Союз православия и ислама расколоть не удастся

Долго ли национальный вопрос будет держать Россию в социальном и политическом напряжении? С такого вопроса, всегда актуального для нашего исторически многообразного общества, обозреватель "Парламентской газеты" начал беседу с председателем Комитета Государственной Думы по делам национальностей Валентином КУПЦОВЫМ. Это первое интервью законодателя с многолетним стажем, в недавнем прошлом вице-спикера Государственной Думы, в новом для него качестве.


– Вряд ли нам удастся совсем уйти от этого вопроса, – подчеркнул парламентарий. – События в Кондопоге нам напомнили об этом. Но нельзя сказать, что национальный вопрос испортил Россию, что он нам мешает жить и развиваться. В последние десятилетия мы отмечаем рост этнического самосознания, народы испытывают объективную потребность в сохранении себя как этносов, ощущают боль, когда утрачиваются традиции, теряется родной язык. Важно, чтобы не было откровенных политических спекуляций на трудностях культурного характера. Здесь как раз значительной является роль государства в гармонизации межэтнической жизни. Ведь наше государство изначально формировалось как многонациональное благодаря активному и волевому участию государства. Так и сегодня, чтобы сохранить многонациональное единство страны, нужна деятельная помощь государства. Именно государство должно брать на себя ответственность и демонстрировать заботу о сохранении на этнической карте каждого своего народа, каждой, даже самой малочисленной этнической общности. Сейчас, к счастью, у нас нет крупных межэтнических столкновений, но это не дает нам основания успокаиваться, упускать эту тему из государственного поля зрения.

– В том числе и законы призваны совершенствовать национально-культурное обустройство страны. Каковы основные проблемы законотворчества в сфере межэтнических отношений?

– Создавая законы, мы часто вынуждены действовать методом проб и ошибок, оперативно реагируя на возникающие иногда межнациональные конфликты. Но так не должно быть. Законодателям необходимо знание глубинных исторических механизмов формирования и взаимодействия этносов в России, тогда, возможно, нам бы удавалось упреждать конфликтные ситуации. Наши законы пока не опираются в полной мере на реальную историю и практику национальных взаимоотношений в стране. Мы должны хорошо представлять себе не только их современное состояние, но и их историю и теорию. То есть в своей законотворческой работе мы должны опираться на упреждающую теорию. Важно, чтобы современная теория учитывала, что политическое сознание людей развивается сегодня в рамках этнических идентичностей, но при этом в условиях этнической открытости и мультикультурализма и установки на демократические ценности. В век информационных технологий, размывающих национальные культурные границы, это особенно очевидно. Серьезные надежды мы возлагаем на наших этнологов и этнополитологов, ждем от них четкой современной теории национальных отношений, которая должна вглядеться в историческое будущее нашего государства, помогая создавать основы для стратегического развития наций...

– Учитывая, конечно же, и многовековой исторический союз православия и ислама на нашей земле. На это, как известно, особое внимание обращал знаменитый теоретик многонационального единства России Лев Гумилев...

– Он как раз говорил о том, что исламский и православный мир создают единый этнос со своим особым, общим духовным миром, особой системой ценностей, возникших в результате пересечения исторических путей ислама и православия. И мы сегодня можем уверенно сказать, что попытки радикальных националистов разбить союз православия и ислама обречены на провал в России.

– Но России не всегда удавалось и до сих пор в полной мере еще не удается оградить многонациональное общество от разыгрывания национальной карты заинтересованными силами. Возле "национальных дел" еще есть люди, не сумевшие найти себе применения в общем созидательном процессе, потому ищущие скандала и стремящиеся к тому, чтобы сделать национальность политической привилегией. Как соотнести национально-культурные потребности и демократические? Как провести грань между сохранением культурной самобытности народов и этнополитическим сепаратизмом?

– Это действительно иногда бывает непросто сделать. Раньше каждый регион зачастую занимался национально-культурным развитием по своему усмотрению, разрозненно, можно сказать, самодеятельно, что вовсе не означает совсем безуспешно. Наши регионы, в частности национальные республики, научились это делать, и проблема этнического сепаратизма, к счастью, уже не актуальна для современной России. В этнополитической сфере взят вектор на культурно-образовательное развитие, в каждом из регионов создано достаточно эффективное этнокультурное законодательство. Сегодня регионы имеют все возможности для полноценного развития своих национальных культур и очень грамотно и успешно пользуются этими возможностями. Отсутствие межнациональной вражды и крупных межэтнических конфликтов, развитие образования и культуры многонационального народа, а главное – сохранение России от раздробления вслед за Советским Союзом свидетельствуют о том, что наши регионы и местные сообщества научились осуществлять здоровую этнокультурную политику.

– Ваш комитет уже много лет работает над проектом федерального закона об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений. Но из уст некоторых аналитиков не перестает звучать вопрос: нужен ли вообще такой закон?

– На современном этапе государству необходимо законодательно зафиксировать выработанную систему действий по дальнейшему укреплению единства страны. К тому же еще случаются вспышки межнациональной неприязни, еще не совсем успокоились внутренние и внешние силы, которые пытаются дробить и растаскивать культурное и социальное пространство России. Базовый закон должен способствовать тому, чтобы наша страна явила миру свой четкий образ единой, крепкой державы. Россия сегодня создает свой цельный образ как в собственных глазах, так и в глазах мирового сообщества. Этот большой культурно-строительный проект нуждается в качественном правовом обеспечении. Потому мы еще будем работать над упомянутым законопроектом, дорабатывать его, чтобы вынести на рассмотрение палаты добротный современный документ. Очень важно то, что в законопроекте утверждается система понятий, которая позволяет многомерное представление о национальной жизни уложить в базовую правовую схему.

– В особой поддержке государства нуждаются сегодня коренные малочисленные народы. Об этом не забывают законодатели?

– Мы придаем большое значение подготовке проекта федерального закона "О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации". Весной нынешнего года в Государственной Думе проведем парламентские слушания по данному законопроекту. Государству необходимо сделать все возможное для того, чтобы предотвратить разрушение той естественной среды, в которой существуют условия для охоты, рыболовства, собирательства, оленеводства. За счет этого веками жили и сейчас живут коренные народы. Речь идет о защите права коренных малочисленных народов на их малую родину, на ту исконную среду обитания, в которой формировался их образ жизни. Даже священные места, которым сотни лет поклоняются аборигены, не щадит "прогресс". Нередко эти места попросту уничтожаются тяжелой техникой...

– Многие политики, в том числе и парламентарии, говорят о необходимости создания структуры по делам национальностей в органах исполнительной власти. Что вы, Валентин Александрович, думаете об этом?

– Такая структура могла бы координировать общенациональную политику, вести программы по поддержке тех же коренных малочисленных народов, по развитию национально-культурных автономий, в деятельности которых тоже наблюдается определенный застой. Кроме того, для выявления кризисных ситуаций и выработки прикладных рекомендаций по их разрешению нам необходим качественный мониторинг общественного мнения, межэтнических отношений, деятельности политических, общественных и религиозных организаций. Такой мониторинг могла бы вести как раз соответствующая структура в органах исполнительной власти.

– Этнический портрет современной России в значительной мере формируют мигранты. Но миграционный фактор не всегда положительно сказывается и на межэтнической стабильности...

– Проблема такая существует. Но мигранты, по некоторым оценкам, дают примерно 8-10 процентов ВВП нашей страны, а некоторые отрасли, в частности строительство, существуют вообще благодаря приезжим специалистам. Польза от мигрантов во много раз больше, чем их отток, который может быть вызван неумелой и недальновидной политикой. Нам необходимо всеми силами противодействовать антимиграционным настроениям в нашем обществе. Этому должны способствовать как органы государственной власти, так и общественные организации.

– Ваш земляк по Вологодчине и любимый поэт Николай Рубцов писал: "Россия! Русь! Храни себя, храни!" А сохранит себя Россия, только опираясь на единство своего многоплеменного народа, в том числе и мигрантов, обретающих на нашей земле свой новый дом.

– В единстве многообразия – наша уникальность в масштабах всей планеты. Есть серьезные этнокультурные проблемы, случаются и межнациональные недоразумения, но главное то, что в нашей стране сохранились все этнические общности. Это значит, что контекст большой единой нации благоприятствовал и продолжает благоприятствовать исторически самобытной жизни каждой национальности. Именно из этого мы и должны исходить при решении проблем этнокультурного развития нашего общества. Особенно это важно сегодня, в условиях глобализации. Народы России объединены общностью исторического пути. Сегодня все здравомыслящие люди понимают, что эта общность будет сильна при условии, если сохранится этническая самобытность каждого народа как условие его политического и гражданского существования. На сохранение этнокультурной общности людей и должна быть направлена национальная политика государства.

Источник: Парламентская газета

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе