Мистики: последний герметист Средневековья

Английский врач, философ-мистик и теолог Роберт Фладд верил, что здоровье и болезни зависят от ангелов и демонов, а их истоки — в первородном грехе. В его воззрениях есть место Каббале, алхимии и астрологии. По мнению некоторых исследователей, этот английский розенкрейцер был крупным ученым и изобретателем: он придумал термометр раньше Торричелли.

Роберт Фладд (Robert Fludd) родился предположительно 17 января 1574 года в графстве Кент. Он был сыном высокопоставленного пр авительственного чиновника и члена парламента сэра Томаса Фладда и Элизабет Эндрюс Фладд. 17-летний Роберт приступил к изучению медицины в Оксфордском университете. С 1598 по 1604 годы Фладд путешествует по Франции, Италии и Германии. Впрочем, точный маршрут его передвижений по Европе неизвестен. До нас дошли сведения, что в течение одной зимы он вместе с иезуитами изучал оккультные науки в Пиренеях.

Вернувшись в Оксфорд, Фладд получил степени бакалавра медицины и доктора медицины. Его латинизированное имя Robertus de Fluctibus - ("текучий" как и английское слово fludd), которым он подписывает свои письма и труды, становится известным не ранее 1609 года. В это время он приобрел хорошую репутацию в Колледже святого Иоанна Крестителя. Однако его эзотерические и мистические теории вызывали негативную реакцию со стороны англиканских священников и преподавателей. Критики Фладда были и на материке. "Ты трактуешь математические предметы на герметический лад", — упрекал Фладда великий немецкий астроном Иоганн Кеплер (Johannes Kepler).

Роберт Фладд стал практикующим врачом в Лондоне, причем занимался медициной он настолько успешно, что открыл собственную аптеку с лабораторией для приготовления лекарств. В ней он проводил алхимические опыты. Он сам ставил диагноз, составлял гороскоп пациента и выписывал собственноручно сделанные лекарства. Добротные знания в медицине, прирожденная интуиция врача вкупе с харизмой позволило Фладду добиться успеха на выбранном поприще.

В своих ранних работах Фладд выступает как ученик розенкрейцеров. Он искренне верит, что герметические сочинения — это канонические книги, равноценные Святому Писанию. Некоторые положения Фладда очень близки утверждениям Джордано Бруно, хотя их воззрения отличаются друг от друга. Фладд не прошел доминиканской выучки, сделавшей из Бруно значительного философа и миссионера. Создавая свои произведения в Англии XVII века, Фладд выражает в них квинтэссенцию религиозно-герметической системы XVI столетия.

Ортодоксальный французский католик, математик, физик и теолог Марен Мерсенн (Marin Mersenne) критикует герметико-каббалистическую магию Роберта Фладда. В ответ Фладд публикует в 1626 году гневную отповедь "Поединок мудрости с глупостью" (Sophi? cum Moria Certamen), в которой изображает самого себя обладателем глубочайшей мудрости, а Мерсенна — человеком поверхностным и недалеким. Впоследствии Фладд неоднократно выступал под знаменем Гермеса Трисмегиста ("Трижды Величайшего") против Мерсенна. Утомленный полемикой с герметистом, Мерсенн обратился за поддержкой к своему соотечественнику, философу и теолога Пьеру Гассенди (Pierre Gassendi).

В 1630 году выходит трактат с характерным для той эпохи длинным названием "Петра Гассенди Богослова эпистолярное рассуждение, в котором разоблачаются основы философии врача Роберта Фладда; и дается ответ на недавние его Книги, написанные против Марена Мерсенна, преподобного отца, брата Ордена Минимов Святого Франциска де Паула". Беспристрастный тон, которым написана эта книга, оказался для Фладда страшнее вспыльчивости Мерсенна. Гассенди, писала Фрэнсис Йейтс (Frances Yates), "предпочитает старый аристотелизм невнятной науке людей, которые, как Фладд, будучи совершенно незнакомы с математикой, вносят во все полную неразбериху своим учением о мировой душе и повсюду суют ангелов и демонов". С этой полемики начался закат герметизма в умственной жизни европейцев.

Но самым знаменитым и важным оказался спор с Кеплером, который выступил против Фладда в приложении к своей великой работе "Пять книг о гармонии мира". Последовал ответ Фладда — и снова Кеплер наносит удар, на который Фладд также отзывается. Гелиоцентрическая система гениального математика Кеплера имела мистические корни, а в его теориях чувствуются следы анимизма, но он различает настоящую математику, основанную на количественных измерениях, от "пифагорейской" или "герметической" с ее мистическим подходом к числу. В своих ответах Фладду Кеплер показал отличие подлинной математики от многовековых примесей нумерологии. Поэтому, как подчеркивал Кеплер, иллюстрациями к книгам Фладда служат "иероглифы" или "рисунки", а к его собственным — математические чертежи.

Роберт Фладд скончался в Лондоне 8 сентября 1637 года.

Игорь Буккер

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать