Церковь и политика – две вещи несовместные? Смотря что понимать под политикой!

Ригу посетил один из наиболее ярких современных православных публицистов – протоиерей Антоний Ильин. Отец Антоний известен не только как блистательный полемист, популяризатор православного мировосприятия и соавтор Социальной доктрины Русской православной церкви, но и как успешный администратор и дипломат.

Отец Антоний представляет интересы Русской православной церкви также и в контактах с Европейским парламентом. Еще в 2004 году он познакомился с первым русским депутатом Европарламента Татьяной Аркадьевной Жданок. Оказалось, что у священника и политика отношение к жизни и религии во многом совпадает. Татьяна Аркадьевна стала прихожанкой Свято–Николаевского собора в Брюсселе, а отец Антоний – консультантом фракции Европарламента в вопросах взаимодействия общества и религии. Отец Антоний активно участвовал в создании Европейского русского альянса, председателем которого на данный момент избрана Татьяна Жданок.

Отец Антоний был приглашен в Ригу на чтения ежегодного гуманитарного семинара SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (руководитель – Сергей Мазур, ведущий – Владимир Соколов). Речь на семинаре шла о взаимодействии Русского мира и Русской православной церкви.

В ходе живой беседы отец Антоний ответил на вопросы многочисленной аудитории, собравшейся в Доме Москвы. Среди прочих была затронута щекотливая тема – допустимо ли участие представителей церкви в политической жизни. Как известно, в Латвии некоторые конфессии весьма активно включились в избирательные кампании разных партий. Отец Ильин пояснил позицию православной церкви: "Если под политикой понимать борьбу за власть, то церковь в этом, конечно, не участвует, если под политической деятельностью понимать вид коммуникации, то церковь этого не исключает. Церковь не поддерживает ни одну из партий, но выстраивает соработничество со всеми партиями. Мы поддерживаем не идеологию, а традиционные ценности и права человека там, где он гоним и унижаем", – уточнил протоиерей.

Так же и в отношении культуры. "Церковь не может отождествить себя ни с одной из них, даже с культурой наших дедов и прадедов. Православную веру исповедуют в разных странах люди разных национальностей и разных культур". И в то же время так называемое европейское православие, без укорененности в национальной почве, возможно лишь как теоретическая конструкция, убежден отец Антоний.

А как пастве относиться к выступлению батюшки на рок–концерте? – был задан "провокационный" вопрос из зала. "Когда отец Кураев выступает с проповедью перед публикой, пришедшей на рок–концерт, это не нарушение церковной этики, а современное миссионерство, – ответил о. Антоний. – Возможно, ему удастся кого–то из этих молодых людей в заклепках привести хотя бы к ограде церкви".

Но далеко не всякий священнослужитель способен разговаривать с такой аудиторией. Миссионерские кадры надо воспитывать. Поэтому в РПЦ принято решение о создании церковной аспирантуры, сообщил новость отец Антоний. Латвийская молодежь тоже может туда поступать.

А как вообще сегодня следует понимать смысл миссионерства? Во времена Империи это было обращение в христову веру языческих народностей, чьи земли присоединялись к России. Католическая церковь и сегодня направляет миссионеров в Азию и Африку.

"Русская православная церковь под миссионерской деятельностью понимает приближение к Церкви христовой в первую очередь тех невоцерквленных людей, которые исторически происходят из православных семей и для кого русская культура является родной, – объяснил о. Антоний. – В наше время "племя", живущее в соседнем микрорайоне, порой больше нуждается в миссионерстве, чем то, что затеряно где–то в джунглях".

Не утихают в обществе и жаркие дискуссии об опасности "клерикализации" образования. Гостю из Брюсселя проблема кажется надуманной. "В России началась настоящая битва за введение в школьную программу такого невинного предмета, как основа православной культуры. А вот в Бельгии любой ребенок за государственный счет может изучать основы любой из признанных конфессий или выбрать предмет "Светская этика". Причем если в России предлагается ввести "щадящий" вариант религиозного просвещения, то в бельгийских школах это именно уроки Закона Божьего", – рассказал о. Антоний, дети которого также изучают азы православия в брюссельской школе.

Какое место занимает сегодня в мире православная конфессия по количеству прихожан и влиянию? Оказывается, по количеству – № 1 (вместе с Украиной). Но внутри конфессии много проблем, расколов, административных кризисов, поведал гость.

Сейчас определенные силы под протекцией США стараются, например, продвинуть верховенство Константинополя. Но это едва ли возможно, потому что предлагается греческую, по сути провинциальную, модель выдать за универсальное православие, что неприемлемо. Бурно растет румынское православие – румыны очень воцерковленный народ. Там, где поселились 300 румын, через год будет церковь, через три года – семинария, через пять – свой архиепископ.

Словом, баланса сил в православном мире сейчас нет. Вперед выйдет та церковь, которая предложит цивилизационную модель, устремленную в будущее. "И я не вижу никого другого, кроме Московского патриархата, кто бы с этой задачей справился," – высказал свое видение ситуации о. Антоний.

К счастью, о внутриконфессиональных интригах прихожане ничего не знают. Им это и не надо, если они относятся к церкви как телу Христову. Проблема православия не во внутренних противоречиях, а в том, что только десять процентов людей, относящих себя по культурному коду к православию, ходят на службы, читают молитвы, причащаются и исповедуются. "Это значит, что православие стало составной частью культурной идентичности, но не стало ее стержнем", – делает неутешительный вывод о. Антоний.

На упреки некоторых присутствующих, что православные священники малоактивны по сравнению с католическими пастырями и лидерами сектантских движений и редко выходят на диалог с обществом, Антоний объяснил: у батюшек огромные нагрузки, которые часто остаются за гранью видимости для мирян. Ведь после служб в храмах они спешат на отпевания, освящение, для утешения страждущих и т. д. И у них порой просто не хватает двух часов, чтобы прийти на какую–то светскую встречу и поговорить. Соотношение между количеством православных священников и потребностью в них сегодня несоразмерно.

А часто ли мы приходим к батюшке, задал встречный вопрос отец Антоний, чтобы не только получить что–то для себя – совет, утешение, благословение, а предлагая какую–то помощь или инициативу?

Думаю, ответ излишен.

Миссия

Протоиерей Антоний является настоятелем Свято–Николаевского кафедрального собора в Брюсселе и исполняет обязанности представителя РПЦ при европейских международных организациях. Ну и, наконец, важно отметить, что в сфере общественной деятельности отец Антоний выполняет миссию европейского представителя фонда "Русский мир", благодаря поддержке которого в странах Европы реализуются проекты, направленные на поддержку и развитие русской культуры.

Контакты

Вместе с русскими общественниками и политиками протоиерея Антония Ильина в Риге встречал и представитель Латвийской православной церкви иеромонах Иоанн (Сичевкий), который передал самые сердечные напутствия от имени Митрополита Рижского и всея Латвии Александра. Из Риги протоиерей Антоний направился в Вильнюс, где принял участие в открытии Центра русской культуры при Вильнюсском университете.

"Вести Сегодня" № 101.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе