Лихой аттракцион или кощунство?

На Стрелке полно туристов и отдыхающих ярославцев. Вот одна из таких групп устремляется в сторону Успенского собора. А перед этим останавливается у другой достопримечательности – скульптурной композиции «Троица». Если рядом нет знающего человека, способного объяснить, что отображает памятник, люди теряются в догадках. Кто-то наслышан о местных «народных» названиях его и весело сообщает их окружающим. А вот славянскую вязь у подножия скульптур не каждый заметит и тем более прочтёт. Зато разбросанные по постаменту монетки видны отлично, и это побуждает к действиям. В сторону памятника летит новая мелочь. Невесть откуда взявшийся бомжеватого вида человек тут же подскажет метателям, что бросать надо в чашу и, если монетка попадёт в неё, это принесёт удачу.
Здоровенные дяди вспоминают свои детские годы и лихой аттракцион на меткость. Попало не попало – компания веселится.

Бронзовая композиция «Троица» (авторы её – художник Николай Мухин и скульптор Игорь Трейвус) была установлена в Ярославле в 1995 году. Предназначалась она для православных японцев, но по каким-то причинам в Японию не попала. Ярославец Мухин предложил её городу, и памятник мэрией был принят. Хотя дискуссии насчёт композиции и, главное, сакральной символики, отображённой на нём, разгорелись жаркие.

Конечно, скульптор не виноват, что публика до его идеи не доросла. Что ни о Рублёве, ни о Троице кое-кто, похоже, ничего не слышал. А если и слышал, то почему-то не совмещает это с отображённым в бронзе. Потому, наверное, и бросают люди с такой бесшабашной удалью деньги в чашу – символ Причастия.

Такое отношение к символу Троицы вызывает неприятие православных людей, оскорбляет их. Так может, перенести скульптуру в другое место, поставить сторожа, как у часовни Казанской Божией Матери? Или поместить под прозрачный антивандальный колпак? И, конечно, надо бы установить рядом планшет с полной информацией о ней: кто авторы, что изображено, что символизирует, считает научный сотрудник музея-заповедника Лариса Львовна Полушкина.

Редакция попросила прокомментировать ситуацию представителя Ярославской епархии. Вот что ответил по этому поводу священник Александр Сатомский:

– Факт существования в нашем городе традиции бросать монеты в чашу скульптурной композиции «Святая Троица», а также в колокол часовни Казанской иконы Божией Матери на Которосльной набережной не может быть оценён иначе, как рецидив языческого сознания. Люди мечут монеты, сами не понимая смысл своих дей­ствий. При этом происходит и прямое поругание, и глумление над святыней. Деньги попадают и в скульптуру Троицы, и в витраж, отображающий Господа Вседержителя. Подобный обычай не имеет ничего общего с христианской культурой.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе