Взрыв Диомида

Мятежный епископ анафематствовал Патриарха и Синод

Лидер церковной оппозиции готов обличать всех и вся.

Если бы не кончина Патриарха Алексия II, центральным событием года в жизни Русской православной церкви, возможно, следовало бы считать лишение сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана). По сути, РПЦ официально отторгла от себя элемент, дискредитирующий ее в глазах власти и нецерковной общественности. Епископу Диомиду, обвиняющему высшее духовенство Московского Патриархата в «ереси экуменизма» и сношениях с «безбожной властью», инкриминировали разжигание раскольничьих настроений и совершение канонических преступлений.

Можно сказать, что открытый двусторонний конфликт РПЦ и мятежного епископа длился 101 день – с 27 июня по 6 октября. 27 июля Архиерейский Собор заочно (сам виновник на Собор не явился, сославшись на боль в пояснице) осудил деятельность чукотского архиерея и призвал его явиться на следующее заседание Священного Синода. В противном случае Диомиду угрожало лишение сана. В пылу дискуссии соборяне позабыли решить вопрос о самой Анадырской и Чукотской епархии – епископ Диомид был отстранен от ее управления лишь 28 июля, на экстренном заседании Синода. Приезжать в Москву он отказался.

6 октября Синод претворил угрозу в жизнь и лишил Диомида сана. Само заседание Синода откладывалось дважды – предположительно, из-за плохого самочувствия Алексия II, которого опальный чукотский иерарх в июльском интернет-послании предал анафеме.

Бунт Диомида, одного из самых молодых иерархов РПЦ, обнажил некий идеологический нерв внутри Церкви, однако сам епископ не получил сколько-нибудь существенной поддержки среди православного истеблишмента. По неофициальным данным, лишь немногие иерархи в ходе Архиерейского Собора голосовали против заочного осуждения Диомида. Выдвигая невыполнимые требования, озвучивая радикальные, подчас граничащие с экстремизмом лозунги, пропагандируя непопулярную среди высшего духовенства модель маргинальной Церкви, Чукотский епископ не смог стать знаменем консервативного переворота в РПЦ. Лишенного сана Диомида начали покидать сторонники: так, 22 ноября украинский епископ Ипполит (Хилько) покаялся за поддержку «диомидовских раскольников» и «клеветников священноначалия Русской православной церкви».

Диомид отпугнул от себя соратников и сочувствующих не только анафемой Алексию II, но и осуждением Патриарха Тихона (Белавина), чей авторитет не оспаривается даже среди православных фундаменталистов и монархистов. Опальный иерарх во многом выработал свой ресурс. После лишения сана ему не удалось, объединив сторонников, сформировать новую структуру «альтернативного православия». Он опубликовал в глобальной сети указ о восстановлении Правительствующего Синода (без Патриарха), но в состав этой структуры вошли лишь он сам и его брат. Тем не менее в 2008 году Диомид превратился в символ ультраправославного консерватизма.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе