Отец Рафаил: «В полутора метрах от земли человеком себя чувствую»

Сколько ипостасей может соединиться, сплавиться в одной личности? Сколько красок нужно, чтобы написать картину? Художник, священник, иеромонах объединились в Сергее Симакове. Отец Рафаил живет в деревне Загайново под Угличем. Судьба не обделила событиями и встречами с яркими людьми настоятеля храма Михаила Архангела. 

«20 Московских художников» 

Абстракция и авангардизм в обывательском представлении плохо вяжутся с образом священника, но неординарные личности всегда опрокидывали правила. «Правда не в картине, но в том, чего она касается: как бы следа какой-то истины», – написал в свое время организатор знаменитой группы «20 Московских художников» Игорь Снегур. Видимо, эту правду искал молодой выпускник Архитектурного института Сергей Симаков. Малая Грузинская в Москве и те самые знаменитые «20 Московских художников» – это не просто слова для него. На этой улице, в подвале дома № 28, прошло немало времени, когда Сергей Симаков писал сам и наблюдал за работой коллег-друзей. 


– Нас в этом подвале показывали как зоопарк, – с улыбкой вспоминает отец Рафаил за чашкой чая. Чтобы попасть в то время в Союз художников, нужно было очень сильно постараться. На Малой Грузинской объединили свободных художников, чтобы мы не слонялись по Москве и могли работать. 

В то время Сергей пишет много. Особенно близкие сердцу картины они с женой Еленой решают оставлять себе, и тогда художник делает копии, откладывая оригиналы. Он обращается к христианским мотивам, в его картинах появляются библейские герои и святые. Сергей Симаков расписывает стены в храмах, но большую часть времени работает в своем доме-мастерской под Угличем, в деревне Загайново. Этот дом они с женой Еленой приобрели в 1983 году, чтобы отдыхать от шумной Москвы. 

– Суеты в Москве много было, – с грустью говорит художник, – да и там я жил на 14-м этаже, а здесь, в полутора метрах от земли, человеком себя чувствую. Нашли мы здесь себя. И церковь нужно было восстанавливать. 

В 2001 году в Ярославле в Художественном музее проходила выставка картин Сергея Симакова. В это время художник сильно болел и перенес операцию. На выставке три картины начали мироточить. Удивительно, но факт – мироточение продолжилось на выставке в Костроме. 

Многие картины отца Рафаила сейчас находятся в Угличском музее. «Под благодатным покровом» – постоянно действующая выставка Сергея Симакова. 

В 1991 году Сергей Симаков принял сан священника. C того момента изменилось все: 

– Поменялся образ жизни, – рассказывает отец Рафаил, – как внешне, так и внутренне. 

С тех пор отец Рафаил не написал ни одной светской картины, занявшись только иконописью. 

Анна и Рафаил 

«Мы мечтали умереть в один день, да Бог не дал», – запомнилась фраза из фильма «Анна и Рафаил», снятом о двух жизнях, прожитых как одна, – о жизни Сергея Симакова и его жены Елены Котиковой. Фильм об угличском священнике и его любимой снят по сценарию батюшки. Именно после этого фильма отцу Рафаилу позвонил знаменитый кинорежиссер Алексей Балабанов – он плакал. Судьба прихотливо свела двух казалось бы абсолютно полярных людей – священника и скандального режиссера, чьи «Жмурки», «Груз-200» вызвали шквал критики. Отец Рафаил открыл для себя Балабанова после тяжелейшей потери – смерти жены. Она долго болела, перед смертью приняла монашеский постриг в честь княгини Анны Кашинской. Придавленный горем, он случайно купил на рынке диск с фильмом «Брат-2». 

– Он стал для меня настоящим утешением, – делится отец Рафаил. – Фильмы Алексея – не чернуха, это история нашей страны, показанная резко, без покровов. 

Так родились незаурядные отношения. Сергей Симаков после смерти жены принял монашеский сан с именем Рафаил и продолжил служение в храме Михаила Архангела. Режиссер часто звонил иеромонаху, кинохудожник часто звонил художнику-живописцу, делился мыслями, впечатлениями. Правда ведь не в картине, а в том, чего она касается. 

А когда Алексей Балабанов снимал фильм «Морфий» – съемки проходили в Угличе, – отец Рафаил стал помощником режиссера. Вряд ли у режиссера еще когда-нибудь был такой помощник, который благословлял съемочную группу, исповедовал, причащал, кроме того, снялся в роли сельского священника. 

Сейчас отец Рафаил написал для своего друга сценарий по мотивам повести Гоголя «Портрет». Но, по мнению отца Рафаила, Алексей еще не готов снимать фильм. 

– А еще сейчас книгу хочу издать – текст написан для сценария, но раз уж Алексей Балабанов категорически отказывается, возможно, получится выпустить печатное издание, – делится иеромонах. 

Известный режиссер – не единственный «звездный» знакомый отца Рафаила. Художника Симакова высоко ценит Алла Пугачева. Некогда он рисовал обложку для ее пластинки. А картину, с которой была нарисована обложка, Филипп Киркоров подарил примадонне на юбилей. 

Оливковая ветвь хранится в храме 

19 лет назад починку церкви Михаила Архангела начали с крыши, и так до сих пор ремонт не окончен – да и разве можно закончить восстановление храма? За 19 лет жизни здесь только в этом году отцу Рафаилу удалось получить документы на прилегающую к церкви территорию леса, и то не в собственность храма, а только в аренду. Приехав сюда после архитектурного института, он был вынужден вспоминать все то, чему его учили в альма-матер. Сейчас храм тоже не в лучшем состоянии, но служить в нем можно. А с тех пор, как районная власть проложила дорогу, в храм стали ездить много прихожан. 

– Бывает, даже по два автобуса из Рыбинска приезжают, – делится отец Рафаил, – у многих здесь похоронены родственники. Мы стараемся держать жизнь духовную на хорошем уровне, стараемся служить больше. 

У Сергея Симакова часто бывают самые разные люди – кто-то приезжает в гости, кто-то исповедоваться, помолиться. Картин и икон он уже сейчас не пишет – говорит, как и пианисту, художнику нужна непрерывная работа, а здоровье уже не позволяет. 

В свое время, когда Сергей Симаков жил в Москве, он был знаком с диссидентами. Молодые художники помогали семьям заключенных, дружили, общались. С одной из них отец Рафаил поддерживает отношения и сейчас. Ее зовут Александра, и она в прошлом году приезжала к отцу Рафаилу из Израиля. Перед поездкой в Углич она побывала в Гефсимании, у церкви всех наций, около оливковых садов, что видели Иисуса. Там Александра попросила у монаха подарок для отца Рафаила из священного места – оливковую ветвь, кору с дерева и земли гефсиманской. И в земле, которую насыпали для нее в коробочку, – маленькое чудо! оказалась оливковая косточка. 

– Я ее еще не посадил, – рассказывает отец Рафаил, – нужно создать условия для того, чтобы она прижилась, посоветоваться с кем-то. А ветвь оливковая в храме находится. 

Олеся Михейко

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе