Прости, Господи!

В калейдоскопе событий, которыми отмечен ушедший год, особое место занимают выборы нового Папы Римского. На престол Святого Петра в Ватикане взошел кардинал Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикт XVI. Значение этого события далеко выходит за рамки католической церкви. Дело в том, что с приходом консерватора Ратцингера многие связывали чуть ли не начало крестового похода традиционалистов против самой массовой из религий современности – оккультизма. Однако пока преимущество явно на стороне последнего. Ни традиционная церковь, ни тем более практически исчезнувший атеизм ничего не могут поделать с массовым увлечением мистикой и эзотерикой. Многие даже говорят о наступлении новой эпохи, уже и название ей придумано: Новое средневековье.

В Гарри Поттера мы верим

Как признают представители различных христианских церквей, главная опасность таится вовсе не в безверии. Как раз наоборот. Две трети населения Земли считают себя людьми религиозными. На самом же деле число верующих гораздо больше. Как и в то, первое Средневековье, вера в мистическое охватила практически все население планеты. Истинных атеистов, несмотря на все достижения научного прогресса, сегодня пора заносить в Красную книгу. Четверть опрошенных заявили, что не являются людьми религиозными, но все равно сохраняют веру в потусторонние силы. Такие данные прошлой осенью к отмечаемому в конце года Международному дню толерантности подготовили Gallup Internаtional и ROMIR Monitoring. В рамках международного проекта "Глас народа-2005" социологи опросили 50 тысяч человек из 68 стран, в которых проживают более 1,3 миллиарда человек.

Россия совершенно не выбивается из общей картины. 57 процентов наших соотечественников считают себя людьми религиозными. Атеистов же у нас нашлось лишь 4 процента. Впрочем, пальму первенства в приверженности оккультизму уверенно держат американцы. Практически все население Америки верит во всякого рода сверхъестественные явления. Большое доверие вызывает за океаном экстрасенсорика – реальной ее считают более 40 процентов жителей США. 37 процентов верят в привидения и призраки. Треть убеждены в существовании телепатии. Четверть – полностью доверяют ясновидящим и астрологам. Наконец, каждый пятый американец не сомневается в присутствии в нашем мире ведьм.

Самое примечательное, что эксперты, проводящие исследования на тему веры людей в потустороннее, сами подвержены этому поветрию. В ходе американского опроса в отдельную категорию были выделены феномены, которые, по мнению социологов, существуют в действительности. Оказывается, наука не сомневается в том, что от болезней можно избавиться духовным путем – например, молитвой. В это же верят более половины американцев. Специалисты добавляют: это подтверждено фактами. Взять хотя бы плацебо – таблетки-пустышки, дающие эффект лишь потому, что пациент верит, что принимает лекарство.

Дальше – больше. К числу не имеющих отношения к мистике в американском опросе было отнесено такое явление, как одержимость дьяволом. Дескать, некоторые случаи буйного помешательства не связаны с психическими расстройствами, а следовательно, являются происками лукавого. На этом фоне и вовсе невинно выглядит решение социологов отнести к числу феноменов, имеющих под собой научную основу, веру четверти американцев в космических пришельцев.

Данные этих социологических исследований лучше всего объясняют сверхпопулярность таких бестселлеров, как серия книг Джоан Ролинг о Гарри Поттере или "Кода да Винчи" Дэна Брауна. Именно на такого рода литературу существует громадный спрос в современном обществе. Самые успешные в коммерческом плане писатели уловили эту тенденцию и сегодня меряются друг с другом тиражами и прибылями. В начале года минувшего впереди был американский мастер эзотерики Браун. Именно в 2005 году написанный ранее "Код да Винчи" приобрел мировую известность, опередив по популярности поттериану. В результате в составленном журналом "Форбс" списке ста самых влиятельных знаменитостей Браун поднялся с 44-й сразу на 12-ю позицию. Соответственно Ролинг опустилась на шестнадцать строчек, заняв лишь 22-е место. Впрочем, рейтинг был составлен до выхода в свет последнего романа британской писательницы о юном волшебнике. Когда будут подведены итоги продаж по всему миру шестого тома поттерианы, Ролинг может вернуть себе утраченные позиции.

Последний крестоносец

Поскольку современные государства, числящие себя цивилизованными, в духовную жизнь граждан предпочитают не вмешиваться, церковь ведет борьбу с оккультизмом в одиночку. Неудивительно, что в новой "охоте на ведьм" она не слишком преуспела. И ситуация рискует еще больше осложниться. В конце текущего или начале следующего года Дэн Браун обещает поразить мир очередным творением – романом "Ключ Соломона", посвященным, по словам писателя, старейшему мистическому ордену – масонам. Историки не отстают от литераторов. В Швейцарии завершается перевод "взрывоопасного" апокрифа III или IV века – "Евангелия от Иуды", способного, по словам исследователей, серьезно поколебать доктринальные основы христианской веры.

Сможет ли папа Бенедикт XVI восстановить моральные традиции католицизма? Для римского понтифика после прошлогоднего триумфа инаугурации наступили суровые будни (Фото: Андрей Замахин)

Понятно, что на переднем крае борьбы за сохранение устоев находится прежде всего католическая церковь как самая массовая из христианских конфессий. Нельзя сказать, что Папа Бенедикт XVI вовсе не оправдал возлагавшихся на него надежд. Он отмел все радикальные предложения по дальнейшему реформированию Римско-католической церкви (например, отмену безбрачия для духовенства), которые обсуждались накануне Всемирного синода католических епископов минувшей осенью.

С внешней духовной агрессией Ватикан борется не покладая рук. Дошло до того, что Папа Римский выступил в роли литературного критика. Бенедикт XVI дал разрешение на публикацию своего мнения по поводу романов Джоан Ролинг. Папа решил уточнить позицию Ватикана, чтобы никто не подумал, что церковь не осуждает популяризацию магии. Осуждает, и еще как!

Вот только силы явно не равны. Даже самому папе приходится подчас поступаться консервативными принципами. Приходится идти на поводу у стихийной веры людей в сверхъестественное, а вовсе не в церковные каноны. На традиционной общей аудиенции на площади Святого Петра понтифик заявил, что "человек, ищущий мира и желающий добра людям, живущий с жаждой сверхъестественного, может обрести спасение, даже если не верует в Христа". Это что же получается – на Страшном суде и неверующие спасутся? Стоит ли удивляться, что более либеральные американские протестанты выделили деньги на строительство в Израиле тематического парка развлечений о жизни Христа – своеобразного Иисусленда.

Призывавший ранее к возвращению к истокам и возмущавшийся мультикультурализмом – смешением разных культур, которое наблюдается сейчас в Европе, Папа Бенедикт принял накануне католического Рождества в Ватикане высокую делегацию палестинцев, от которой получил документ под названием "Палестинский паспорт". Параллельно прозвучала информация и о сближении руководства Ватикана с государством Израиль. Достигнута договоренность о передаче Сионской горницы, четвертой по значимости христианской святыни мира, одной из христианских общин Святой земли. В обмен на это Ватикан передаст еврейской общине Толедо в Испании синагогу XII века...

"Я – реалист, убежденный во внутренней силе веры, – заявил Бенедикт XVI в одном из интервью. – Убеждаюсь в этом все больше по мере того, как католичество становится более "католическим", то есть вселенским. В то время как другие континенты открывают свой способ быть христианами и католиками, Европа, колыбель и опора католицизма, утрачивает свой христианский дух. Для церкви Рима это решающий вызов. Культура, которая распространилась в Европе, абсолютно и радикально противоречит не только христианству, но и религиозным и моральным традициям всего человечества".

Пожалуй, в этом и есть ключ к пониманию экуменизма нового понтифика. Он прекрасно осознает жизненную необходимость объединения усилий главных мировых конфессий (и не только христианских), конкурирующих между собой в борьбе за души паствы, в ожесточенном сражении с самой массовой из религий современности – оккультизмом. Трудно найти сейчас в цивилизованном мире человека, который бы не просматривал гороскопы и не зачитывался всевозможным фэнтези, не обращался бы к народным целителям и не ходил в кино на эзотерические блокбастеры... На этом фоне и традиционные религии начинают восприниматься на уровне исключительно магической практики. Как тут служителям церкви не заговорить о необходимости защищаться? И не от воинствующего атеизма, который, по выражению Андрея Синявского, сам по себе является родом религии, религии неверия, а от мракобесия, духовного сумрака.

Новое средневековье

"Бердяев предвидел наше время и назвал его Новым средневековьем", – сказал "Итогам" известный православный публицист диакон Андрей Кураев. – То, что происходит на наших глазах, говорит, что мы стали свидетелями окончательного крушения целой эпохи. Эпохи Просвещения, в которой человечество жило последние триста лет. Разрушаются три базовых мифа эпохи Просвещения".

Во-первых, миф о прогрессе. О том, что каждое поколение обречено жить все лучше и лучше. Тотальные катастрофы ХХ века, экономические проблемы – безработица и инфляция – в значительной степени подорвали доверие людей к этому оптимистическому мифу. Во-вторых, миф о том, что наука – это универсальное средство, которое способно разрешить все человеческие проблемы. Выясняется, что наука не всесильна и что научные исследования должны поверяться моралью. И третий миф, который уходит из нашей жизни, – это миф о правах человека. О том, что интересы индивида выше интересов любой формы общности: семьи, церкви, нации, государства... Падение нью-йоркских "близнецов" четко обозначило точку окончательного поворота от одной эпохи к другой. После Средневековья – Возрождение, Просвещение и опять Новое средневековье. Его приметы, экономические и моральные, были описаны, в частности, Римским клубом – своеобразным мировым советом мудрецов. Среди этих примет и возрождение язычества во всех его ипостасях.

Один пример: в шотландском графстве Перт жители выступили против фирмы, попытавшейся в ходе расчистки территории под застройку перевезти огромный валун. Обитатели деревни попросили подрядчика оставить камень на месте, чтобы не беспокоить... фей, живущих под ним. Предание гласит, что пикты, населявшие этот горный край в древности, считали валун священным. Сказания давно минувших дней? Как бы не так! Управляющего строительной компании пригласили на заседание местного совета и заявили ему, что фей в обиду не дадут. Короче, булыжник остался на месте, а строителям пришлось сызнова готовить проект жилого массива – с "валуном фей" в центре. Работы начнутся в ближайшее время, если феи, конечно, не будут против...

Как утверждает американский священник, профессор религии и философии Геральд Макдермот, распространение язычества идет семимильными шагами повсюду. Он считает: "Возрождение всех видов язычества приводит к созданию ложной духовности, которая является гораздо более опасным соперником для христианства, чем атеизм". С этим трудно не согласиться.

"То, что происходит сегодня, для меня – вопрос антропологический, – считает диакон Андрей Кураев. – Была в древнем христианстве одна формула, которая меня в советские времена очень радовала. Это слова Тертуллиана, религиозного писателя III века: "Каждая душа человека по природе своей христианка". Тертуллиану казалось, что, если Римская империя прекратит конфликт с церковью, люди, которые смогут свободно узнавать Евангелие, придут естественным образом к евангельской жизни. На самом же деле империя, едва прекратив борьбу с христианством, принялась его насаждать. А у нас в России только в последние пятнадцать лет государство не поощряет и не наказывает человека за его отношение к религии. Это вызов, который Бог нам бросает. Он словно спрашивает: "А сможете ли вы стать не государственной, а народной церковью? А сможете ли вы привлечь людей в храмы не административным ресурсом, а примером своей жизни, проповедью, в конце концов?"

Сейчас во всем мире идет чрезвычайно важный эксперимент. Когда человек свободен, перед ним возникает проблема: вот тебе на выбор – Евангелие или гороскоп. Что современный человек выбирает? Скажем, в России официально насчитывается до ста тысяч колдунов. Плюс адепты сатанинских культов, к которым, по данным МВД РФ, у нас относятся "Южный крест" и "Черный дракон", "Синий лотос" и "Черный ангел", "Общество сатаны" и "Российская церковь сатаны"...

Надо признать, что и сама церковь льет воду на мельницу Нового средневековья. Потому что ей часто нечего противопоставить разгулу оккультизма. Нет, речь, конечно, не идет о восстановлении инквизиции в ее изначальном виде, костров для ведьм, колдунов и вредной литературы и о прочих методах физического воздействия на язычников и еретиков. Слава богу, на дворе XXI век. Но в духовном плане на дворе самое что ни на есть Средневековье. В университетах Нидерландов открывают факультеты колдовства и ведовства, а в престижном университете Ватикана, готовящем пастырей для Римско-католической церкви, объявили массовый набор на курсы по изгнанию дьявола. Глава Международной ассоциации экзорсистов Габриэле Аморт заявил, что в Италии по меньшей мере 13 миллионов человек (то есть почти пятая часть населения) пользуются услугами специалистов по черной магии, знахарей и ясновидящих. А это, дескать, прямой путь к одержимости бесами. По словам отца Габриэле, люди сами "приглашают в свою жизнь сатану", когда вовлекаются в оккультизм.

Между тем ордам магов и колдунов противостоит всего 330 католических священников, имеющих навыки по изгнанию дьявола. Экзорсисты призывают на помощь психиатров, но только верующих-католиков и получивших профессиональную религиозную подготовку по изгнанию бесов. "Если ты не веришь в существование демонов, то все может легко свестись к ситуации, когда психиатр сочтет пациента страдающим паранойей и будет накачивать его успокоительными", – заявил епископ Андреа Гемма. А медикаментозное лечение дьяволу, по мнению церкви, нипочем.

Кстати, в нашем Отечестве наставления по изгнанию бесов были изложены в XIV веке в требнике киевского митрополита Петра Могилы. В православии даже есть специальное слово, означающее церемонию изгнания бесов, – отчитка. Сегодня самое известное место для этого деликатного дела – Свято-Троицкая Сергиева лавра. Там в храме Иоанна Предтечи бесов изгоняет сам архимандрит монашеской братии отец Герман. Боюсь, что при нашей средневековой "ничейной полосе", тающей под напором оккультизма, работы у отца Германа со товарищи будет все больше.

Кирилл Привалов, Андрей Смирнов


Источник: Итоги

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе