Православие как часть русской души

«Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестаёт быть русским»

Ф.М. Достоевский, «Бесы»

Немало копий сломано о цитату Фёдора Михайловича, приведённую выше. Верующие держатся за неё, как за спасательный плот во всех спорах с атеистами. Атеисты, не смеющие ставить под сомнение авторитет Достоевского, говорят что-то вроде: «При всём уважении к великому писателю тут я с ним не согласен!»

При этом не совсем понятно, с чего первые решили, что фраза направлена против атеистов, и с чем именно не соглашаются вторые. Ведь Достоевский на самом деле пытался сказать не об атеизме, а о православии. Для того, чтобы понять это, достаточно полностью вспомнить диалог, из которого вырваны две эти мысли, и дополнить их третьей оттуда же (её почему-то принято забывать), на которой так же делается акцент: «Не православный не может быть русским».

Хорошо знакомые с творчеством писателя должны знать, что он вкладывал в уста своих героев много споров о вере, подлинной и ложной (один «Великий Инквизитор» в «Братьях Карамазовых» чего стоит), но никогда не подвергал сомнению одну довольно простую вещь: православие есть неотъемлемая часть русской души. Православие для русского человека давно перестало быть просто верой, переродившись в стержень культуры. К слову, и сам Достоевский в этом смысле – существенная часть православной культуры. И признающие Достоевского великим русским культурным явлением не могут отрицать при этом православия.

Вот есть, например, советский период нашей истории. Есть советская культура, есть коммунизм. Всё это тоже стало частью русской души (недаром говорят «антисоветчик – всегда русофоб»). Не потому, что было в неё искусственно внедрено. А потому что так же, как в своё время из христианской религии были взяты принципы, близкие русской душе, и названы «русское православие», так и из социализма были взяты такие же принципы и названы «русским коммунизмом» (об этом более подробно стоит поговорить в рамках отдельной статьи). При этом стоит обратить внимание, что несмотря на атеизм советского периода (именно это я считаю одной из основных его ошибок), принципы в русском православии и русском коммунизме заложены одни и те же. Тяга к справедливости, соборность, коллективные интересы выше частных, взаимовыручка и взаимопомощь, сплочённость вокруг общей идеи, тяга к просвещению и многое-многое другое.

Вопрос ведь не в том, о светском или религиозном идёт речь (так, например, десять заповедей вполне нашли своё отражение и в «Кодексе строителя коммунизма», и в статьях Уголовного кодекса), а исключительно в том насколько те или иные идеи являются отражением русского мира, являются его частью. Православие, без всяких условностей, – огромная его часть. Выкинуть её, значит, отказаться от огромного пласта собственной культуры (прикрываясь научностью, атеизмом и чем угодно ещё). Православие давно вышло за пределы церквей и молитв, оно поселилось в душах русских людей и именно об этом говорит Достоевский, указывая, что человек, отказавшийся от православия, отказывается от своей русской сути.

Сегодня, на волне главного православного праздника, много разговоров ведётся о пасхальных традициях. Многие отчего-то считают, что «Христос Воскрес!», битва яйцами, куличи и всё прочее похоже на клоунаду (к слову, тот же Достоевский как клоунаду определял другое: «Русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил» («Бесы»)). Те же самые люди не считают клоунадой ёлку и подарки под ней. У католиков главным праздником считается не Пасха, а Рождество. Никаких вопросов к его традициям у атеистов не просто не возникает, они с радостью им следуют сами.

Все наезды на православные традиции и праздники имеют искусственную природу (дело тут не в светскости и не в науке). Во многом православие – некоторый правопреемник старорусских традиций (не случайно многие праздники приходятся на соответствующие языческие). А потому атака на часть русского культурного ядра по определению не может привести ни к чему хорошему (даже мощный и тоже очень русский коммунизм на этом споткнулся).

Мы все с вами немножечко православные (так же, как и «немножечко коммунисты»). Не нужно этого стыдится. Ведь даже те русские люди, которые отрицают свою принадлежность к православной культуре, обычно продолжают придерживаться её принципов. Называют это частью их морали и нравственности, не размышляя о том, откуда данные части пришли.

Православие есть неотъемлемая часть русской души. Можно её отрицать, прикрываясь научностью и атеизмом, но никогда нельзя от неё отказываться, поскольку вместе с ней будет разрушена и сама душа. Сначала из культурного ядра вырывают стержни, затем происходит его обрушение и полная потеря самоидентификации и своего пути, своих целей (посмотрите, как это происходит, например, на Украине). Вместе с русской душой исчезает русскость, а следом за ней уйдут в историю образованные ею народ и государство (случается распад, деградация и, в конце концов, смерть). Этого нельзя допустить. А споры верующих и атеистов пусть продолжаются, как продолжались они веками, рождая новые понимания реальности.

Александр Феникс

Родился в Москве в 1986 году. Разработчик IT, блоггер, публицист.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе