Не в своей епархии

Противоречия церковной жизни в Южной Осетии и Абхазии требуют скорейшего разрешения

В Московском Патриархате убеждены, что православные верующие Южной Осетии желают "иметь свое каноническое духовенство". Фото PhotoXPress.ru

В Московской Патриархии всерьез задумались о том, чтобы стереть белые пятна на карте православного мира. Речь идет о Южной Осетии и Абхазии, где с начала 90-х годов с точки зрения традиционных православных Патриархатов отсутствует полноценная церковная жизнь. Государственный суверенитет двух кавказских республик только осложняет решение этой проблемы.

В Москве 8 ноября состоялся круглый стол на тему «Гуманитарные и религиозные аспекты в историческом развитии взаимоотношений России и Южной Осетии». Вступительную речь произнес глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «В Южной Осетии есть желание иметь свое каноническое духовенство – это закономерное желание, не отделимое от новейшей истории Южной Осетии, и нельзя никому отрицать, что именно такое духовенство там и будет принято», – отметил Чаплин. В силу определенных исторических обстоятельств в этой республике, как и в Абхазии, сегодня невозможно служение клириков Грузинской Православной Церкви, под чьим омофором находятся территории обоих государств, независимость которых два года назад была признана Российской Федерацией. 

С одной стороны, РПЦ неоднократно демонстрировала то, что канонический принцип нерушимости церковных границ остается для нее незыблемым, но с другой – Московская Патриархия вынуждена признать государственный суверенитет Южной Осетии и Абхазии. В сентябре Предстоятели Русской и Грузинской Церквей даже вступили в заочный спор по этому поводу. Тогда Патриарх Кирилл, не исключено, что под некоторым давлением со стороны светских властей России, поздравил руководство Южной Осетии с 20-летием независимости, и за это подвергся резкой критике своего грузинского собрата. «Весьма прискорбно и совершенно непонятно подобное действие, так как это означает поддержку и признание насильственно учрежденного сепаратистского режима и незаконно объявленной «независимости» на этой древнейшей грузинской земле, что признает весь мир» – такие слова обратил к Москве Грузинский Католикос-Патриарх Илия II. Глава РПЦ воздержался от ответа.

Патриархи Кирилл и Илия в ноябре 2009 года встречались на «нейтральной» территории – в Азербайджане. Во время той встречи тон их беседы был гораздо более дружелюбным и оптимистичным. Глава РПЦ тогда сказал, что две Церкви, подобно двум локомотивам, выведут «попавшие в тупик межгосударственные отношения», хотя для этого потребуется время. Католикос Илия II, в свою очередь, заметил, что отношения между Русской и Грузинской Церквами являются «братскими, и их ничто не поколеблет». Не должны были поколебать эти отношения и обсуждения проблем нормализации церковной жизни в двух новых республиках Кавказа. «Мы будем продолжать консультации по этим и другим вопросам, которые являются предметом обоюдного интереса Русской и Грузинской Православных Церквей», – прокомментировал диалог Патриархов по поводу Южной Осетии и Абхазии заместитель председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, курирующий межправославные отношения, протоиерей Николай Балашов. Месяцем ранее председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) так охарактеризовал ситуацию: «Мы полагаем, что изменение политических границ необязательно означает, что нужно также изменить церковные канонические границы. Это основа нашей внешней политики относительно других Церквей. В противном случае любое политическое изменение привело бы к церковному разделению». С тех пор прошел год, а сами «локомотивы», по крайней мере на первый взгляд, зашли в тупик.

Сразу после военного конфликта августа 2008 года известный миссионер РПЦ протодиакон Андрей Кураев предложил компромиссный вариант разрешения конфликтной ситуации между Церквами. Московский Патриархат, по смелой метафоре протодиакона, мог бы взять «в аренду» у Грузинской Церкви эту территорию, по соглашению с Тбилиси открыв свое представительство в Абхазии и окормляя православное население республики. Впоследствии также высказывались идеи направлять в Южную Осетию и Абхазию русских священников, рукоположенных Грузинским Патриархом.

По некоторым сведениям, этот вариант сегодня вновь оказался на повестке дня, и выступление протоиерея Чаплина, его слова о «каноническом» и в то же время приемлемом для населения Южной Осетии (и, видимо, Абхазии) духовенстве являются косвенным свидетельством этих предположений. Информационные агентства также передают, что представитель Московского Патриархата «выразил надежду на скорое разрешение» конфликтной ситуации. Не исключено, что с Грузинским Патриархатом по этому поводу уже достигнуты некоторые договоренности. Если это так, то подобные соглашения представители Церкви предпочитают пока не афишировать. По крайней мере попытки «НГР» обратиться за разъяснениями к протоиерею Николаю Балашову не увенчались успехом. Для общения с журналистами представитель ОВЦС не нашел времени в своем расписании.

На уже упомянутом круглом столе по нормализации церковной ситуации в Южной Осетии по приглашению Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата присутствовал чрезвычайный и полномочный посол этой республики Дмитрий Медоев. СМИ передали, что посол подчеркнул: ситуация, в которой находятся православные верующие в Южной Осетии, не может оставаться в прежнем состоянии. «Это наиважнейший вопрос не только в области духовной, но в не меньшей мере и национальных интересов, и не только Южной Осетии, но и России. Руководство нашей страны в лице президента Эдуарда Кокойты внимательно следит за этим вопросом, и мы всеми силами будем способствовать прогрессу в этом движении навстречу друг другу», – сказал Медоев.

Отметим, что в апреле с.г. Патриарх Кирилл принимал югоосетинского посла в своей резиденции в Чистом переулке в Москве, и на той встрече присутствовали протоиереи Чаплин и Балашов.

В том же месяце председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) на встрече с кавказской молодежью в Даниловом монастыре сказал, что «в 1990-е годы, когда распался Советский Союз и на постсоветском пространстве вспыхнули многие очаги напряженности, Русская Православная Церковь в сотрудничестве с Грузинской Православной Церковью... осуществляла шаги, направленные на примирение людей», и в завершение произнес «Отче наш» по-грузински.

Если Московский Патриархат начиная с 1992 года последовательно отказывает в поддержке неканоничным с точки зрения традиционных Церквей православным структурам в отколовшихся от Грузии республиках, то политическое руководство Южной Осетии и Абхазии поддерживает соответственно самопровозглашенные Аланскую и Сухумскую епархии. Особенно укрепились позиции Аланского епископа Георгия Пухаты и абхазского священника Виссариона Аплиа после пятидневной войны 2008 года на волне местного патриотизма.

Однако, судя по вышеприведенным словам посла Медоева, покровительству югоосетинского президента Эдуарда Кокойты по отношению к главе самопровозглашенной Аланской епархии епископу Георгию Пухаты может прийти конец. Отношение к Пухаты со стороны Московской Патриархии всегда было негативным. Пухаты даже не был рукоположен в лоне Грузинской Церкви, как Виссарион Аплиа. Священство он получил от Русской Православной Церкви Зарубежом, а после воссоединения РПЦЗ с РПЦ возглавляемое им начиная с 2000 года Аланское благочиние перешло под омофор старостильного Синода Противостоящих Истинно-Православной Церкви Греции и получило статус епархии этой маргинальной церковной структуры.

По некоторым данным, в результате внутреннего конфликта в так называемой Аланской епархии Георгий Пухаты недавно был отправлен старостильным Синодом в «отпуск сроком на год». После этого все события в духовной жизни республики комментируют его заместители. Возможно, это тоже признак отдаления Аланской епархии от властей РЮО и сближения официального Цхинвала с мнением Московской Патриархии по поводу церковной ситуации в республике.

Но не только достигший накала кризис в межправославных отношениях торопит Грузинскую и Русскую Церкви с разрешением югоосетинской и абхазской проблем. Начиная с августа 2008 года в регионе заметна активизация мусульманских организаций. Сразу после признания Россией независимости Южной Осетии тогдашний муфтий Северной Осетии Али Евтеев принялся практически на пустом месте создавать в Цхинвале мусульманскую общину. Осенью 2008 года он дал пресс-конференцию в Москве, где весьма комплиментарно отзывался о епископе Георгии Пухаты, намереваясь вместе с главой Аланской епархии противостоять духовному влиянию Грузинской Церкви. Также обширные планы по развитию своих общин строила умма Абхазии, надеясь в этом на помощь Совета муфтиев России и турецких религиозных организаций.

Кажется, создать полноценную общину правоверных в Южной Осетии Али Евтееву так и не удалось, более того, он был смещен со своего поста и на днях отправился продолжать духовное образование в Саудовскую Аравию. Серия трагических событий сопровождала созидание мусульманской общины Абхазии. 10 июля с.г. в Сухуме произошло покушение на имама Сухумской мечети. Под днищем его автомобиля было обнаружено взрывное устройство, которое затем обезвредили саперы. 17 июля во дворе собственного дома в Гаграх убит представитель Духовного управления мусульман Абхазии. 8 октября были обстреляны еще трое представителей ДУМ республики. Один убит, двое ранены.

Дестабилизация религиозной ситуации в Южной Осетии и Абхазии, лишь недавно получивших признание своего суверенитета от четырех стран – членов ООН, и стремление к ее упорядочению и обретению легитимных форм может привести к большему участию крупных духовных объединений, а затем и стоящих за ними государств в определении политического будущего этих кавказских республик.

Андрей Мельников

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе