Патриархальный строй

В этом году в России появилась новая крупная политическая фигура – патриарх Кирилл 

В сентябре этого года патриарх Кирилл освящал новый храм в Феодоровском монастыре в Городце. Внутри алтаря его сопровождающие заметили фреску с изображением святого и подписью «св. Кирилл, Патриарх Московский». Патриарх и его свита удивились: в истории Русской православной церкви никаких других патриархов по имени Кирилл еще не было. Потом иконописец Владимир Некрасов объяснил, что с подписью к фреске подмастерья просто напутали - слишком спешили сдать роспись собора в срок. В Патриархии этим объяснением удовлетворились. Фреску поправили. 

В остальном тот визит патриарха в Нижний прошел как по маслу. Как в Москве и в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде патриарх выступал на стадионе, и его слушали тысячи молодых людей. Раньше, до Кирилла, патриархи на стадионах не выступали. Про Кирилла всегда было известно, что он харизматичный и амбициозный. И со дня своей интронизации в феврале он не стал сидеть сложа руки. Он так и сказал в своей речи на интронизации в храме Христа Спасителя: с обществом надо говорить на понятном ему языке. Православная церковь приступила к экспансии. 


Патриарх Кирилл сразу изменил стиль патриарших богослужений. На литургии есть момент, когда священник читает так называемые тайные молитвы, - это самый сокровенный момент в таинстве. Теперь патриарх не просто читает молитвы вслух. На амвон выводят колонки, молитвы слышны всем в храме, и верующие приобщаются к участию в службе. Церковь занялась перестройкой. Смысл объявленной патриархом Кириллом программы состоит в том, чтобы сделать православную религию доступной, популярной и, следовательно, влиятельной. 


САМ ПО СЕБЕ СИСТЕМА 

Государство пока что идет навстречу. Церковь уже одержала победу в важнейшем вопросе: с апреля 2010 года, пусть в порядке эксперимента и в отдельных регионах, в школах начнут преподавать основы религиозной культуры и светской этики. В ноябре патриарх собственной рукой вносил правку в учебник основ православной культуры, который писал дьякон Андрей Кураев. Практически закончена работа и над главным законом, который закрепит за религиозными организациями права собственности на имущество религиозного назначения, то есть храмы и церковные участки. Кроме того, в армии начнет действовать институт военных священников. 

Но это не значит, что государство ставит церковь под свой контроль - скорее идет на уступки. Внешне церковь лояльна. Многие собеседники Newsweek в церковных структурах отмечают: с первыми лицами, особенно с Дмитрием Медведевым, у патриарха Кирилла отношения гладкие. С Кремлем - не всегда. Newsweek уже писал, как в мае на празднование Дня святых Кирилла и Мефодия первый замглавы администрации президента Владислав Сурков не отдал Красную площадь под православные торжества. РПЦ пустили только на Васильевский спуск. С другой стороны, когда один из политических топ-менеджеров попросил патриарха изменить позицию по мелкому административному вопросу, то получил в ответ пожелание «не звонить по таким несерьезным поводам». 

«Не надо никого никому противопоставлять», - говорят источники в Патриархии. Но еще один собеседник оттуда поделился таким наблюдением: «Патриарх Алексий видел себя частью системы, а нынешний глава церкви - система сам по себе». Видимо, похожая точка зрения побеждает и в Вашингтоне: в этом году в докладе американского Госдепа о свободе вероисповедания сообщалось, что патриарх Кирилл предпринимал «позитивные шаги для укрепления свободы вероисповедования в России». Патриархия была довольна. МИД доклад воспринял в штыки и назвал политически ангажированным. В церкви реакцию МИДа словно не заметили. 

Это не значит, что РПЦ вовсе не сотрудничает с Кремлем и правительством. Общеправославное молодежное движение, о котором было заявлено в ноябре, например, будет создаваться с помощью движения «Наши». В Патриархии дают понять, что это не «Наши» делают ей одолжение, а она им. Отвечающий в церкви за работу с молодежью архиепископ Костромской и Галичский Александр заявил, что православный корпус «Наших» не должен копировать работу основной организации, «которая своими непродуманными акциями приобрела отчасти скандальную известность». «Спаси нас Боже от христомола-комсомола», - переживает один из влиятельных церковных деятелей. 

Появление православных «Наших» - часть той самой церковной перестройки. Так патриарх Кирилл работает с народом. Каждой социальной группе патриарху есть что сказать. На встрече с казаками в Новочеркасске в октябре патриарх был по-казацки строг: «Мы будем бдительно наблюдать за духовным состоянием казачества и применять канонические санкции прещения к тем казакам, которые будут позорить казачью форму и отступать от духа и традиций казачества». 

Потом в ноябре объявили про молодежь, а в декабре в Москве прошел Первый форум православных женщин. «Есть клерикальное ядро, а вокруг него, как спутники, будет много общественных организаций, в которых особую роль будут играть миряне», - примерно так описывает происходящее собеседник в синодальных структурах. 


АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПРИ ПАТРИАРХЕ 

Внутри церкви патриарх Кирилл продолжает строить вертикаль власти. При патриархе Алексии были два центра силы: отдел внешних церковных связей (ОВЦС) во главе с митрополитом Кириллом и управделами во главе с митрополитом Климентом. Став патриархом, Кирилл раздробил управделами и сместил Климента. В итоге управделами стало чем-то вроде администрации президента - ровно это недавно и заявил его новый глава архиепископ Варсонофий. 

«Там всего человек двенадцать работают, и все время носятся с кипами бумаг по коридорам», - рассказывает один из сотрудников Патриархии. Источник, знакомый с работой этого управления, сообщает, что «весь год там идет активный сбор информации». 

А про Варсонофия говорят, что он настолько близок к патриарху, что они часто вместе обедают. 

Реформа органов центрального церковного управления пока не коснулась архиерейских кафедр и епархиальных управлений. Один из сотрудников Патриархии объясняет это тем, что патриарх Кирилл следует завету своего учителя митрополита Никодима (Ротова), самого влиятельного церковного политика в брежневскую эпоху: «Первый год не меняй, а смотри». Уже в следующем году, как говорит собеседник Newsweek, «активный сбор информации» выльется в конкретные кадровые решения. 

Еще одним важным событием стало создание Общецерковной аспирантуры, которую возглавил новый глава ОВЦС архиепископ Иларион. Это что-то вроде академии церковного менеджмента, чтобы создавать, по словам источника в Патриархии, «управленческий пул при патриархе». Викарные епископы, то есть те, кто помогает правящим архиереям заниматься административными и хозяйственными вопросами в епархиях, теперь перед назначением будут проходить обязательную переподготовку в аспирантуре. Помимо богословия, слушатели будут изучать светское право, политологию, дипломатию и даже основы бизнеса. Должно заработать и Межсоборное присутствие - что-то вроде общественной палаты в церкви. 


ПРОДОЛЖАТЬ ПОСЛУШАНИЯ 

По мере того как патриарх Кирилл берет власть в церкви в свои руки, экономика остается его главной проблемой. В его окружении рассказывают, что по-прежнему многие епархии ограничиваются взносами в общецерковный бюджет по сто тысяч рублей, и патриарх с этим так ничего и не может сделать. «Это меньше, чем дают многие московские храмы», - возмущается сотрудник Патриархии. В столице с финансами все тоже непросто. Говорят, что все отчисления идут более-менее четко: с богатых храмов берут по 20% дохода, с бедных - по 10–15%. Но есть еще и большие потоки неподотчетных сумм, которые стекаются в храмы в виде частных пожертвований, и выяснить, что из них используется по назначению, а что нет, практически невозможно. 

Сложная ситуация и на главном предприятии по производству церковной утвари «Софрино». Работники увольняются, а сама фабрика уже полгода как перешла на сокращенную рабочую неделю. От патриарха ждали, что он снимет бессменного и одиозного руководителя «Софрина» Евгения Пархаева, но тот как работал, так и работает. Везде на заводе висят его совместные фотопортреты с патриархом, а на сайте вывешено патриаршее благословение Пархаеву - «продолжать послушания» не только в должности директора «Софрина», но и как управляющему гостиничным комплексом «Даниловский» и куратору патриарших резиденций. 

От одного «послушания» Пархаеву все же пришлось отказаться. Он ушел из председателей совета директоров банка «Софрино», партнерского банка Патриархии. Летом этого года банк продал 19,5% своих акций группе «ОСТ», одному из крупных игроков на российском водочном рынке. Пока держится и еще один, связанный с Патриархией, банк «Пересвет» с главой финансово-хозяйственного управления РПЦ епископом Тихоном в совете директоров. «Пересвет» получил кредит в 137 млн рублей от государственного Российского банка развития на финансирование малых и средних предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа и Московской области. 


СТРАНА РУССКОГО МИРА 

Зависимость от спонсоров часто ложится на церковь тяжелым бременем, особенно когда это политики. Например, на Украине один из главных спонсоров Московского патриархата - Партия регионов и лично донецкий миллиардер Виктор Нусенкис. Источник в Патриархии рассказывает, что они провели через Москву важное для них кадровое решение в Киевской митрополии, когда там началось сближение с партией Юлии Тимошенко. 

Судя по тому, как в середине лета прошел визит на Украину самого патриарха, он предпочитает держать одинаковую дистанцию со всеми украинскими политиками. Патриарх Кирилл с ними общался в ровном тоне и даже для президента Ющенко нашел несколько теплых слов. На Украине тысячи людей встречали патриарха с восторгом. Его личность даже обрастает легендами. Например, все с придыханием рассказывали, как в тот самый час, когда 4 июля патриарх пролетал над Украиной в Стамбул, экс-губернатора Ровенской области Василия Червония поразила молния (Червоний грозился не пустить патриарха в Ровно). 

Вернувшись в Москву с Украины, патриарх рассказал президенту Медведеву о позитивных итогах своего визита, а затем, говорит источник в Патриархии, в церковной администрации сильно удивились, когда Медведев выступил на ТВ с резким антиющенковским заявлением. 

В ноябре патриарх Кирилл сделал важный шаг и на другом сложном для России внешнеполитическом направлении. Он слетал на один день в Баку, где встретился с грузинским патриархом Илией. Две церкви, сказал там глава РПЦ, «выведут за собой, подобно двум локомотивам, попавшие в тупик межгосударственные отношения». 

Но первый зарубежный визит новый патриарх всегда совершает в Константинополь. Так положено: новый глава церкви объезжает всех остальных православных патриархов, начиная с «первого среди равных» - Вселенского. На встрече в начале июля с Константинопольским патриархом Варфоломеем они договорились больше не вмешиваться в дела друг друга. Московский патриархат даже предложил грекам помочь своими кадрами, чтобы проявить заботу о русских, живущих в Турции. Это можно было воспринять как тонкий намек на то, что в Москве считают Варфоломея символической фигурой и что реальная сила на стороне РПЦ. 

Зарубежные визиты для Кирилла не менее важны, чем поездки по стране: церковь он видит наднациональной структурой. В ноябре он ввел в обиход новый термин - «страна русского мира». А в рабочем кабинете патриарха были установлены флаги 15 стран, входящих в канонические пределы РПЦ. Это большинство государств СНГ, Китай и Япония. «Тезис об экстерриториальности церкви дает ей настоящую самостоятельность», - говорит источник в близком окружении патриарха. 

Церковь не просто действует все активнее - она готова при случае заменить государство. «Очевидно, что во многих внутренних и внешних вопросах церковь играет роль, которую не способны выполнить политические и дипломатические институты», - уверенно говорит собеседник в Патриархии.

Илья Архипов

Русский Newsweek
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе