Они не интересовались политикой

Один из самых интересных и, в то же время, непонятных диалогов.
Пленные евреи из Иудеи на внутренней стене Арки Тита


"И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется" (Мф.24.1-13)


Господь пророчествует о разрушении Иерусалима, что, собственно вскоре и исполнилось (март-сентябрь 70 г.). Апостолы, чтобы два раза не вставать, заодно решили полюбопытствовать и о Втором пришествии, и о кончине – не просто Иерусалима и Храма, а вообще века сего. Но что отвечает Христос? Есть ли в Его словах прямой ответ?

Христос просто предостерегает против лжемессий. Но увеличение мессианских чаяний и появление разных самозванцев само по себе уже было знамением как непосредственно времён Иисуса Христа, так времен разрушения Второго Храма и последующих иудейских восстаний I-II в. Наличие лжехристов – совсем не выделяющий признак, увы. Но именно хождение вслед лжехристов иногда оборачивалось страшными последствиями для иудеев, которые не сводились только к тому, что можно назвать разгромом национального восстания. Вспомни того же Шимона Бар-Кохбу, о котором рабби Акива сначала сказал: «Вот царь Мессия», но позже которого рабби Иосе бен Халафта, ученик Акивы, уже назвал Бен-Козивой («сыном лжи») – после гибели 580 тысяч прельщенных иудеев (в том числе и Акивы)…

Предостережение Иисуса наверняка основано и на… некоторой праздности вопрошании апостолов. Парады лжемессий – это ведь предложение на определенный социальный запрос, коллективную истерию, которой оказываются в какой-то степени причастны и Христовы ученики. Наэлектризованность этой темой есть повод для Христа сказать своим ученикам «Берегитесь!»: если они будут продолжать в том же духе, но мало может не показаться. Но… прямого ответа о сроках в Его словах нет.

Но меня больше всего удивляют слова Иисуса, в которых Он говорит о «военных слухах»…

Если вы заметили, то и здесь Господь не приводит никаких особенных признаков: войны одних царств против других царств и одних народов против других народов – экая невидаль! Так было всегда! Различные стихийные бедствия и болезни – они тоже были, есть и будут. Об этом был смысл говорить, наверное, только лишь потому, что у кого-то из апостолов могли быть розовые грезы об обратном: время, последующее Прославлению Спасителя, могло ошибочно казаться им эрой наступившего рая на Земле в стиле традиционных иудейских мессианских мечт. Нет, все будет по-другому, а вы, апостолы, вопреки надеждам на всякие там блаженные возлежания одесную и ошуюю, будете мучимы и убиваемы. Еще вопросы есть?

Тут еще один нюанс…

Да, в мире постоянно были войны между царствами и грызня между народами. В мире постоянно были скорби, несчастья, беды, несправедливость, гонения и другие виды неправды… Просто апостолов ранее «не интересовала политика». Они ведь начали с того, чтоб были просто глуповатыми рыбаками, которые не видели ничего дальше собственного носа и своей хаты, которая, как у белоруса, где б ни находилась, всегда оказывалась с краю. И только приятие Христа изменило их ориентацию в духовно-нравственном пространстве и расширило их горизонты личного восприятия, словно превратив их в воспаленный нерв этого бессердечного мира. Грандиозность личности – не в титуле, а в количестве боли, которую человек берет на себя в вере, любви и терпении.

Единственный из указанных Христом признаков, за который цепляется внимание - это признак охлаждения любви во многих. Первая реакция: хочется сказать, что нет такого злого времени, когда этого не происходит - во время любой войны и нестроения, опять же... Но подумайте: никто из нас не имеет права рассчитывать на то, что познал, что такое предельное оскудение любви. То, что нам кажется дном, может может быть еще совсем не дном и даже не началом дна.

Автор
Пишет fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе