На уроках литературы в школе изучается множество произведений русских классиков.
Правда, часть из них кажется школьникам скучными и даже непонятными, поэтому особенного энтузиазма не вызывает. Несомненно, все они оставляют определённый след в душах представителей подрастающего поколения, однако понять глубину мысли автора и оценить смысл во всей его полноте. Стоит вернуться к таким произведениям в зрелом возрасте и открыть для себя много нового.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Александр Пушкин
/ «Сказка о рыбаке и рыбке» Александр Пушкин. / Фото: www.pinterest.com
Казалось бы, что нового может быть в старой доброй сказке о золотой рыбке, исполняющей желания и не раз попадавшейся в сети рыбака? Но если взглянуть на произведение под другим углом, то можно обратить внимание на сферу человеческих отношений. И на то, как нежелание одного человека идти на конфликт развязывает руки другому, а в результате рушатся жизни обоих. Если у самого человека отсутствуют внутренние границы, то обязательно найдётся тот, кто поставит границы внешние, только это может произойти очень жестко и довольно болезненно.
Это произведение обычно не вызывает трудностей у школьников. Многие симпатизируют главному герою и видят в нём себя и собственные попытки отстоять перед родителями свою точку зрения, поэтому нигилизм и твёрдые убеждения оцениваются положительно. Однако при прочтении романа в зрелом возрасте открываются и другие его тонкости: излишний максимализм Евгения Базарова вызывает сочувствие к его оппонентам, а проблема отцов и детей оценивается уже с другой стороны.
«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. / Фото: www.ukazka.ru
Повесть проходят по программе в средней школе, и дети воспринимают её больше как сказку и не особенно вникают в глубокий смысл. Вряд ли дети способны оценить тонкость и важность диалогов главного героя с теми, кто встречался на его пути. И лишь повзрослев, читатели начинают слышать и чувствовать глубину высказываний Маленького принца, видят, о каких ценностях в ней идёт речь, и острее воспринимают каждое событие. Для взрослых многие слова звучат как призыв к действию.
Эпохальный роман Льва Толстого представляет сложность для школьников, во-первых, из-за своего объёма, который подростков обычно пугает, а во-вторых, они очень слабо представляют себе особенности жизни людей в XIX веке. Зато в зрелом возрасте роман откроется совсем с другой стороны. Теперь станет понятен масштаб исторических событий того времени, куда ближе станут переживания и мечты героев, а юная Наташа Ростова, решившая посвятить свою жизнь детям и семье, вдруг станет ближе. К тому же взрослые люди в состоянии углубиться в тему межличностных отношений и их выстраивание в различных ситуациях, понять, как ведёт себя общество в контексте тех или иных исторических событий.
«Преступление и наказание» Фёдор Достоевский
«Преступление и наказание» Фёдор Достоевский. / Фото: www.bibliosfera.su
Роман довольно трудно воспринимается юными читателями. Их интересует больше детективная линия, но слишком сложны для них душевные терзания главного героя, которые лежат не только в психологической сфере, а ещё в религиозной и философской. Взрослым, решившим заново познакомиться с романом, откроется множество нюансов, станут куда более понятны и мотивы преступления, и безысходность Раскольникова. К тому же тонкий психологизм и сложность характера героев вряд ли в состоянии оценить подростки.
Читать в школьные годы «Обломова» довольно скучно, как и пытаться объяснить себе, что может сподвигнуть человека на такую беспросветную и всепоглощающую лень. И лишь взрослые могут увидеть многогранность героев романа, оценить его мягкую иронию. Многие даже найдут для себя мотивацию вставать и двигаться, пусть даже медленными шагами, но по направлению к своей цели. А ещё читатели могут вспомнить простую истину о том, что мечты, не подкреплённые действиями, способны погубить человека. Кстати, читатели в зрелом возрасте точно обратят внимание на нежелание главного героя играть чужими судьбами, а ещё на его стремление оставаться самим собой и не превозносить себя над другими людьми.
«Герой нашего времени» Михаил Лермонтов
«Герой нашего времени» Михаил Лермонтов. / Фото: www.dk-spb.ru
Обычно школьники, изучающие произведение в 9 классе, воспринимают его как приключенческое, от их внимания ускользают сложности взаимоотношений между людьми, оригинальность выстроенной автором композиции и разность восприятия героя окружающими людьми и самим Печориным. Он ищет, чем развлечь себя, и при этом не чувствует в себе способность дружить и искренне любить. Собирательный образ поколения, отражённый автором в его «плохом парне» Печорине, заставит взрослого человека задуматься о том, что каждый может оказаться лишним, если не найдёт себя и своё место под солнцем.
В прошлом было создано множество гениальных литературных произведений. Некоторые из них до сих пор восхищают потомков, но были и те, что оказались безвозвратно утрачены.