной деструктивной религиозной секты, наносящей её активистам ущерб различного характера, а также несущей опасность для всего общества. И пусть на неё обратили более пристальное внимание в России из-за активизации деятельности правоохранительных органов в борьбе с сектами, имеющими политическую подоплёку, но главное, что вообще обратили внимание. Хотя в этом случае не всё так однозначно.

«Аум синрикё» построена по строго централизованному принципу: имеет место абсолютное подчинение нижестоящих адептов вышестоящим. В таких организациях зарождение идеи о проведении, допустим, террористического акта не вызовет никакого отторжения среди последователей. Собственно, эту секту и знают во всем мире после совершения ими теракта в 1995 году в токийском метро.

В секте существует глубокая конспирация и высокий режим секретности. А чтобы стать последователем высшего посвящения, необходимо отказаться от всего своего имущества в пользу «Аум синрикё». Исходя из этого, стоит предположить, что секта должна обладать серьёзными финансовыми ресурсами.

Но после проведенных 5 апреля 2016 года серии обысков в Москве и Санкт-Петербурге по адресам, связанным с деятельностью «Аум синрикё», стало очевидно, что организация живёт небогато. Московские квартиры, которые представляли собою ночлежки для членов организации, выглядели плачевно — ни о каких богатствах речи и не шло.

Возникает вопрос, в чей карман поступают финансовые ресурсы этой секты? Определенного ответа на этот вопрос нет, но активность российских спецслужб по борьбе с этой организацией вызывает предположение, что финансирование шло явно не в благих целях.

В конце марта 2016 года черногорские власти обнаружили, что в Подгорице и Даниловграде собираются сторонники «Аум синрикё». В ходе проведенных рейдов было обнаружено, что из более 50 задержанных, большинство являются гражданами России, которых в итоге депортировали из Черногории за нарушение визового режима. 

«Аум синрикё» и на заре своей деятельности не выступала открыто, ну, а после запрета и вовсе ушла в подполье. Члены организации находят новых адептов через вовлечение людей в занятия йогой, курсы по ведической медицине или эзотерике. А уже в процессе подобных практик продолжается активное вовлечение в секту, происходит психологическая обработка с постепенным настраиванием лица против общества и призывами к отказу от привычного круга общения, дружеских и семейных связей.

Помимо вышеперечисленных сект, являющих собою примеры сверхсложной организации с влиянием из-за рубежа, во внимание спецслужб попали сугубо доморощенные течения.

Так по удары правоохранителей попали секта так называемого «бога Кузи», организация «Лады Русь» Светланы Пеуновой и другие. Масштаб их деятельности не столь значим, но, как показали оперативно-следственные мероприятия, финансы через эти секты прошли немалые. А значит, потенциальная опасность для конституционного строя страны имелась немалая, учитывая закрытость этих организаций, тоталитарность и очевидную мошенническую составляющую. 

В случае эскалации уличной активности нельзя исключать вовлечения адептов этих небольших сект в политические процессы. Тем более, Светлана Пеунова на собственном примере показала готовность лидеров малых тоталитарных сект принять личное участие в борьбе за власть. 

То, что деятельность псевдорелигиозных сект и других подобных объединений резко активизировалась в России именно в последние годы, лишний раз свидетельствует о том, что все эти структуры являются компонентами, несущими России угрозу государственной безопасности, так как их деятельность курируется и ведётся заинтересованными в подрыве безопасности нашей страны иностранными государствами и международными организациями.

Поэтому крайне важной является работа по осуществлению постоянного мониторинга за проблемными группами со стороны гражданского общества и экспертов, которая будет помогать нашим правоохранительным органам в системной работе по противодействую осуществления этими организациями своей работы в России.
Автор
Евгений Валяев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе