Пастыри и Маргарита

Иерархи РПЦ не смогут общаться с новой руководительницей лютеранской церкви Германии

Диалог между крупнейшими конфессиями России и Германии -- Русской православной церковью и Евангелической лютеранской церковью, -- который более или менее успешно шел на протяжении последних 50 лет, оказался под угрозой. Более того, общение между двумя церквами может прекратиться вовсе. Об этом заявил вчера глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев). Причиной стало избрание нового руководителя ЕЛЦГ, точнее, новой руководительницы.


28 октября синод лютеранской церкви Германии избрал ее главой 51-летнюю Маргот Кессман, разведенную мать четырех детей и «епископессу» Ганновера. Причем утверждение кандидатуры г-жи Кессман прошло на удивление гладко -- против нее проголосовало лишь пятеро из 142 членов синода. Таким образом, впервые за многовековую историю лютеранства (ведущего свое начало с 1517 года, когда Мартин Лютер опубликовал 95 тезисов против католического духовенства) главой 25 млн германских протестантов стала женщина.

«Мы не признаем женское священство, мы не признаем женский епископат», -- напомнил о принципиальной позиции русской церкви председатель ОВЦС архиепископ Иларион. По его словам, продолжение межцерковного диалога с немецкими лютеранами, конечно, возможно, но оно будет сопряжено с множеством «протокольных вопросов». К примеру, весьма маловероятной представляется встреча предстоятеля РПЦ с г-жой Кессман. «Как патриарх будет к ней обращаться или с ней встречаться?» -- задался вопросом владыка Иларион. Такое положение вещей будет сохраняться как минимум на протяжении ближайших шести лет (именно на такой срок избирается лидер немецких лютеран).

Еще в 1992 году Священная ассамблея глав поместных православных церквей, в которой участвовал и тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выпустила послание, в котором православное духовенство «решительно отвергло определенные недавние развития в рамках экуменизма», в том числе и женское священство. В данном вопросе православные солидарны с католиками. К примеру, отношения Ватикана с англиканской церковью заметно осложнились после того, как в 1994 году англикане (считающиеся одной из самых консервативных протестантских «деноминаций») разрешили женщинам принимать священнический сан. Заметим, что новоизбранная глава немецких лютеран Маргот Кессман пообещала не требовать от католиков рукоположения женщин в священники и отмены целибата.

«Не думаю, что избрание Кессман действительно приведет к какому-то разрыву в отношениях между православной и лютеранской церквами, -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» пастор Константин Андреев, настоятель московского прихода Св. Михаила Архангела Евангелическо-лютеранской церкви России. -- Строго говоря, Маргот Кессман нельзя считать главой всех немецких лютеран, но возглавляемая ею Евангелическая церковь Германии -- крупнейшее лютеранское объединение этой страны. Коль скоро РПЦ участвует в межцерковном диалоге, она не сможет игнорировать эту влиятельную и довольно консервативную структуру».

Далеко не все российские лютеране приветствуют то, что их немецких единоверцев возглавила женщина. К примеру, пастор Иван Чернышев, комментируя избрание Маргот Кессман, напомнил слова апостола Павла о том, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж». «Если следовать этому примеру буквально, то женщина уже не может служить у алтаря хотя бы даже по той причине, что не в состоянии быть «мужем одной жены» -- т.е., попросту говоря, в силу своего анатомического строения», -- замечает священник. Кроме того, напоминает он, тот же апостол Павел в Послании к коринфянам пишет: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить». 

Михаил МОШКИН

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе