Внимая молитвам и колокольному звону

БЫВАЯ в селе Стогинском Гаврилов-Ямского района, я люблю гулять возле старинной церкви, расположенной в центре села, неподалеку от местной школы. Обветшалый полуразрушенный храм из красного кирпича, с дырявой крышей, на которой уже проросли березки, навевает грустные и одновременно светлые воспоминания о былом. Щемит сердце от разных дум, и порой хочется даже всплакнуть, размышляя о чем-то очень личном и вечном под его величественными сводами. Ныне здесь, между древними облезлыми стенами с затертыми за давностью лет святыми ликами, лишь тоскливо мечется беспризорник-ветер и вторит ему гулкое эхо. А под ногами, где когда-то был красивый каменный пол, теперь рассыпано зерно и беспардонно шляются куры. Здесь чувствуешь себя песчинкой в огромном мире и чутко впитываешь дух истории, дух безвозвратно ушедших и потерянных для нас веков.
Но стоит только закрыть глаза, помечтать немного, и кажется, что все возвращается на круги своя. И вот уже представляешь этот храм во всей его красе и величии, каким он был на рубеже XVIII - XIX веков, когда здешний край был богатым и процветающим.

ЖИВОПИСНОЕ село

    Стогинское расположено в пятнадцати километрах от Гаврилов-Яма, на правом берегу речки с ласкающим слух названием - Лахость. Существует несколько версий о возникновении этого старинного поселения. По одной из них, здесь проходили полчища монголо-татар, где в неравной схватке с ними погибло сто русичей. Вторая легенда тоже относится к временам монголо-татарского нашествия. Захватчики разбивали свои становища. От этого слова и появилось производное - Стогинское. 

Из третьей легенды мы узнаем, что когда-то рядом с селом проходила дорога из Ярославля в Иваново на ярмарку. По берегам Лахости были прекрасные заливные луга, на которых ставили стога сена. Все, кто ехал по дороге, могли здесь  отдохнуть и накормить своих лошадей. Вот и получилось Стогинское.

Были в наших краях и другие непрошеные гости - поляки. С огнем и мечом прошли они по русским селениям, продвигаясь от Суздаля к Ярославлю, уничтожая все на своем пути. Победа над ними совпала с христианским церковным праздником в честь святого Дмитрия Солунского.

В 1794 году в Стогинском была открыта церковь Дмитрия Солунского, а день святого Дмитрия, принявшего мученическую смерть за веру, стал приходским праздником.

Каменная пятиглавая церковь с трапезной имела пять престолов. Три располагались в ряд при одном алтаре. Средний - во имя великомученика Дмитрия Солунского. По правую сторону от него - во имя пророка Иоанна Предтечи, а по левую - во имя Николая Чудотворца. 

Возвели храм на средства прихожан вместо прежней деревянной церкви. В 1841 году к нему был пристроен теплый придел с одним престолом в честь святителя Дмитрия Ростовского. К летнему холодному зданию примыкала колокольня с большим и малым колоколами. Большой, по воспоминаниям старожилов, весил пудов пятьдесят.

Вокруг церкви располагалось кладбище, рядом - два каменных усадебных дома барина Алексея Ходнева и две деревянные службы к северу от них. По межеванию 1843 года, когда село было разделено на три участка, один из них, с господским домом и службами в нем, значился имением коллежского асессора Карцова. Усадебное ядро площадью в 5 гектаров располагалось на высоком берегу Лахости. К северо-западу от флигелей был разбит липовый парк трапециевидной формы. Некоторые старовозрастные липы сохранились и сегодня.  

Весело и торжественно отмечали жители Стогинского и окрестных деревень церковные праздники, например Пасху и Троицу. На Троицу за селом на большом лугу выкашивалась трава, на поляне собирались прихожане. Крестным ходом они шли к церкви, которая встречала их величавым колокольным звоном. Во время самых значительных праздников батюшка менял 12 риз.

В начале XX века при храме была открыта церковно-приходская школа. Когда начались коллективизация и повсеместное уничтожение храмов и икон, церковь Дмитриевского прихода - та, что теплая, - осталась нетронутой. Но в 1938 году богоборцы добрались и до нее: здание было разрушено, колокола сбросили, иконы сожгли, ризы увезли. А вот летняя церковь не была уничтожена до основания и сохранилась до наших времен. Правда, в таком виде, что при взгляде на нее плакать хочется.

Одно время у подножия церкви бесхозно валялись массивные каменные надгробья позапрошлого века. Но их, видно, безбожно оттащили куда-то от храма и бросили. А большие валуны, заложенные некогда в фундамент, жители стали использовать для укрепления своих домов.

Увы, с каждым годом церковь все больше разрушается, не выстоять ей без человеческой помощи под натиском времени и природных катаклизмов - требуются серьезное восстановление и капитальный ремонт, на который у сельчан средств нет. Еще при желании можно почувствовать упрямый характер храма, который выжил в смутные времена, и разглядеть его гордую стать. Но что будет с ним лет эдак через двадцать-тридцать, одному Господу, наверное, известно.

А селу тяжко без веры в Бога, будто осиротело оно без храма, душу потеряло. Негде местным христианам поблизости помолиться, а ведь население здесь немалое. Приходится набожным старушкам ездить на службы в Гаврилов-Ям, село Осенево, что на границе Ярославской и Иванов-ской областей, и Ярославль. Неблизкий путь, особенно в преклонном возрасте.

Найти предпринимателя, который взялся бы за реставрационные работы в церкви, жители села Стогинского пока не могут, хотя и очень хотят этого не один год. Эх, если бы выискался такой же щедрый меценат, как Виктор Тырышкин, мечтают они... А уж коли денег на храм не наскрести, то хотя бы часовенку в селе построить, чтобы всем отрадно было. И тогда, трепетно внимая молитвам и колокольному звону, сердце Стогинского забьется с новой силой. Ведь народ жив, пока он верит.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе