Соловки: легенды и были

Корреспондент "Ревизора.ru" рассказывает, как съездить "дикарем" на Соловецкий архипелаг.
Общий вид Соловецкого монастыря. 
Фото Е. Сафроновой


Святые отцы Зосима, Савватий и Герман, основатели Соловецкого монастыря, обладали даром предвидения. Но даже Преподобные не могли себе представить, как притягательна станет не только для паломников, но и для туристов неласковая земля самого крупного архипелага в Белом море.



Свобода – это выбор

Российские турфирмы предлагают уйму возможностей для поездок на Соловки – на любой вкус и кошелек. Самые дорогие, пожалуй, пароходные круизы – стоимостью от 60 тысяч рублей на человека. Круиз по типу "река-море" на плавсредстве, способном преодолеть и речные русла, и морское пространство, оценивается примерно в 90 тысяч рублей.

Туры автобусами и поездами от российских столиц доступнее – базовая стоимость путешествия порядка 15 тысяч рублей. Окончательная цена поездки зависит от многих факторов – продолжительности поездки, места отправления (Москва дороже, Санкт-Петербург чуть дешевле), выбранных гостиниц по пути на Соловки и непосредственно на месте (благоустроены все, но классность разная). Все гостиницы и сдаваемые внаем комнаты от хозяев расположены в "столице" архипелага - посёлке Соловецкий. Можно и палатку разбить в специально оборудованном палаточном городке, но по согласованию с местными властями. Только вот житье в палатке в этом краю вряд ли будет слишком комфортным.

Повлияет на стоимость тура и количество экскурсий. В Соловецкий архипелаг входят шесть крупных островов - Большой Соловецкий, Анзерский, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой Заяцкий, Малый Заяцкий — и около сотни мелких и ненаселенных. Идеальная экскурсия по Соловкам способна показать все эти острова "лицом". Нужна ли она, каждый выбирает для себя. Если "не сообразили" сразу при покупке тура, на острове можно все исправить: экскурсионным бизнесом здесь занимается и музей, и практически каждый житель в туристический сезон. Но авторские экскурсии обойдутся от 600 рублей с человека.


Маяк на одном из островов Соловецкого архипелага. 
Фото Е. Сафроновой.


С поселком Соловецкий налажено авиасообщение из Архангельска, Москвы и Петрозаводска. Туристы им практически не пользуются, авиарейсы обеспечивают бытовые потребности обитателей архипелага и деловые визиты.
 
В изобилии существуют паломнические поездки на Соловки: Соловецкий монастырь – одна из твердынь русского Православия! Паломнические туры стоят от 13 тысяч рублей для взрослых и на 500-1000 рублей дешевле для детей. Но такая поездка будет не столько отдыхом и осмотром достопримечательностей, сколько молитвенным бдением.

Собираясь на Соловки, мы с мужем остановились на самом простом "дикарском" способе автомобильного путешествия с переправой на архипелаг. Он хорош своей свободой – выбора маршрутов, ночлегов, объектов посещения. Например, по дороге мы посетили маленький красивый город Белозерск, где Василий Шукшин снял свой знаменитый фильм "Калина красная" в 1973 году. На экраны "Калина…" вышла 25 марта 1974 года и оказалась последней в фильмографии Шукшина. На съемках картины Сергея Бондарчука и Владимира Досталя "Они сражались за Родину" он умер осенью того же года. Город Белозерск и ныне выглядит почти таким же, каким его застал Шукшин…

Другое памятное место, мимо которого нельзя проехать, урочище Сандармох под Медвежьегорском: место погребения более чем 7,6 тысяч человек, расстрелянных в годы Большого террора - жителей Карелии, строителей Беломорканала и узников Соловков. Сандармох является одним из самых крупных захоронений жертв массовых репрессий на Северо-Западе России. Но есть не подтвержденная пока информация, что, учитывая близость зловещего Беломорканала, здесь полегло в разы больше людей.

Захоронение в 1997 году обнаружил руководитель карельского "Мемориала" историк Юрий Дмитриев. Рвы братских могил расположены в сосновом лесу. Каждое дерево скорбного леса служит памятником – к стволам прикреплены таблички с именами, а порой и изображениями тех, кто тут лежит: офицеров, священников, представителей интеллигенции, крестьян… Доколе видит глаз, имена уходят в чащу. Открывает братское кладбище памятный камень со словами "Люди, не убивайте друг друга" – и больше тут сказать нечего.


Урочище Сандармох. 
Фото Е. Сафроновой.


Ранее наш портал писал о том, что вокруг статуса Сандармоха разворачивается спор, достигший уже Министерства культуры России. Очень надеемся, что мемориал останется мемориалом и для будущих поколений. 
  
Символично, что долгие годы Соловки слыли в отечественной истории знаком несвободы. Туда ехали не по своей воле, не красотами любоваться и не святыням поклоняться… Мы теперь имеем шанс и на то, и на другое, а еще на усвоение уроков истории.



Калевальское шоссе и трасса Кола

"Вольное" путешествие на Соловки не так сложно, как может показаться.

На Соловки из центра России можно добраться двумя маршрутами. Путь обязательно пролегает через карельский райцентр Кемь и поселок Рабочеостровск. Именно в Рабочеостровске расположен причал, с которого отправляются суда на архипелаг, а близ него – крупный гостиничный комплекс с информационным центром для туристов. 


Причал в Рабочеостровске. 
Фото Е. Сафроновой.


Дорога через Ярославскую и Вологодскую область в Карелию и по правому берегу Онежского озера до Кеми немного короче, чем через Санкт-Петербург и Петрозаводск: от Москвы где-то 1300 километров, а через северную столицу – около полутора тысяч километров. Из Вологодчины ведет Калевальское шоссе, а из Ленинградской области – федеральная трасса Кола. В этом году Калевальское шоссе отремонтировано практически на всем протяжении (в двух местах мы встретили дорожные работы, не сильно затормозившие движение). Обе межрегиональные дороги вполне благоустроены и гладки. Но вот интернет берет не везде, предупреждаем путешественников с интернет-зависимостью или тех, кто загодя не позаботился о поиске мест ночлега. Правда, электронные сервисы бронирования – палка о двух концах: удобно из квартиры или с дороги заказать гостиницу или место в гостевом доме (которых сейчас на русском Севере полно), но если непредвиденные обстоятельства задержат вас в пути, имейте в виду, что сервисы отменяют бронь не бесплатно.


Калевальское шоссе. 
Фото Е. Сафроновой. 


О чем "дикарям" стоит подумать сразу, так это о размещении в Кеми. Все официальные обиталища будут заняты обладателями купленных туров, и вольным путникам придется искать ночлег у частников – а там тоже спрос велик. От нескольких хозяев квартир мы услышали: "Во всем городе нет мест на неделю вперед". Наконец одна дама спросила, устроит ли нас неблагоустроенная квартира – без душа. Конечно, устроит! Подавляющее большинство местных живут круглый год без того, что мы считаем элементарными бытовыми удобствами: санузел в доме заменяют "скворечники" во дворах, водопровода и газа тоже нет, продолжено только электричество. Еду готовят на электроплитках или прямо в печах, как до революции. Карелия по преимуществу – страна деревянных бараков на шестнадцать квартир. Над их крышами торчат печные трубы, а у окон примостились тарелки спутниковой связи – без чего-чего, но без телевизора никто не согласен обходиться.  


Типичный северный барак. 
Фото Е. Сафроновой.


Нам повезло дважды. Наш крайний барак в поселке Рабочеостровск располагался напротив декораций к фильму Павла Лунгина "Остров". У рабочеостровцев эти декорации стали объектом поклонения, всех приезжих настоятельно просят туда сходить и полюбоваться, а то и пикник устроить. Для пикника на мостках, ведущих к "Острову", устроен стол и две скамеечки. А вот костер там жечь нельзя – деревянная красота уязвима. Мы приобщились к месту рождения киношедевра, а потом пешком проследовали на пристань – и это оказалось вторым везением. Автостоянка на причале платная. Переправа на Соловки – очень даже платная: билет на человека в один конец стоит 1800 рублей, и расходы с этого только начинаются. На острове дорого все: продукты, кафе, такси, услуги гидов и даже сувениры. Логистика такова, что затраты на доставку на остров всего необходимого включаются в конечную стоимость самого мелкого товара или услуги. Только квартиры на сутки стоят дешевле, чем на материке: трехкомнатная в "центре" крохотного поселка обойдется в 900 рублей. Многие приезжают на острова на несколько дней и успевают за этот срок объехать все острова архипелага, где есть хоть что-то интересное. Но по мне, главное об этом в прямом смысле крае света можно понять и за один день. 


Именно здесь снимали фильм "Остров". 
Фото Е. Сафроновой.


В наш приезд туристов обслуживали два рейсовых парохода – "Метель" и "Василий Косяков". Даже не знаю, какое название оптимистичнее… По морю от карельского берега до Большого Соловецкого острова 60 километров, пароход идет два часа. Говорят, в плохую погоду пассажиры молятся о благополучном прибытии на берег. Нам выпала погода пасмурная, но спокойная, доплыли и вернулись в добром здравии и даже без морской болезни.
 
Злейшие враги туристов в дни без качки – чайки. На Белом море эти птицы едва ли не вдвое крупнее собратьев из средней полосы и настолько же прожорливее. Они сопровождают корабль, требовательными криками отстаивая свое право на кусок хлеба. Перед посадкой на борт сотрудники порта дают инструктаж, как себя вести с крылатыми попрошайками. Кто-то на полном серьезнее написал жалобу, что при кормлении чаек была безвозвратно испорчена новая дорогая куртка. Интересно, кому гражданин адресовал ноту протеста?..

- Кто хочет покормить чаек, имейте в виду: птицы красивые, но понятия не имеют об общественных туалетах! – пошутила женщина, распоряжающаяся посадкой.


Кормление чаек. 
Фото Е. Сафроновой.



Зосима, Савватий, Герман и другие соловецкие герои

Освоение монахами Большого Соловецкого острова началось в 1429 году. Житие гласит: основателями Соловецкой обители и ее первыми благоустроителями были преподобные Зосима и Савватий, а первым иноком – преподобный Герман. Все началось с Германа и Савватия. Именно они поставили на острове крест и небольшую келью, где поселились и начали жить в молитвах и трудах. В то же время два рыбацких семейства прибыли на остров и хотели обосноваться рядом с отшельниками. Однажды преподобный Герман услышал женский плач и увидел на берегу испуганную жену рыбака. Та сказала, что ей явились двое светлых юношей и велели: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то - смерть вас постигнет. В тревоге рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить "мирские" поселения на Соловках. Гора посреди Соловецкого острова, где рыбачке явились ангелы, получила название "Секирной" и так и зовется поныне. Это обязательное место для паломничества молящихся.


Фото Е. Сафроновой. 


Позднее к старцу Герману присоединился благочестивый Зосимушка, сын зажиточных родителей, выбравший для себя путь отречения от мира. Савватий к тому времени уже скончался на "материке", так как, почуяв приближение смерти, захотел причаститься. Он два дня плыл на лодке через пролив, а на материке ему  Бог послал игумена Нафанаила, который причастил преподобного святых таин. Где-то на реке Выге преподобный Савватий был похоронен. Жития святого Зосимы называют несколько деревень близ Онежского озера, откуда якобы родом был преподобный, и где остались в память о нем часовни и другие памятные знаки. Но все рассказы сходятся в одном: повзрослевший и несколько лет проведший в добровольной схиме вдали от людей Зосима чудесным образом встретил старца Германа, услышал от него о Соловках и возжелал присоединиться к соловецким отшельникам. Когда умерли его родители, он роздал все имущество людям и ушел на остров вслед за Германом. Там и явилось Зосиме видение: однажды утром он увидел необыкновенный свет, заливший всю окрестность, и на востоке – парящую в воздухе прекрасную церковь. Пустынник рассказал об этом Герману, и тот истолковал знамение как проявление Божией воли строить здесь монастырь, который соберет множество монахов. Строительство обители преподобные начали своими руками. Зосима перенес на остров мощи преподобного Савватия. С именем Зосимы также связано возведение первых монастырских построек, расширение монастырского комплекса и приглашение священнослужителей. Не все выдерживали жизнь в таком отдалении от мира, но те, кто остались с преподобными, стали олицетворением настоящего монашеского подвига.
 
У мощей преподобных, согласно житиям святых, происходили чудеса и знамения.

Сегодня белокаменный многокупольный ансамбль монастыря поражает воображение. Он издалека виден с моря и как будто светится над свинцовой водой. Вблизи понимаешь, что половина построек обители, в том числе крепостная стена, созданы из грубых валунов и красного кирпича. Крепость была построена в рекордно короткое время, всего за 12 лет, с 1582 по 1594 год – для того времени вовсе не срок!  Начал ее строительство из здешних валунов городовых дел мастер из Вологды Иван Михайлов, а закончил соловецкий монах Трифон. Откуда же оптический эффект свечения? Или он не оптический, а духовный?.. Сейчас в монастыре ведётся обширная реставрация, по ее завершении ансамбль станет еще более благолепным. Пока же ряд монастырских помещений недоступен из-за ремонтных работ.


Белокаменная обитель. 
Фото Е. Сафроновой.


К нашим дням список соловецких святых достиг девяносто пяти имен. Среди них выделяют, в первую очередь, святых – основателей Германа, Савватия и Зосиму. Мощи преподобных сегодня снова вернулись на Соловки после долгих "скитаний". Почти всю советскую эпоху они пребывали в Казанском соборе Санкт-Петербурга, где устроили музей истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии). Торжественное возвращение святыни на Соловки было приурочено к празднику Преображения Господня в августе 1992 года. В рамках пышной церемонии с торжественными молебнами во многих храмах по пути следования впервые в истории Спасо-Преображенского монастыря Патриарх Московский и всея Руси прибыл на Соловецкие острова. Это был Алексий II. Сегодня же Патриарх Кирилл каждый год совершает службу в Спасо-Преображенском соборе в его престольный праздник. Уже совсем скоро он снова приедет на Соловки для торжественного богослужения. А 21 августа Православная Церковь вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Событие состоялось 21 августа 1566 года по новому стилю, на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня. Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.


Икона Соловецких чудотворцев. 


В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в церкви святителя Филиппа, а летом доставляются в Спасо-Преображенский собор, где им поклоняются все желающие – и паломники, и туристы. В этом храме принято заказывать молебны только преподобным.
 
На Соловках почитают и других местных святых. Так называемые святые-первопроходцы – это Арсений (Мацеевич), Вассиан Пертоминский, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Иоанн Яренгский и многие другие. В этот список входит и митрополит Филипп Колычев, с чьей деятельностью в качестве игумена Соловецкого монастыря связано много технических преобразований – так, он провел каналы от Святого озера для снабжения монастыря водой, наладил деятельность "промысловых" скитов – ягодного, огородного и рыболовецкого и будто бы даже вывел один из видов соловецкой сельди. Церковь называет также имена соловецких cвященноисповедников Амвросия (Полянского), Афанасия (Сахарова), Виктора (Островидова), Николая (Лебедева), Петра Чельцова и еще некоторых.


Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря - летняя усыпальница преподобных. 
Фото Е. Сафроновой.


Советское время добавило в соловецкие святцы имена новомучеников и преподобномучеников – Николая Загоровского (умер в 1943 году), Серафима (Тьевара) и Никона (Беляева) (умерли в 1931 году). В этом же ряду поминают и великую княгиню Елисавету. Список мучеников, увы, солиден. В 1934 году на Соловки был доставлен крупный русский религиозный философ Павел Флоренский, годом ранее арестованный по вымышленному делу "национал-фашистского центра "Партия России", где якобы был главой. На острове мыслитель работал на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности и запатентовал более десяти научных открытий по вопросам добычи йода и агар-агара из морских водорослей. Дата расстрела и место захоронения Флоренского до сих пор неизвестны, но в его честь названа одна из улиц поселка Соловецкий.


Павел Флоренский в 1933 году. 
Фото: sergey-v-fomin.livejournal.com


Говорят, что в соловецком лагере сидел и дед нынешнего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Памятью о деде в том числе продиктовано внимание Кирилла к Соловкам.
 
Святыми нового времени можно назвать и Героев Советского Союза Ивана Сивко и воспитанника знаменитой Школы Соловецких юнг Александра Ковалева, чьи имена тоже носят улицы в поселке. Иван Сивко служил в учебном отряде Северного флота на Соловках и в начале Великой Отечественной войны подал рапорт об отправке на фронт. В бою 2 августа 1941 года в районе реки Большая Западная Лица Сивко прикрывал отход подразделения. Вынес в безопасное место раненого командира, а сам два часа продолжал вести бой, удерживая позицию, и последней гранатой подорвал себя вместе с врагами.

Школа Соловецких юнг начала работать в 1942 году. Осенью того же года в нее поступил и в начале 1944 года окончил курс Саша Ковалев. После учебы Ковалев был направлен служить на эсминец Северного флота "Громкий" – сопровождать в Мурманск и Архангельск транспорт с военными грузами. Саша подавал рапорты о том, что хочет служить на торпедном катере, и вскоре его перевели на ТКА-209 учеником моториста под командование старшего лейтенанта Анатолия Кисова, впоследствии тоже Героя Советского Союза. В первом же бою вчерашний юнга заменил на мостике убитого сигнальщика и хладнокровно и точно докладывал командиру катера о падении вражеских снарядов и попадании залпов по транспорту противника. Вражеское судно было потоплено, а Саша Ковалёв – награждён орденом Красной Звезды. Погиб юноша в мае 1944 года вследствие морского сражения двух торпедных катеров с превосходящими силами противника. В этом бою Ковалев получил тяжелое ранение. Катер отправили на базу ремонта, а юношу на нем – в госпиталь. Но по пути на катере произошел взрыв, которым и убило Сашу Ковалева. 


Презентация о Саше Ковалеве. 


Много позже Великой Отечественной войны выяснилась правда о Ковалеве: он пришел в школу Соловецких юнг под чужой фамилией. По паспорту Саша был Рабинович, его родители погибли как враги народа. Родственницей Саши была известная советская переводчица Рита Райт-Ковалева, заботившаяся о мальчике, когда он остался сиротой. Как множество подростков Страны Советов, Саша Ковалев прибавил себе год, чтобы попасть на фронт и отомстить фашистам за страдания родного Ленинграда – и осуществил свою великую мечту.


 
"Экскурсионный маршрут" в такси

То, что мы не купили экскурсии заранее, нам аукнулось на Соловках. На причале радостно подбежали люди, протягивающие афишки – то выведенные на принтере, а то и напечатанные в типографии. Там значилось, что доступ к истории, культуре, святыням и даже быту коренных обитателей Соловков начинается со скромной суммы в 600 рублей с человека за каждую акцию просвещения. А по ходу осмотра монастыря выяснилось, что об этой твердыне Православия рассказывают только организованным группам. Зато мы также услышали, что официальные экскурсоводы в последний год не повествуют туристам о временах СЛОНа. Так что наличие "альтернативных" частных экскурсоводов в чем-то полезно…

О да, у Соловецкой монастырской тюрьмы богатая история, и даже если сосредоточиться на царских временах, панорама судеб выстраивается внушительная и пугающая. Здесь начиная с XVI столетия изолировали от общества тех, чьи взгляды резко расходились с властными – например, непокорных православных иерархов, еретиков и сектантов. На Соловки был сослан бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий, исповедовавший позицию "нестяжателей": требовавший, чтобы церковь не обогащалась и не владела землями. Учение было признано ересью, его сторонников арестовывали и преследовали, невзирая на духовный сан.


Тюрьма в монастыре. 
Фото Е. Сафроновой


В 1554 году в Соловецкую тюрьму были брошены участники антицерковного движения Матвея Башкина (самого идеолога сожгли). В начале XVII века в обители провёл шесть лет крещёный татарский царевич Симеон Бекбулатович, которого Иван Грозный на краткое время назначил своим соправителем. На протяжении веков находились все новые политические или церковные деятели, признанные настолько опасными, что была им одна дорога – на Соловки. От ссылки не спасали чины и регалии. В 1730 году сюда угодил князь и дипломат Василий Долгоруков, один из инициаторов избрания на российский престол императрицы Анны Иоанновны с ограничением ее власти "кондициями". Взявшая власть в свои руки владычица не забыла тех, кто хотел ее "контролировать". После 9 лет заключения на Соловках Долгорукова снова допрашивали, пытали и казнили.
 
В 1776 году, после упразднения Запорожской Сечи, в Соловецкий монастырь угодил её последний атаман Пётр Калнышевский. Незадолго до этого императрица Екатерина II наградила его за храбрость, а потом ей донесли, что атаманы готовы перевести Войско Запорожское под эгиду турецкого султана, если русские власти будут настаивать на его упразднении. За это Калнышевского "вознаградили" заточением в ледяной одиночной камере. Поразительно – но атаман провёл в таких условиях около 26 лет, пережил Екатерину, был помилован ее внуком Александром I в возрасте 110 лет. Старик отказался выходить на свободу и остался в монастыре, где скончался в 1803 году. Там и похоронен. Могила Калнышевского – единственное захоронение в Соловецком монастыре, украшенное памятником портретного свойства. 


Могила Петра Калнышевского. 
Фото Е. Сафроновой.


Соловецкая монастырская тюрьма просуществовала с 1718 по 1903 год. С 1923 года началась новая страница "тюремной" истории - Соловецкого лагеря особого назначения. В качестве самостоятельной единицы и самого крупного лагеря СССР он существовал 10 лет, до 1933 года, а потом утратил автономность, но не карательные функции. Почти все организаторы лагеря были либо расстреляны, либо помещены в подобные же учреждения. Имущество СЛОНа перешло Беломоро-Балтийскому лагерю, в 1937—1939 гг. на острове находилась Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН) Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. В конце 1939 года в связи с советско-финской войной лагерь эвакуировали на материк, а на островах разместили службы Учебного отряда Северного флота.
 
Ангелы пророчили мирным обывателям: "Бегите отсюда, а не то смерть вас постигнет". Но увы, в лагерные годы сбежать не удалось никому… Один из неудавшихся побегов заключенного при помощи сотрудницы лагерного управления описал в романе "Обитель" Захар Прилепин. Книгу эту рекомендую перечитать перед отъездом на Соловки.


Камера монастырской тюрьмы. 
Фото Е. Сафроновой.


Проблему экскурсии мы решили просто: вызвали такси и попросили водителя покатать нас по острову и рассказать самое, на его взгляд, важное. Всего за 1000 рублей в час мы получили незабываемый экскурсионный маршрут в бордовой полноприводной "ГАЗели". Легковые такси на дорогах островов – нонсенс, в грязи местами, кажется, может увязнуть и вертолет. Сейчас на Большой Соловецкий остров из-за перестройки взлетно-посадочной полосы летают только вертолеты.
 
Водитель показал нам здание тюрьмы, по его словам, уголовной. Полуразрушенное, оно выглядело довольно невинным. Также привез нас на берег моря к каменным лабиринтам. На Большом Заяцком острове сохранились подлинные загадки природы – концентрические круги хитрой конфигурации, откуда надо выйти в том же месте, где зашел. На берегу Соловецкого острова студенты устроили две имитации каменных лабиринтов. Имитации столь же сложны, как оригиналы. 


Имитация лабиринта. На заднем плане - типовове соловецкое такси. 
Фото Е. Сафроновой.


А еще от водителя мы узнали, что были Соловков заметно отличаются от величественных легенд. На острове живет около 700 коренных жителей. Летом их бытие полностью "заточено" на обслуживание туристов: кто сдает им квартиры (собственных домов мало, администрация не продает земельные участки под жилищное строительство), кто оказывает услуги, кто экскурсии водит. По словам водителя, в туристическую инфраструктуру потихоньку переводятся все объекты, ранее бывшие инфраструктурой социальной, вплоть до того, что в бывшем доме престарелых собираются открыть хостел.
 
Заработанное за летний сезон, как говорится, год кормит; расходы у островитян немалые, а северные надбавки в новой России вовсе не те, что в СССР. Наш провожатый устроил нам краткий мониторинг здешних цен. Бензин АИ-92 стоит 49 рублей, дизтопливо – 62. Заправка на острове одна, работающая два часа в неделю. Расценки на продукты шокируют: вареная колбаса не бывает дешевле 600 рублей, полукопченая – от 800 рублей, сырокопченая – за тысячу, десяток яиц – 160 рублей, литр молока – 180. Что там, даже огурцы в разгар лета были по 160 рублей килограмм! Поэтому местные жители овощи стараются выращивать сами: в парниках растут практически все привычные нам культуры, а картошка, к счастью, и под открытым небом всходит. От более же существенного "натурального хозяйства" отказываются: хлопотно и дорого. Единственное стадо на острове – монастырское. Правда, школа в поселке своя: на материк детей возить было бы слишком затруднительно, особенно зимой.


Соловецкие цены. 
Фото Е. Сафроновой.


"Сердце" поселка - здание, где собраны все важнейшие объекты: администрация, больница, полиция, аптека и даже морг. Обеспечивают весь остров электричеством два дизеля. Построенная монахами одна из первых гидроэлектростанций в России (1912 года возведения) осталась памятником промышленного зодчества. ГЭС еще и в лагере использовали, но дизель оказался эффективнее. Соловецкий монастырь  в начале ХХ века был "индустриальным центром", где функционировала гидросистема каналов, питавшая мельницы, прачечные, солодовню, баню, а также был так называемый "сухой док" для отстоя и ремонта монастырских судов. Он и сейчас используется не только монастырем.
 
Музей-заповедник базируется до сих пор в строениях монастыря. Новое здание начали строить вне монастырских стен, но почему-то оно законсервировано… Так что на архипелаге со славным прошлым воочию соседствует не самое радужное настоящее. Туристов этот контраст мало смущает, но я ловила себя на мысли: как тут люди живут?..


Фото Е. Сафроновой. 


Вроде бы по программе переселения можно уехать с Соловков на материк. Но так поступают далеко не все. Значит, не всех пугает ангельский наказ: "Сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего". За двадцатый век чего только на Соловках ни было вместо обители, но и она сейчас возрождается, в точности по пророчеству. Человек приспосабливается ко всему, вот и жители Соловков привыкли и находят в своем быте маленькие радости и смысл жизни. Ходят по деревянным мосткам, которые скрипят как половицы, как пел Александр Городницкий, отстаивают службы в намоленных храмах. День прошел – и слава Богу. Завтра будет другой день.  

Автор
Елена Сафронова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе