Вышел месяц из тумана

За оскорбление своей веры готовы покарать и мусульмане, и христиане, и атеисты


История нападения на радиожурналиста Сергея Асланяна гораздо содержательнее, чем может показаться на первый взгляд. Сначала коллеги недоумевали: криминальными расследованиями пострадавший не занимался, рассказывал благодарным слушателям про автомобили, никого не задевал и вдруг двадцать ударов ножом. Потом вспомнили: пару недель назад Асланян в вольном стиле прошелся насчет пророка Мухаммеда: тот, мол, больше похож на бизнесмена, чем на пророка.

И сразу готова версия — конечно, это месть исламских фанатиков, они такого не прощают. Тем более журналист припомнил, что нападавший вроде бы кричал ему «ты не любишь Аллаха». Так это было или нет, решать следствию. Важно другое — общественное мнение готово к тому, что мусульмане за оскорбление своей веры могут убить. И мнение это возникло не на пустом месте.

Воля аллаха

Еще свежи в памяти события, связанные с карикатурами на Мухаммеда. Их публикация в датской газете привела к кровавым протестам на Ближнем Востоке, а самого карикатуриста Курта Вестергаарда попытались убить через несколько лет после случившегося. Спасся он чудом, да и то потому, что полиция предусмотрительно приняла меры по обеспечению его безопасности. Голландскому журналисту Тео ван Гогу повезло меньше, юный марокканец зарезал его средь бела дня на одной из улиц мирного Амстердама. Не смог простить ему фильм про издевательства над исламскими женщинами, посчитав, что этим Тео унизил его веру.

Именно беспощадность ислама и напугала европейцев, которые сразу вспомнили о малоприятных проявлениях собственного христианского наследия. Неудивительно, что это усилило антирелигиозные настроения. Секуляризация в Европе началась не вчера, к ней, казалось, уже привыкли, но тут она приняла и вовсе атакующий вид. Лидеры «нового атеизма» Ричард Докинз и Кристофер Хитченс не жалели красноречия, убеждая граждан, что религия — это абсолютное зло, если во имя веры творятся подобные безобразия. И, надо сказать, вполне в этом преуспели.

Незадолго до своей кончины в конце прошлого года Кристофер Хитченс легко победил на публичных дебатах Тони Блэра, который с пылом свежеиспеченного католика пытался религию защищать. И дело не только в красноречии атеиста (бывшему британскому премьеру его тоже не занимать), а в том, как сложились дебаты. На каждый пример святости и религиозного милосердия, приводимый Блэром, Хитченс отвечал фактом, где степень религиозной жестокости поражала воображение. Перечисление ужасов всегда увлекает больше, чем рассказы о духовных радостях, что неоднократно отмечалось в связи с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Вот и состязание двух ораторов не стало исключением.

Нетрудно заметить, что большинство споров между верующими и неверующими сегодня протекает сходным образом. Первые настаивают на позитивной стороне веры, вторые напирают на негатив. На примеры не скупятся ни те ни другие. Получаются столь разные картины, что порой не верится, что речь идет об одном и том же явлении. Явление, конечно, одно, просто очень сложное и противоречивое.

Религия говорит о вечных ценностях, превышающих ценность краткой земной жизни. Из чего следует, что ради них можно жизнью и пожертвовать. Мы восхищаемся подвижниками веры, но так же поступают и те, кто террористов-смертников объявляет мучениками. Для защиты высших ценностей, утверждают они, можно пожертвовать не только своей, но и чужой жизнью. Именно так рассуждали протестантские экстремисты, апологеты святости жизни, которые взорвали абортарий вместе с теми, кто на эту святость посягал.

Все это искажение религии, возражают верующие, ее высокая суть остается неомраченной. Как бы не так, наседают атеисты: религиозная санкция насилия не только его оправдывает, но истолковывает как благо для потерпевших. Христиане еретиков сжигали, а мусульмане сдирали с них кожу заживо, стремясь спасти бессмертную душу.

Санкция на насилие

В пылу спора его участники забывают об одной важной вещи. Религии отстаивают вечные ценности, но сами неизбежно меняются. Меняется и отношение к насилию. Ушли в далекое прошлое времена не только крестовых походов, но и колониальных завоеваний, когда проповедь веры граничила с принуждением к ней. Европейское христианство стало одним из главных источников пацифизма, и сегодня также самозабвенно занимается борьбой за мир, как в былые времена сражалось за веру. Воспоминания о боевом прошлом сохранились лишь в католической доктрине «справедливой войны» да в воинственных проповедях протестантских и православных фундаменталистов.

Иначе дело обстоит в нынешнем исламе. Он мало изменился с тех пор, как ему удалось покорить полмира. На повторение подобных подвигов не осталось сил, но санкцию на насилие ислам по-прежнему дает более чем охотно. Чем и пользуются исламисты, собирая под свои знамена немало сторонников. Чтобы стать «живой бомбой», совершенно необязательно тронуться умом. Сколько бы ни писали у нас о том, как промывают мозги шахидам, большинство из них решается на это в здравом уме и памяти. Они твердо верят в посмертное блаженство, и их действия оправдывают многочисленные фетвы, выданные самыми почитаемыми наставниками.

Это не значит, что вкус к насилию во благо у христианства пропал вовсе. Но если он дает о себе знать, то чаще всего в символическом виде. Взять, к примеру, недавний случай с американским пастором Джонсом, который сжег Коран. Подобно другим протестантским фундаменталистам он всегда был не прочь порассуждать о крестовом походе против ислама. Но у тех дальше громкой риторики дело не заходило. Джонс же решился на поступок. Однако поступок этот имел символический характер — книга, пусть и священная, все же не человек.

О символических жестах не забывают и фундаменталисты православные. Известный своим боевым настроем отец Дмитрий Смирнов, окормляющий отечественное воинство, то посоветует пастве бить стекла в окнах еретиков, то предложит вывесить в интернете имена и адреса тех, кого считает врагами православной семьи. К погромам, правда, пока, слава богу, не призывает.

Безумный тамплиер

Конечно, бывают исключения из правил. Самый яркий пример последнего времени — норвежец Андерс Брейвик, суд над которым идет сейчас в Осло. Провозгласив себя новым крестоносцем, он не один год рассуждал в интернете об исламском заговоре против Запада, в котором участвовали и европейские либералы. Немалое место в этом конспирологическом коктейле занимала и тема христианства, подмятого исламом, но еще способного сбросить тяжкое иго. Если, конечно, христиане прислушаются к грозным предостережениям истинного тамплиера — Андерса Беринга Брейвика. Внимать-то они внимали, но с помощью не спешили. Тогда, взорвав посреди Осло начиненные нитратом аммония автомобили, он в одиночку отправился в охотничью экспедицию на людей. Причем не на воинов ислама (поди до них доберись), а на ничего не подозревающих «предателей-либералов».

Пока Брейвик разглагольствовал о победной войне против ислама, его слова вызывали сочувствие у единомышленников, но его поступок осудили даже самые правые радикалы и самые ярые фундаменталисты. Те перемены, что произошли в христианстве за последние столетия, не позволяют ему легко вернуться к временам, когда безжалостное уничтожение врагов веры сулило место в раю. У христианского экстремизма выбита почва из-под ног. Поэтому норвежский «крестоносец» и воспринимается западной публикой, включая и тех, кто ему идейно близок, как безумец, место которому не в тюрьме, а в сумасшедшем доме.

Возможно, так оно и есть. Но норвежская трагедия лишний раз напоминает: несмотря на перемены, случившиеся с христианством, мы вовсе не застрахованы от того, что какой-нибудь до безумия отчаянный ревнитель веры не решится от слов перейти к делу. Особенно если к этому его подтолкнет красноречивый пастырь. В еще большей мере это относится к исламу, где путь от слов к делу неизмеримо короче. Призывы к сведению счетов с неверным раздались на исламских интернет-форумах сразу вслед за неуместной шуткой радиожурналиста. Человека, полоснувшего его ножом, вряд ли можно счесть религиозным экстремистом. Но из таких случайных искр нередко разгораются пожары больших конфликтов.

Борис Фаликов

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе