Мистики: поиски сверхреальности

Название направления в искусстве сюрреализм (сверх- или надреализм) уже говорит само за себя. Его творцы вышли за пределы реальности, а что это, если не чистой воды мистицизм. Наряду с Марксом и Фрейдом сюрреалисты прославляли Никола Фламеля, Элифаса Леви и многих других оккультистов. Сюрреалисты поклонялись трем вещам: Любви, Революции и Магии.

Интерес Андре Бретона (Andre Breton) и всех французских художников и поэтов, группировавшихся вокруг этого основоположника сюрреализма, к снам, магии и любви, общеизвестен. Главное художественное течение первой половины ХХ века — сюрреализм, к которому примкнули Поль Элюар, Луи Арагон, Робер Деснос, Антонен Арто, Тристан Тцара, Рене Кревель, Рене Шар — всех просто невозможно перечислить — в своем развитии не могло избежать встречи с герметизмом. Под последним понимается эзотерическое религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, названное от имени Гермеса Трисмегиста.

Желания творцов искусства высвободить все свои креативные силы, находящиеся под игом социального гнета, привело их одновременно к таким разным философам, как Маркс и Фрейд. Но еще более удивительно, что они сумели "впрячь в телегу коня и трепетную лань" — в смысле герметизм (силу сновидений) и революцию (силу ясности). Начала столь же противоположные, как Инь и Ян, но придающие монаде целостность.

Писатель и поэт Антонен Арто (Antonin Artaud) дал наиболее наглядное и очевидное доказательство связи сюрреализма и мистики в своем "Письме к провидице", опубликованном в 1929 году в "Искусстве и смерти" (L'Art et la Mort), а также в "Тарагумарасе" (Les Tarahumaras) и в "Театре и его двойнике", где он обращается к алхимии. Сюрреалисты, как это явствует из названия их направления, пустились на поиски несуществующей надреальности, сверхреальности невидимой. Такой, какой она представлялась не философам, но исключительно поэтам — Гельдерлину и Рембо. Многие сюрреалисты предпринимали попытки исследовать эту реальность с рвением достойным лучшего применения, желая преуспеть на путях, где их предшественники потерпели неудачу. В революционные изменения реальной жизни они вносили мистику поэзии. Их мистический Пегас бил копытом рядом с битюгом реализма.

Во французской энциклопедии "Мэтры оккультизма" (Les Maitres de l'occultisme) Андре Натаф (Andre Nataf) риторически вопрошает: "Можно сказать, что в таких исканиях нет ничего оригинального. Не находим ли мы их у Кандинского, который, изобретая так называемое абстрактное искусство, захотел сделать видимым невидимое, для которого, впрочем, любое изображение лишь одежка? Впрочем, разве нельзя сказать, что классики, — какой-нибудь Ватто или Пуссен (который знал и использовал золотое сечение), или Рембрандт (который, кажется, был знаком с Каббалой) также работали над невидимым, но не заявляли об этом во всеуслышание? Говоря это — отдаем ли мы в том себе отчет? — мы подчеркиваем постоянное присутствие невидимого в искусстве. Однако разве подобное утверждение не дает некоторым образом основания для того, чтобы умалить ценность сюрреализма и современности?"

Термин сюрреализм весной 1917 года придумал и ввел в обиход французский поэт Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire), чья пьеса "Сосцы Тиресия" (Les Mamelles de Tiresias) имела подзаголовок "сюрреалистическая драма". В предисловии к драме автор критикует эстетику натурализма и правдоподобия: "Когда человек пожелал подражать ходьбе, он создал колесо, которое нисколько не напоминает ногу. Точно также он занимался сюрреализмом, вовсе не подозревая об этом".

Популярность словечка "сюрреализм" стала набирать обороты после постановки скандально нашумевшего балета "Парад" (Parade). Этот одноактный балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто и балетмейстера Леонида Мясина. В манифесте для балетной премьеры Аполлинер писал: "В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В "Параде", как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа".

Психиатр, журналист и соучредитель Всемирной сионистской организации Макс Нордау (Max Nordau), по иронии истории обогативший лексикон нацистов словом entartung - "вырождение", полагал, что "мистицизм — один из главных признаков вырождения. Он с таким постоянством ему сопутствует, что трудно найти хотя бы один случай вырождения, где бы мистицизм отсутствовал".

Необходимо отметить, что "вырожденец" в понимании Нордау вполне соответствует употребительному в русском языке слову "психопат". Московский психиатр Николай Баженов (1856-1923) остроумно заметил, что перечисленные Нордау гении относятся не к "вырождающемуся" ("дегенеративному") типу, а к "нарождающемуся" ("прогенеративному"). К этому добавить нечего. Действительно, Нордау описывает в своем труде не маттоидов-графоманов (по терминологии Чезаре Ломброзо; от matto - "сумасшедший" по итальянски), а без исключения лишь подлинно талантливых деятелей литературы и искусства.

Немецкий ученик Ломброзо утверждал: "Мистик видит все в ином свете, чем нормальный человек. Иногда дело доходит даже до галлюцинаций, преимущественно слуха и зрения, но иногда и других чувств. Тогда мистик не только предполагает или разгадывает таинственное, но он слышит и видит несуществующее". В заключение скажем, сын раввина из Пешта Максимилиан Симон Зюдфельд (Maximilian Simon Sudfeld), переделавший свою фамилию "южное поле" (Sudfeld) в "северное" (Nordau), ни словом не обмолвился о мистиках-сюрреалистах. Свое главное произведение урожденный Симха Меер написал в 1892 году, а последнее "Биология этики" (Die Biologie der Ethik) издана в 1916 году, накануне появления сюрреалистов.

По прошествии почти столетия с момента своего появления, сюрреализм не умер. Более того, его наследники объявились в совершенно новом виде искусства ХХ века, каковым стал кинематограф. Продолжения сюрререализма заметны в таких видах, как "визионерское искусство" — Visionary art или фантастический реализм.

Игорь Буккер

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе