Преображение Господа

19 августа Православная церковь празднует самый загадочный праздник.
Фото: iStock


Праздники бывают разные. К примеру, есть «исторические» праздники, в том числе и церковные, установленные в честь каких-либо важных событий, которые многое изменили в нашей жизни. Например, День Победы. Или Пасха. Или Рождество Христово,


Другие праздники посвящены самим изменениям в нашей жизни. Например, свадьба. Или крещение детей, когда мы просим благословения Божьего для нового христианина.

Наконец, есть праздники идентичности – например, День всех святых, в земле Российской просиявших. Или Покров день. Или даже День ВДВ.

Но есть в нашей церкви и вовсе непонятные праздники, такие как Преображение Господне.

Непонятно прежде всего, чего именно мы празднуем и какое отношение преображение Господа Иисуса Христа имеет ко всем нам? Согласитесь, это ведь не нас Господь Иисус Христос призвал на гору Фавор, а трёх Своих избранных апостолов, и не с нами там шёл совет, и не нам был явлен предвечный божественный свет, осиявший и Христа, и ветхозаветных пророков Илию и Моисея. Так при чём же здесь мы?


Гора Фавор находится в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня.
Фото: publicdomainpictures


Почему вообще этому красивому, но малопонятному чуду из Евангелия уделяется в Церкви столько внимания?

Что ж, попробуем разобраться.

* * *

Три с половиной года продолжалось странствие Иисуса Христа с учениками по землям Галилеи – с тех самых пор как тетрарх Ирод Антиппа приказал арестовать, а затем и казнить Иоанна Предтечу. И всё это время Иисус пытался создать из ходивших с ним учеников, вчерашних рыбаков, бывших мытарей и плотников, не просто братство близких по духу людей, но новую церковь с новым – «не от мира сего» – сознанием. Задача – согласитесь – тяжёлая даже для Бога.

Но перелом наступил в городе Кесарии Филипповой, что лежала на север от Галилеи, когда Господь как бы мимоходом задал апостолом самый важный вопрос: «За кого почитают Меня люди?»

Они отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из древних пророков, который воскрес».

– А вы за кого почитаете Меня? – снова спросил Иисус Христос.

Апостол Пётр ответил за всех:

– Ты Христос, Сын Бога живого.

Разумеется, это были не просто слова, но плод долгих коллективных размышлений и споров. Для Христа же это был переломный момент: они поверили Ему. Потому что для обычного иудейского сознания было совершенно невозможно вместить то, что в каком-либо человеке может воплотиться Сам Господь – тот Господь, что создал небо и звёзды, для которого и сам ужасный левиафан – просто игрушка.


Потребовалось три года и множество бесед, чудес и знамений, чтобы они наконец открыли глаза и поверили Ему


Потребовалось три года и множество бесед, чудес и знамений, чтобы они наконец открыли глаза и поверили Ему. И Спаситель похвалил Петра: «Ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».

С этот момента путь Христов неизбежно лежал из Галилеи в Иерусалим, где и должно было начаться Его Царство. Ведь явление Мессии – это и есть наступление Царства Божия.

И Христос начал открывать ученикам сведения о предстоящих Страстях: что Ему предстоит много пострадать от первосвященников и фарисеев – более того, что Ему надлежит быть убитым самой мучительной казнью, чтобы затем в третий день воскреснуть, потому что только так и можно было победить и смерть, и ад.


Андрей Миронов. Христос с учениками. 
Источник Wikimedia Commons


Но тут и выяснилось, что вера апостолов была слишком иудейской – да, они признали в Нём Мессию, но Мессию сугубо иудейского, то есть будущего великого царя всех иудеев, которому надлежит свергнуть власть римлян и царя Ирода, чтобы затем Самому сесть на трон и сделать Иудею самым могущественным государством мира. Даже апостолы просто не могли осознать, что Христос пришёл не только ради иудеев, но ради всего человечества, а мысль о страдающем и казнённом Мессии была им непереносима – настолько, что сам Пётр даже решил вразумить Христа.  «И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!»

Христос же, «обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Но тогда каким же соблазном для учеников станет казнь Мессии и Его смерть?

И вот, чтобы поддержать веру в учениках, когда они увидят Его страдающим, Христос и показал им Свою божественную Славу, предупредив их: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

Через шесть дней Спаситель, взяв с собой троих самых верных учеников (Петра, братьев Иакова и Иоанна), пошёл молиться на гору Фавор, находящуюся в шести километрах на юго-восток от Назарета.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, за исключением апостола Иоанна, то есть самого непосредственного участника событий (впрочем, о том, почему Иоанн решил не упоминать о Преображении Господа, мы поговорим чуть ниже).

И, как писал апостол Лука, пока Христос молился, учеников, которые, видимо, не принимали участия в молитве, сморил сон. Но потом чудо разбудило их: Спаситель «преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф).

Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия, то есть главнейшие пророки иудаизма. Святитель Иоанн Златоуст так излагает причину из появления: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали пред Христом для того, чтобы показать, что Он «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».


Тициан Вечеллио. Преображение Господне, 1560 год. Церковь Сан-Сальваторе, Венеция


Беседа с пророками, пишет апостол Лука, шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме», то есть о предстоящем распятии на кресте.

Апостол же Пётр, пораженный величием Господа, вновь попытался отговорить Христа от похода в Иерусалим: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Впрочем, евангелист Марк, писавший со слов самого Петра, даёт оценку этого пожелания в ином ключе: «он не знал, что сказать, потому что они были в страхе».

Вместо ответа некое облако светлое осенило всех собравшихся, а откуда-то из облака раздался глас Самого Творца и Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».

То есть ученики Христа, ещё толком ничего не совершившие, удостоились, как и великие пророки древности, личного обращения к себе со стороны Творца. Не случайно после этого чудесного события, когда Христос и ученики сошли с горы, Спаситель строго-настрого запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения – «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых».

О тайне Преображения нельзя было говорить и другим апостолам из числа Двенадцати. Как писал епископ Кассиан Безобразов, только самые ближайшие и самые верные, самые чистые сердцем и помыслами  (пусть порой и говорящие глупости) были способны уразуметь смысл Преображения Господа, сохранить в себе и раскрыть перед остальными учениками в тот час, когда это было нужно.

Апостол Иоанн пошёл ещё дальше. Собственно, Евангелие от Иоанна – это не столько жизнеописание Христа, сколько именно раскрытие Его Преображения.



Когда начали праздновать Преображение?

Первой о празднике Преображения Господа заговорила святая равноапостольная царица Елена, мать римского императора Константина I Великого, которая ещё в 326 году совершила паломничество на Фавор. По её указанию на горе был построен храм во имя Христа и свидетелей Преображения – апостолов Петра, Иакова и Иоанна. В этом храме и стали совершать литургии в день Преображения, который был установлен в 40-й день накануне крестных страданий и распятия Христа (поэтому праздник этот относится к числу неподвижных, то есть не зависящих от даты Пасхи).


Внутри православного храма Преображения Господня на горе Фавор


Почему именно на этот день?

Поскольку христианство учит о теозисе, то есть о конечном «обожении» мира и человека, то праздник Славы Христовой был отнесён церковью на конец года, а в древние времена люди праздновали Новый год осенью, после сбора урожая. (В частности, еврейский новый год «Рош ха-Шана» отмечается в новолуние осеннего месяца тишрей, что соответствует середине сентября.)

С другой стороны, в Армянской апостольской церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа. А в Католической церкви этот праздник установлен на 6 августа папой Калликстом III в ознаменование отмены осады Белграда в 1456 году.



Мнения экспертов

Отец Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств:

– В христианстве есть две традиции, как бы две параллельные линии, и пока не очень понятно, где они сходятся или расходятся. Есть традиция древнейшая, апостольская, которая говорит о том, что мы обретаем Жизнь вечную благодаря Христовой Смерти и Воскресению и благодаря последовавшему за этим сошествию Святого Духа на апостолов, на всю церковь и на весь мир. И в центре этой традиции, конечно, стоит праздник Пасхи как главный праздник в течение года.

Но есть и другая традиция, которая говорит о том, что весь смысл человеческой жизни состоит только в том, чтобы стать причастниками божественного естества, чтобы стать соработниками у Бога не только в этой жизни, но и в вечности, потому что как ещё можно представить себе Царство Небесное, которое проповедовал Христос? И тогда в центре этой традиции становится праздник Преображения, потому что именно он показывает, что это божественное осияние, этот нетварный фаворский Свет может стать той силой, которая объединит человека с Богом через Христа во Святом Духе и всех людей друг со другом и со всем миром и что таким образом человек обретает Небесное Царство.


Священник Георгий Кочетков


Протоиерей Всеволод Шпиллер:

– Это тайна будущего века – преображение нашей земли и нашего неба, их преображение в будущем веке, когда будет и новая земля, и новое небо, прославленные так, как было прославлено человеческое естество Господа Иисуса Христа, соединённое с Божеским естеством. И поэтому-то то, что было там, на Фаворской горе, – прославление этого человеческого естества Божественною славою, присущей Божескому естеству Господа Иисуса Христа, – это будет и со всею тварью: со всей землёй и со всем небом, потому что явленная там слава проникла в этот мир и осталась в этом мире, она есть в нём! Божественная Красота, которую нам не дано видеть по нашим грехам, которая остаётся ещё сокровенной, потому что мы не достойны открытия её силы, видения её, жизни в ней. Но она есть, она – здесь, уже в этом мире, и действует вместе с благодатью Божией. И придёт день и час, когда она откроется, и будут новая земля и новое небо.

Митрополит Сурожский Антоний:

– В день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьёз принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас, ощутимо, осязаемо, видимо… Всё призвано стать местом вселения благодати Господней; всё призвано когда-то, в конце времён, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой.

И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть сотрудниками Божиими в освящении той твари, которую Господь сотворил… Но это должно распространиться далеко за пределы храма: всё без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; всё, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни, – всё может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на всё, к чему мы прикасаемся…


Митрополит Сурожский Антоний


Отец Александр Мень:

– Невольно хочется спросить: помнили ли ученики гору Преображения, когда увидели Господа на другой горе – Голгофе? Если помнили, то почему поддались страху и отчаянию? Но ведь подобное происходит и с нами. И нам подчас приоткрывается божественный Свет, и мы вместе с Петром говорим: «Хорошо нам здесь быть», а потом всё исчезает. Маяк блеснул, и вновь тёмное море, бурное и грозящее. Как дорога тогда память о Преображенском Свете, посетившем нас! Только храня её, можно остаться твёрдым, когда наступит время испытания.



При чём здесь яблоки?

Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас, потому что напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. К примеру, в Израиле и Греции ко времени встречи еврейского Нового года как раз поспевал виноград. Гроздья винограда, а ещё колосья, люди несли на новогоднюю службу в храм для благословения и в знак благодарности Богу, чтобы первый раз в году есть освящённую пищу. Поскольку на русских землях виноград не рос, то греческая традиция трансформировалась в традицию освящения яблок. Существует и специальная молитва – «На освящение начаток овощей (плодов)».

Автор
Владимир Тихомиров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе