Через черный ход

Хасиды попросили государство о привилегии для своих школ

На сайте информационного агентства www.lubavitch.com, освещающего деятельность хасидского движения Хабад-Любавич во всем мире, 21 мая появилась заметка о новом достижении Главного раввина России Берла Лазара. Ссылаясь на слова самого раввина, автор заметки утверждал, что Берлу Лазару удалось договориться с президентом Дмитрием Медведевым перенести для учащихся еврейских школ, патронируемых международным фондом «Ор-Авнер» и Федерацией еврейских общин России, сдачу единого государственного экзамена по русскому языку на другую дату. В этом году день проведения ЕГЭ выпал на иудейский праздник Шавуот (в русской традиции Пятидесятница), когда верующие обязаны соблюдать строжайшие ограничения на проезд в транспорте и пользование письменными принадлежностями. 


У американского читателя, на которого в основном рассчитан этот информационный интернет-ресурс, в результате ознакомления с заметкой должно было сложиться впечатление, что раввин Берл Лазар обладает серьезным влиянием на главу Российской Федерации. 

В интервью этому порталу Берл Лазар рассказал, что для решения вопроса он попросил об аудиенции Дмитрия Медведева и вскоре получил приглашение на встречу с главой государства. Со слов раввина, после состоявшейся беседы президент России «немедленно направил министру образования поручение разрешить школьникам «Ор-Авнер» и другим еврейским детям сдать экзамен после окончания Шавуот». Более того, глава ФЕОР подчеркнул, что на встрече затрагивался целый ряд других вопросов и «президент показал свое глубокое знание проблем верующих и дал обязательства решать их». 

Однако, как нам удалось узнать, реальная картина существенно отличается от описанной журналистами www.lubavitch.com, и последовавшие за встречей раввина и Дмитрия Медведева события это подтвердили. 

Как сообщил источник «НГР» в Минобрнауки, попытки добиться от госчиновников особых условий для учащихся подконтрольных организации еврейских школ осуществляются Берлом Лазаром на протяжении всех последних лет. Вот и в феврале этого года министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко за подписью Берла Лазара было направлено письмо (исх. № 1418), где прозвучала просьба перенести дату проведения экзамена на более ранний срок. «Большинство детей, обучающихся в еврейских школах, – писал раввин, – принадлежат к верующим семьям, родители учащихся выражают обоснованное беспокойство, проведение выпускного экзамена в день религиозного праздника негативно скажется на морально-психологическом состоянии учащихся, которых вынуждают нарушать заповеди». По словам главы ФЕОР, ребята должны посвятить день 29 мая «отдыху и молитве». 

Просьба раввина была рассмотрена, и через месяц в адрес ФЕОР ушел ответ, в котором заместитель министра образования Исаак Калина уведомил Берла Лазара о том, что в силу целого ряда причин «невозможно перенести проведение ЕГЭ по русскому языку на более ранние сроки, так как это может привести к срыву графика подготовки к экзамену». «Также ввиду особенностей проведения ЕГЭ и необходимости соблюдения информационной безопасности невозможно установить отдельный день сдачи ЕГЭ для выпускников определенных школ», – добавил чиновник. Вместе с тем замминистра напомнил Берлу Лазару, что, согласно утвержденному приказом Рособрнадзора (№ 74 от 19 января 2009 года) расписанию проведения ЕГЭ, предусмотрен резервный день – 17 июня, в который все выпускники имеют возможность сдать экзамен по русскому языку при наличии своевременно поданных ими письменных заявлений. 

Казалось бы, ответ совершенно четкий и ясный. Однако через месяц после его получения Берл Лазар решает повторить попытку и поднимает вопрос о переносе ЕГЭ на встрече с президентом России, который согласился встретиться с главой ФЕОР накануне его 45-летия. 

По имеющейся у «НГР» информации, глава государства выслушал раввина и высказался в том духе, что решение вопроса необходимо искать в действующем правовом поле, для чего он даст необходимые поручения. В результате в Минобрнауки было направлено указание (Пр-1255) в соответствующем порядке рассмотреть заявление главного раввина ФЕОР и дать ему исчерпывающий ответ. 

Вскоре Андрей Фурсенко направил в адрес президента страны и в штаб-квартиру ФЕОР в Марьиной Роще подготовленный его подчиненными документ. Авторы документа на основе анализа положений Европейской конвенции о защите прав человека, Конвенции ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, а также Конституции России и Федерального закона «Об образовании» приходят к тем же выводам, что ранее уже были озвучены Исааком Калиной. Единственным отличием этого документа от уже направленного Берлу Лазару в марте стало расширение списка возможных дней сдачи экзамена за счет установленных приказом Рособрнадзора дат (7 и 17 июля), в которые ЕГЭ по русскому языку будут пересдавать те из выпускников, кто не смог справиться с ним в мае и получил неудовлетворительную оценку. 

Итак, ни Андрей Фурсенко, ни Дмитрий Медведев не предоставляли ученикам патронируемых ФЕОР еврейских школ каких-либо особых привилегий. И это глава ФЕОР был вынужден признать, разместив 26 мая на официальном сайте своей организации информацию об официальной позиции по данному вопросу главы Рособрнадзора Любови Глебовой. Она, в частности, заявила, что религиозные убеждения выпускника – это, безусловно, уважительная причина для переноса дня сдачи экзамена, но учитываться она будет по каждому ученику персонально, и исключительно при соблюдении установленных действующими инструкциями правил, основным из которых является направленное в установленный срок письменное заявление. 

Кстати, уже после размещения этой информации на сайте ФЕОР некоторыми СМИ со ссылкой на пресс-службу Российского еврейского конгресса была размещена информация, согласно которой глава Рособрнадзора Любовь Глебова и первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Лариса Курнешова подписали распоряжение, разрешающее еврейским школам Москвы провести ЕГЭ по русскому языку 11 июня. 

Однако по версии Российского еврейского конгресса Берл Лазар и ФЕОР тут не при чем. Ключевую роль в переговорах с властями якобы сыграл советник президента РЕК по связям с госструктурами генерал-майор юстиции Григорий Крошнер. За помощь в решении вопроса о переносе ЕГЭ Российскому еврейскому конгрессу направил благодарность Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт. Так говорилось в сообщениях СМИ. 

Но Любовь Глебова вскоре опровергла эту информацию и в числе прочего сообщила, что к 27 мая воспользоваться в связи со своими религиозными убеждениями предоставленным правом сдать ЕГЭ в резервный день пожелал лишь один учащийся еврейской школы. Но уже на следующий день пресс-служба ФЕОР сообщила, что заявление написали 200 учащихся школ «Ор Авнер». 

В феврале 2008 года на IV Съезде ФЕОР обсуждалась резолюция, где была сформулирована принципиальная позиция этой организации по проблеме преподавания религии в государственных школах. «Сегодня религия занимает важнейшее место в жизни верующих россиян, и разделение учеников на уроках, а также обучение детей в стенах государственной школы преимущественно основам только одной религиозной традиции приведет к расколу внутри общества по религиозному признаку», – говорилось в документе. 

Тогда эту позицию не замедлили прокомментировать представители Русской Православной Церкви, у которых уже давно вызывали раздражение выступления неправославных религиозных организаций против попыток Московского Патриархата продвигать в российские школы курс «Основ православной культуры». Так, протоиерей Всеволод Чаплин обвинил ФЕОР в «двойных стандартах». Как отметил священник, на съезде было сказано о 29 школах с еврейским компонентом. «Как правило, речь идет о школах, имеющих государственную поддержку, или просто о государственных школах – например, это московские школы № 1311, 1621, 1871. В них преподается иудаизм. Но то, что государство этим школам помогает, я считаю правильным», – язвительно заметил Чаплин. 

Как видим, официальный представитель РПЦ подверг еврейскую организацию критике в корректной форме и даже изящно обратил промах ФЕОР в свою пользу. Однако после последней истории с ЕГЭ эксперты обращают внимание на то, что Федерация еврейских общин, апеллируя к демократическим ценностям, при решении своих собственных интересов практикует отнюдь не демократические методы. Демократия, как кажется, подразумевает равенство верующих всех официально признанных религий и неверующих перед Конституцией. Этот принцип не знает исключений. Но руководство ФЕОР, к сожалению, попыталось пойти по традиционному для нашей страны пути, когда многие вопросы решаются не по закону, а по печально известному «телефонному праву». 

В данном случае сработал принцип положительной дискриминации, когда меньшинству дозволено больше, чем большинству. Тем самым осуществляется попытка пробить брешь в стройной системе аргументов противников клерикализации отечественного образования. Если возник прецедент изменения правил проведения госэкзамена ради еврейского праздника, то что помешает РПЦ, мусульманским, буддийским или, допустим, неоязыческим религиозным организациям заявить о необходимости подгонять учебный процесс под особенности своих календарей? 

Сама концепция ЕГЭ подразумевает одновременную проверку знаний выпускников школ по всей стране с целью искоренения коррупции. Министра Фурсенко, на протяжении многих лет яростно отстаивающего единый экзамен от критики недоброжелателей и последовательного противника проникновения религии в систему образования, также не может не огорчать такая обременительная просьба от ФЕОР. Уступив административному напору религиозной организации, министр, несомненно, понес репутационный ущерб. 

В результате нарушения единых правил проведения госэкзамена отдельно взятой религиозной организацией может пострадать и нечто большее: принцип равенства перед законом. Раскол в масштабах страны – не меньшее зло, чем раскол в отдельно взятом классе, где учащиеся поделены по религиозному признаку, чего так опасается ФЕОР. 

Андрей Левинсон

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе