Личное дело каждого

Большинство россиян не выносят религию за стены храма

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: Религии и традиции как фактор идентичности

Два года назад был проведен опрос российских студентов, для того чтобы понять, насколько религиозна молодежь. Результаты данного исследования показали, что для студенчества характерен достаточно высокий уровень религиозности, поскольку больше половины опрошенных студентов (58,5%) являются религиозно ориентированными, относят себя к верующим.
Другим показателем религиозной самоидентификации студенчества является конфессиональная принадлежность. По результатам опроса студентов, 78,2% опрошенных отнесли себя к сторонникам православия. Остальные конфессии представлены в выборке незначительно: 3,4% – ислам, 1,4% – буддизм, 1,1% – католицизм, 0,3% – иудаизм. Среди студентов – представителей других национальностей значительная часть опрошенных относят себя к сторонникам православия – 40,9% и ислама – 27,5%. Большинство студентов русской национальности называют себя сторонниками православия – 84,2%.

При этом самоидентификация «я – православный» совсем не обязательно подразумевает исполнение десяти заповедей, возможно, для некоторых людей это будет означать – я иногда посещаю церковь, в моей машине есть иконка и т.д. На этом уровне часто встречается инверсная идентификация. Выбор в данном случае осуществляется от противного: «я – православный», но я не очень хорошо представляю, что это такое, при этом я не католик, не иудей, не мусульманин и не сектант.
Фактор общей культуры, традиций и обычаев является, по данным опроса, основным критерием этничности. Чтобы уточнить значимость национальных традиций для студентов, в ходе опроса выяснялось, насколько хорошо респонденты знают свою историю, культуру, традиции и соблюдают ли обычаи своего народа.
Доля русских, которые «хорошо знают» свои национальные традиции и обычаи, составляет заметное большинство – почти 3/4 опрошенных. Причем процент тех, кто практически ничего не знает о культурном наследии своего народа, очень мал – 2,4%. С традициями и обычаями украинского народа практически половина опрошенных русских студентов знакома, но не очень хорошо (45,9%). Традиции и обычаи других народов: татарского, белорусского, еврейского, народов Поволжья и Урала, Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа, Закавказья, народов Севера – практически не известны русским студентам. Такой вариант ответа по каждому народу выбрали около половины опрошенных русских студентов. 

Большинство респондентов компании SuperJob на вопрос: «По вашему мнению, чем является религия для современного гражданина России?» – ответили, что «религия – это личное дело каждого». Таковых оказалось 53%. Еще 28% (то есть практически каждый третий) считают религию «основной частью духовной культуры человека и общества в целом». 15% называют религию «опиумом для народа и разновидностью бизнеса». 4% затруднились с ответом. 

Директор департамента межнациональных отношений Минрегионразвития Александр Журавский объяснил эти результаты некой социальной парадигмой, сохранившейся в сознании россиян с советских времен. Она сводится к тому, что социальная функция религиозных организаций ограничена стенами храма. Приверженцами этой парадигмы остаются пожилые граждане и люди среднего возраста. «Сегодня это не так. Религия – это часть духовной культуры и социально активная сила, – говорит Журавский. – Более того, с начала 90-х социальные функции Церкви закреплены законодательно». 

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви, объясняет полученные результаты несколько иначе. «Будучи предельно интимной частью человеческой жизни, религия одновременно является и всегда являлась колоссальной общественной силой потому, что религия – это то, что философы называют предельной идентичностью человека. Потому что все это соотносится с ценностной и нравственной системой координат, – говорит Легойда. – Мы сегодня наблюдаем некоторый разрыв между так называемой культурной религиозной идентичностью и собственной религиозной идентичностью. Иными словами, далеко не все те, кто относит себя к православным, к мусульманам и так далее, в своей жизни руководствуются теми постулатами, в которые, по их собственным словам, они верят». При этом, отмечает представитель РПЦ, есть еще и понятие «культурообразующей религии», то есть религии, которая легла в основу некой ценностной культурной системы той или иной страны. «Культурообразующей религией для России было православие, – констатирует Легойда. – Потом в процессе развития государства, общества появились, существовали всегда или появлялись другие, так называемые традиционные религии». 

При этом, по словам Александра Журавского, Россия остается светским государством, в котором религиозная принадлежность не может быть доминирующей идентичностью. Преобладать должна «гражданская идентичность». «Взять родной для меня Татарстан. Республика, в которой очень специфически переплетено религиозное и этническое. Например, татарская интеллигенция была убеждена, что этничность должна преобладать над религиозностью. Интеллигенция основывалась на джадидизме – течении, истоки которого уходят в XIX век, к учению Исмаила Гаспринского, новометодным школам, в которых религия играла соподчиненную роль. В свою очередь, мусульманские лидеры, татары по национальности, считали, что, наоборот, религия является предельной идентичностью. Этничность, по их мнению, должна расплавляться в религиозном, именно религия должна определять сознание, а не этническая принадлежность. Ведь этническая принадлежность для ислама не важна, равно как и для православия», – объясняет эксперт. 

Журавский отмечает, что другие религии сосуществуют с исламской традицией на протяжении многих веков. Проблемы, с которыми Россия сталкивается сегодня, вызваны появлением нетрадиционных форм ислама в рамках традиционного контекста. Эксперт приводит в пример ваххабизм: «То, что является традицией, например, в Саудовской Аравии, Египте или Кувейте, в России традицией не было. Проблема конфликта традиции и религиозной инновации проецируется на общество. Впрочем, в российском обществе такое количество внутренней энергии, что оно сможет переработать и этот конфликт».

Марина Образкова 

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе