Только вечность должна быть на наших весах

села Сарафоново Ярославского района готовятся к престольному празднику. Завтра 4 ноября – осенняя Казанская, праздник, который очень любим и почитаем русским народом.

Теперь не верится, что в 2000 году на храме не было ни куполов, ни крестов. Да что там – кровли не было, пола, разрушены своды, стены, в колокольне устроена водонапорная башня. В храме в разные годы находились клуб с бильярдной, столярная мастерская, продуктовый магазин и пилорама, общежитие для погорельцев, буфет.

Возрождение храма началось в июле 2000 года. На первый субботник пришли около ста жителей села. Зимой 2001 года в колокольне демонтировали водонапорную башню и началось масштабное восстановление храма силами прихожан и священника.

Сейчас Казанская церковь сияет белоснежными стенами, на зеленоватых чешуйках куполов лежит первый снежок, блестят под ярким солнцем ажурные кресты на куполах. Храм красоты необыкновенной, напоминающий плывущий корабль. С величественной колокольней, с пятью изящными главами, с необычными редчайшими коронами, украшающими окна. Рядом на кладбище, которое было поругано в советские годы (на нём была танцплощадка), теперь устроена деревянная часовня «Во имя Всех Святых», высажены ёлочки, сосны. Летом кладбище усердием прихожанок утопает в цветах.

Душа радуется, глядя на это чудо – на храм и его окре­стности, которые преобразились вместе с ним, на эти милые, такие родные места, напоминающие сейчас рождественскую открытку.

Да, по сути совершилось чудо. Храм с Божией помощью благодаря трудам настоятеля, прихожан, жертвователей восстал из руин.

В зимнем храме тепло и уютно. В нём царит необыкновенная домашняя атмосфера. Едва переступив порог храма, наш фотокор Ирина Пичугина воскликнула: «Как в романе Шмелёва «Лето Господне»! Всё русское, православное, родное. И эта белая печь, сложенная по кирпичику самостоятельно своими руками, и расписанная рябиновыми гроздьями местным художником Александром Варежкиным; и необычные паникадила, сделанные прихожанином Владимиром Павловым; и рушники на иконах, принесённые заботливыми сарафоновскими бабушками...

Накануне праздника мы побеседовали с настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери иереем Михаилом Маликовым.

– Отец Михаил, расскажите, как вы пришли к вере?

– Господь привёл меня к вере через одного очень хорошего человека – моего однокласс­ника Михаила Смирнова, искренне верующего человека, – ныне это протоиерей, настоятель, проповедник. Сейчас он строит храм в честь Патриарха Тихона в Дзержинском районе Ярославля. Когда Михаил стал священником, я ходил на службы в храм, в котором он был настоятелем, – церковь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны в селе Лучинском. Одно время там трудился жестянщик из Переславля, он делал центральную главу. Очень меня заинтересовала и понравилась эта работа. Я попросил благословения у отца Михаила поучиться на жестянщика. Хотелось поездить по России, поучаствовать в восстановлении храмов, Русь нашу Святую по­смотреть. И тогда отец Михаил спросил меня: «А сам о священстве не подумываешь ли?» Я мечтал об этом, но не дерзал предложить свою кандидатуру кому-либо.

– А как вы оказались в селе Сарафоново, почему именно этот храм стали восстанавливать?

– Как-то отец Михаил предложил мне поехать вместе с ним в Сарафоново на только что освящённой машине одного из своих прихожан. Добравшись до села, мы подошли к храму. Тогда он был открыт всем ветрам, стоял без окон и дверей с зияющими проёмами. Из дома по соседству с храмом вышел Виктор Михайлович Галкин. Он сказал нам, что церковь эта Казанская. Мы прошли от западной части храма до самого алтаря, пропели тропарь, кондак, величание Казанской иконе Божией Матери. У меня был в жизни момент, связанный с этой иконой, сокровенное, то, что касается лично меня, и я знал уже тогда некоторые молитвы, посвящённые Казанской иконе Богородицы. «Ну вот и прошла твоя первая служба в этом храме», – сказал мне тогда по завершении пения отец Михаил Смирнов. Составили письмо с просьбой о благословении на восстановление храма владыке архиепископу Михею (подписи поставили 137 неравнодушных к этому начинанию сарафоновцев). Потом была необходимая суета по оформлению документов на храм. Спустя год, в 2001-м, меня рукополагают 14 августа (на Медовый Спас) во диакона, а 29 августа (на третий Спас) – во пресвитера. В епархии я получил ставленнические грамоты и командировочное направление – в Троицкий храм села Пахма и начал, с Богом, служить.

– Какие вам, батюшка, люди встретились в церкви, кто помогал, вдохновлял?

– Очень тёплые воспоминания о начале службы в Троицком храме на Пахме. Мне встретились удивительные люди, искренне верующие, сохранившие православные традиции. Так, например, Мария Арсентьевна была регентом архиерейского хора ещё при владыке Никодиме. Она старой закваски человек, очень живая, искренняя, с крепким стержнем веры внутри. Её дети, внуки, бабушкой управляемые, даст Бог, по её молитвам и спасение получат. Мария Арсентьевна очень сильно мне помогла и многому научила. В течение девяти месяцев я служил в Троицком храме, пока наконец дозрели обстоятель­ства для служения уже в нашем, Казанском храме, в Сарафоново.

– Ведь тогда ещё и служить негде было, храм был разрушен.

– 6 июля 2000 года провели первый субботник в храме. Пришли 84 человека – жители села и приехавшие на помощь прихожане из Лучинского храма. Вывезли из церкви более 40 тракторных телег мусора. Люди надеялись на то, что храм возродится и жизнь наладится. На субботнике одна женщина сказала, что в последние годы в селе и окрестных деревнях погибли много людей. Около 70 человек за три года, были и самоубийства. Люди «пачками вешались», как она выразилась. Всем, конечно же, было не по себе от всего случившегося за последнее время.

– Не страшно было браться за восстановление разрушенного храма?

– Нет, смущения, сомнения и страха не было. А только – ощущение радости, духовной наполненности от того, что доверили такое дело. Я сначала и не мечтал, что буду настоятелем этого храма. Хотелось только восстановить его преж­де всего хотя бы для кого-то. А потом Господь благословил ещё и самому послужить здесь. Это, конечно же, счастье. Немного трудновато было, пожалуй, в первые три года. Где достать кирпичи, доски, краску? Когда я ещё работал на «Водоканале», пошёл к директору предприятия Александ­ру Алексеевичу Аниськину, попросил его отеческой помощи. Он не отказал, и я ему искренне благодарен, помню это и молюсь, конечно же, за него. Всегда откликался на наши просьбы Александр Юрьевич Аникин из «Сельхозтехники». Эти люди всегда помогали бескорыстно, ничего не требуя взамен. Да и ещё было много людей, искренне желавших участвовать в восстановлении храма и внести свою лепту в это святое дело. Но встречались и другие. Перед выборами приходили кандидаты в различные органы власти, обещали помочь церкви. А после выборов многие из них исчезали и забывали о том, что говорили. Как можно относиться к таким депутатам? В людях я ценю такое качество, как постоянство. А здесь ложь и обман.

– Я слышала, ещё до начала восстановления был какой-то знак, что храм возродится.

– В августе 2000 года мы красили входную дверь в храм, и к нам подошла женщина из деревни Жуково и рассказала, что её сестра, ныне москвичка, родом тоже из этих мест, видела сон на Благовещение: на колокольне Казанского храма горит свеча и льётся малиновый звон. А сон этот она видела задолго до того, как храм начал восстанавливаться. Богом было тогда определено уже, что он будет служить и жить.

– Храм восстанавливается, очень многое сделано, а замечаете ли вы, как люди меняются?

– Возрождение храма – это и освящение душ. Если бы пришёл какой-нибудь богач, дал денег на восстановление церкви, это было бы не то. Мы по копеечке собирали средства на цемент, кирпич и т. д. Всё село принимало и принимает участие в восстановлении храма. Не просто мёртвые кирпичи положены в кладку. Вспоминаю Руфину Николаевну Любарец. Как она трудилась на субботниках! Носила по два ведра песка. Ей говорят: зачем такие тяжести таскаешь? А она отвечала: я боюсь, не успею. Она была уже тяжело больна – онкология, полгода не прожила. А успела, внесла свою лепту в возрождение святыни. Люди вкладывают душу и сердце в храм. «Где будет сокровище ваше – там и сердце ваше будет», – сказал Господь.

– Отец Михаил, многое ваши прихожане и помощники сделали всё своими руками в храме. Вот эту печку, купола, крышу крыли, да всего и не перечесть. Как всё это им удаётся без профессиональной подготовки?

– Перекрестишься, скажешь: Господи благослови – и всё получается с помощью Божией. Моего знакомого, острого на язык, как-то спросили, сможет ли он сделать одну вещь. А он обычно не скупится на резкие выражения. А тут ответил так, как никто и не ожидал от него: «По мере трудов Господь премудрости то даст». Очень часто убеждаюсь в истинности народной поговорки – утро вечера мудренее. Иногда думаешь-думаешь над каким-то сложным узлом – конструкцией, сомневаешься. А наутро просыпаешься с уже готовым инженерным решением, и всё становится на свои места.

– Сколько ещё храмов надо возродить в России! Как вы считаете, что должно произойти, чтобы церкви восстанавливали всем миром, как строили раньше?


– У меня в жизни был такой момент, когда я попал под операционный нож. В больнице я познакомился с парнем, который дал мне книгу Святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о смерти». Беседовали тогда с этим человеком о многом. И вот однажды он говорит мне: «Представляешь, если бы в правительстве нашем были монахи!» У меня аж дух захватило. «Тогда бы и храмы восстановили, и дороги построили, нищета бы ушла без воровства то, да и вообще жизнь в России пошла бы по-другому», – подумалось мне. А реальность-то такая, если без мечтаний, что даже в праздники и воскресные дни в храме немного людей.

Для кого восстанавливать... В храмах нет почти никого. Раньше если человек 7 – 8 лет не причащался, то приравнивался к самоубийце – без отпевания после хоронили. А сейчас много ли среди крещёных людей воцерковленных христиан, знающих хотя бы «Отче наш» и умеющих правильно креститься?! Какое там монашество в руковод­стве – размечтались тоже... Не заслужили ещё... Иноки и так за весь мир молятся... Самим в первую очередь меняться надо – эта истина через все времена красной нитью тянется.

– Несколько лет назад 4 ноября сделали государственным праздником – Днём народного единства. Символично, что этот праздник совпадает с осенней Казанской.

– Я рад, что так произошло, случайностей не бывает. Есть повод прийти в храм, помолиться Казанской иконе Божией Матери, которая помогла спасти Россию от польско-литовского нашествия.

Наш храм очень старинный, построен в честь явления Казанской иконы Божией Матери в конце XVI века и освящён в 1600 году. В то время было очень много Казанских храмов по всей Руси построено. Некоторые же знатоки старины упорно стараются омолодить наш храм лет на 70. Но в архивах есть записи, что он освящён именно в 1600 году.

– Отец Михаил, что вы считаете главным для священника?


– В юности я читал много духовных книг Сергея Нилуса, Ивана Шмелёва, других авторов. Книг, пропитанных искренней верой написавших их людей. В них рассказывалось о священниках, которых в любое время дня и ночи приглашали соборовать, причащать людей. Мне казалось, что это счастье. Теперь, когда я сам стал священником, случалось и мне соборовать и причащать тяжелобольных, которые были на грани жизни и смерти. И всегда бывает радостно, когда удаётся кому-то помочь, послужить, укрепить и утешить. Думаю, что самое главное в жизни священника – это служба Богу через любовь к ближнему.

За эти годы были и праздники, и радости, и болезни, и скорби, и кражи из храма. Нескольких близких нашему приходу прихожан проводили в последний путь, молимся за них. С момента рукоположения было всякое – и хорошее, и плохое, но я себя считаю счастливым человеком. Люди очень хорошие окружают, делом любимым занимаешься, вера не посрамляется. Вспоминаются строки из песни священника и певца Олега Скобли «Только вечность должна быть на наших весах».

– Может быть, кто-то из наших читателей захочет помочь храму, приехать на службу. Чем сейчас можно помочь?

http://www.sevkray.ru/files/1/600/22079.jpg

– Многое сделано, но в таком сооружении, как храм, никогда не сделаешь всё до конца. Сейчас ремонтируем летний храм. Необходим пятиярусный иконостас для него. Нужны половые доски, гвозди, краска, лак, железо... Люди с руками всегда требуются – речь не о шабашниках, себе дороже в итоге. О том, чем мы живём, в чём нуждаемся и что с Божией помощью уже сделали, можно посмотреть на сайте нашего храма: http://kazanskyacerkov1600.prihod.ru/glavnaja

Спаси вас Господи!

Автор: Лариса ФАБРИЧНИКОВА

Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ

Северный Край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе