Русский красный ислам

Что общего у Ильича Карлоса "Шакала" и приморских партизан

От редакции. Степень насилия в нашей стране, к сожалению, не идет на спад. Хотя казалось бы все должно было быть иначе. За ликвидацией «приморских партизан» последовала ликвидация исламского подполья в Башкирии. Об успешных спецоперациях на Северном Кавказе отечественные СМИ рапортуют едва ли не ежедневно. Однако, до спокойствия в нашей стране еще достаточно далеко. На прошлой неделе было опубликовано «последнее видеообращение» «приморских партизан», а сегодня террорист-смертник взорвал себя в здании парламента Чечни. Политическое насилие постепенно становится элементом повседневной культуры российского общества и формой решения конфликтных ситуаций. Очевидно, что данной тенденции необходимо каким-либо образом поставить заслон. 
* * * 
Прошло уже больше недели с тех пор как в Интернете появилось так называемое «последнее видеобращение» приморских партизан (или, если угодно, с кавычками – «приморских партизан»). Этой теме была посвящена, и посвящается до настоящего времени, масса комментариев в печатной и сетевой прессе. Большей частью гневных и обличительных, но порою – восхищенных и даже полных сочувствия. Кто-то увидел в партизанах «просто бандитов», кто-то «уголовников с идей», другие разглядели «людей, посмевших бросить вооруженный вызов ментовскому беспределу». 


Но при всем обилии оценок и комментариев никто так и не ответил на центральный вопрос, возникающий после просмотра партизанского ролика: а почему, собственно, в речи приморцев столько отсылок к исламу? Тут и «Всевышний», и поднятый вверх указательный палец («Аллах един»), и «привет всем тем, кто состоит в сопротивлении – Северному Кавказу и другим достойным честным людям». Что связывает русских парней из далекого Приморья и некий особым образом понятый радикальный ислам? Попробуем дать свой вариант ответа на этот вопрос. 

На тот факт, что лидер партизан Андрея Сухорада в начале 2000-х годов состоял в Национал-большевистской партии, ныне официальной признанной экстремистской организацией, большинство наблюдателей предпочитало смотреть через правую, националистическую и нацистскую оптику. Если ты был в лимоновской партии, значит ты почти наци-скинхед. Отсюда следует и чрезвычайная популярность партизан в соответствующих кругах. Однако НБП являлось структурой крайне сложной, эклектичной до абсурдности, не только радикально правой, но и радикально левой. В итоге из этого инкубатора одновременно вышли и многие современные российские нацисты, и частью современные сталинисты/троцкисты. Однако помимо этих двух подразделений, в НБП присутствовала и менее афишируемая «мусульманская фракция». 

Она образовалась в 2005 году, когда более 100 московских активистов НБП как будто бы совершенно неожиданно приняли ислам. В том же году лидер партии Эдуард Лимонов написал статью «Исламская карта». В этом материале он прямо заявляет: «Тот российский политик, который прочно заявит о намерении сделать мусульман гражданами первого сорта и предпримет соответствующие шаги к осуществлению этого намерения, получит огромную поддержку мусульман России». Данная симпатия возникла также и на том основании, что и национал-большевики, и чеченские исламисты вели «джихад» против Российской Федерации. Враг моего врага мой друг – это старая, банальная и пошлая истина. Тот факт, что это было действительно так, подтверждал и один из руководителей НБП Павел Жеребин: «Вплотную присмотреться к исламу меня побудила ситуация на Кавказе. НБП всегда находилась под тяжелым гнетом репрессий государственного аппарата, и к мусульманам Северного Кавказа, ставшим объектом жесткого давления, с самого начала было отношение как к товарищам по несчастью». 

Сухорада приблизительно в это же время, судя по воспоминаниям его бывших коллег по партии, находится в Москве, живет в бункере НБП и участвует в многочисленных «акциях прямого действия», в том числе в захвате приемной «Единой России». Поэтому совершенно не исключено, что именно тогда он и включился в «исламскую тему», а после, вернувшись в Приморье, разагитировал в этом ключе своих друзей/товарищей и создал со временем соответствующую «боевую ячейку». 

Причем речь идет, разумеется, не об обычном исламе (шиизме, суннизме или даже ваххабизме), а о некой очень специальной «русской» версии религии. «Я стал изучать социально-политические аспекты ислама, уже тогда увидев чисто практическое его превосходство по сравнению с другими религиями. Меня привлекла строгая концепция единобожия, избавленная от этнических пережитков и языческих наслоений», - указывал в одном из интервью Жеребин. В НБП пытались примерить собственные догмы и дух «молодой сильной религии». Это казалось сверхрадикальным. Молодые партийцы любили эпатировать обывателя истерическими воплями «Аллах акбар». 

Не стоит, впрочем, думать, что в попытках такого скрещивания нацболы являются пионерами. Венесуэльский коммунист и террорист Ильич Рамирес Санчес, он же Карлос «Шакал», знаменитый в частности захватом штаб-квартиры ОПЕК, принял ислам, находясь в одном из тренировочных лагерей в Палестине. Произошло это знаменательное событие еще в 1975 году. 

Став «благоверным», Ильич не отказался от марксизма. И даже попытался объяснить свой выбор тем, что ислам является религией наиболее обездоленной части населения нашей планеты. А он, Карлос, будучи социальным революционером мирового масштаба, солидаризируется, в первую очередь, как раз с самыми бедными, униженными и оскорбленными. Он даже книгу написал с характерным названием «Революционный ислам». Сегодня Карлос отбывает пожизненный срок во французской тюрьме за убийство полицейских. Но при этом активно занимается литературной и публицистической деятельностью. 

Фактически нацболы-мусульмане сделали тот же шаг, что и «Шакал». Ему последовали и приморские партизаны. Политически «левого» (в духе скорее эсеров и анархистов, а не большевиков) в «идеологии» партизан, судя по опубликованному видеоролику, значительно больше, чем «правого». Они же говорят о социальной несправедливости, культе денег, злоупотреблениях властей, а не о засилии приезжих. Их речь полна типично левацкой ненависти к государству и империализму. И солидаризируются с Северным Кавказом они совершенно в том же духе, в каком венесуэльский марксист «Шакал» солидаризируется с палестинцами. 

Самое же парадоксальное заключается в том, что в современной России так оглушительно громко выстрелил именно этот патрон. Реальный эпизод маленькой гражданской войны развязали не радикальные националисты (последних хватает лишь на то, чтобы толпой в двадцать человек напасть на одинокого безоружного таджика), а люди очень и очень необычной конструкции – бывшие энбэпэшники и русские красные мусульмане. «Исламская карта» Лимонова оказалась козырной.

Андрей Веселов 

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе