На что похож Рай?

Даже незаурядному сознанию трудно представить себе пребывание в Раю. 


Вряд ли это будет похоже на пятизвездочный курорт по типу «все включено».


Человеку, однажды познавшему сладость сборки мебели одного известного бренда, уже не отделаться от желания получить в свои руки инструкцию от всего, что составляет мироздание. Ведь что, казалось бы, может быть ценнее знания того, как устроены окружающие нас вещи? От самых простых до самых сложных и возвышенных. Но если в отношении серванта или дырокола проблем обычно не возникает, то предметы духовного порядка под формат инструкции почему-то подстраиваться не хотят.

Взять, к примеру, христианское учение о Рае, иными словами — Царстве Небесном. Безусловно, в «Божественной комедии» мы сможем найти сведения, что Рай состоит из 10 составляющих, начиная с Луны и заканчивая Эмпиреем. Но это произведение Данте, пусть и гениальное, но всё же художественное произведение. То есть является результатом человеческого воображения.

Что же о Рае нам может сказать Библия, автором которой с точки зрения христианства является не только человек, но и Бог. На самом деле все наши рассуждения о Царстве Небесном можно было бы сразу закончить одной-единственной фразой из первого послания апостола Павла к христианам Коринфа: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Апостол предупреждает своих читателей, нас в том числе, что любые наши фантазии (даже самые грандиозные) померкнут перед величием Рая.

Впрочем, предупреждения апостола Павла люди обычно не слышат. Как не слышат и высказываний святых отцов. Например, святителя Василия Великого, написавшего: «Не нужно … (в Раю. — А.Б.) ожидать чего-либо свойственного сему веку, но надобно знать, что в будущем веке жизнь ангельская и свободная от всяких нужд».

Тем не менее человека по-прежнему очень и очень интересует, что конкретно представляет собой Царство Небесное? И главное, каково будет там обитать? В смысле – чем там можно заняться? Не секрет, что многие представляют себе Небесное Царство, основываясь на голливудских фильмах или других формах популярного искусства. Дескать, обитатели Рая ходят в длинных белых одеяниях, имеют крылья за спиной, чтобы перелетать с облака на облако, а в руках обязательно держат арфы. Думается, что всё будет обстоять иначе. Как конкретно, повторим за апостолом Павлом, не знает никто.

Впрочем, Евангелие от Иоанна сохранило для нас слова Спасителя, как будто приоткрывающие завесу тайны Рая. Спаситель воодушевляет двенадцать апостолов, говоря им о Царстве Божием и их месте там. Христос произносит такие слова: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14,2–3). На основании этих слов Спасителя можно предположить, что Царство Божие представляет собой место, где каждый из его жителей имеет какое-то собственное место пребывания - обитель. И вряд ли эти обители похожи на компактные квартиры в многоэтажке. Тогда о чем идет речь?

Мне кажется, что близко к ответу на этот вопрос подошел английский писатель Джон Толкин в его притче «Лист кисти Ниггля». В ней говорится о художнике Ниггле — талантливом, добром, но совершенно несобранном человеке.

Всю свою жизнь Ниггль писал одну-единственную картину, но постоянно отвлекался по пустякам. В итоге так он и умер, оставив дело своей жизни неоконченным. В дальнейшем рассказ повествует о посмертной участи художника - о том, как он осознал ошибки, преодолел себя и, наконец, получил возможность поселиться в прекрасной стране, похожей на ту картину, которую Ниггль писал всю свою жизнь.

Только, к удивлению художника, его прекрасное произведение было завершено и доведено до совершенства. Может быть, таким и бывает Рай? Это не какое-то инопланетное (в смысле — совершенно чуждое для нас состояние), но в то же время место — превосходящее все наши, даже самые возвышенные ожидания. «Насколько чистейший хлеб дороже и слаще помета, настолько и несравненно небесное более превосходит земное», — пишет святой Симеон Новый Богослов.

Спаситель в Евангелии от Луки произносит важнейшие слова: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17,21). Это наталкивает на мысль, которая находит подтверждение в наследии святых отцов: Царство Небесное — это гармоничное продолжение нашей земной жизни. Человек, соблюдающий заповедь любви к Богу и людям, уже здесь становится обитателем Рая. Перешагнув порог смерти, такой человек в полной мере открывает для себя реальность Царства Божия. И эта реальность, скорее всего, будет соответствовать нашей личности.

Райская обитель получит отпечаток нашей уникальности — совсем как в случае с художником Нигглем, для которого Царство Небесное приобрело очертания той прекрасной картины, что он пытался создать всю свою жизнь. И самое главное, в Раю уже никакие обстоятельства не смогут помешать человеку общаться с Богом — источником вечного счастья. Причем это общение будет совершенно гармоничным и свободным. А самое главное — желанным. Как со стороны Бога, так и со стороны человека. Ведь Господь — настоящий джентльмен и никогда не будет навязываться. А потому, как говорил отец Софроний (Сахаров), «спасение и гибель — в свободе человека».

Автор
Антоний БОРИСОВ, священник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе