- Жизнь не стоит на месте, и система образования тоже постоянно совершенствуется в зависимости от тех требований, которые предъявляет ей современность.
Традиционная классно-урочная система, которая появилась еще в XVII веке, сменила существовавшее до этого домашнее обучение. Она позволила сделать образование массовым, что, безусловно, очень серьезно продвинуло развитие общества. Но данная система работала только на формирование у ученика строго определенных знаний, умений и навыков. Их можно сравнить с набором инструментов - я его ношу с собой и умело применяю. Но новый инструмент при этом создать не могу - это не в моей компетенции.
Однако современная жизнь ежедневно и даже ежеминутно требует от человека принятия волевых, грамотных и ответственных решений. Людей, способных на это, катастрофически не хватает.
Новые стандарты образования как раз нацелены на то, чтобы научить ребенка добывать и создавать новые знания, основываясь на уже имеющейся у него информации, а также распознавать и использовать так называемые межпредметные связи. Ведь подчас в разных областях жизни нам требуются одни и те же знания. К примеру, в школе на физике и математике мы часто делаем одно и то же. Человек должен научиться видеть эти универсальные модели, а не изобретать велосипед заново.
Отсюда и подход к обучению будет совсем другой. Детей не будут учить по образцу - запоминаем правило, а потом практикуемся в его применении. На уроках перед учениками будут ставиться различные задачи, для решения будет необходимо узнать что-то новое. Дети должны понять, какой информации им не хватает, и совершенно осознанно получить ее и использовать в зависимости от ситуации.
- Новые стандарты будут вводиться только в первых классах?
- Да. И нынешние первоклассники будут продолжать учиться по ним дальше. Остальные школьники продолжат образование по тем программам, которые у них были до этого.
ТРЕТИЙ УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ НА УЛИЦЕ
- В новом учебном году в школах будет введен третий урок физкультуры (в неделю).
Насколько готовы к этому образовательные учреждения Ярославля?
- Не стану отрицать, что в наших часто не хватает одного и даже двух спортивных залов для занятий физкультурой. И это притом, что часть школ проводят занятия в близлежащих ФОКах. Введение дополнительного часа физкультуры эту ситуацию может еще больше усугубить. Но так как третий урок вводится главным образом для увеличения двигательной активности учащихся, то будем стараться проводить его в основном на улице. А если погодные условия не позволят, то, возможно, придется задействовать коридоры и рекреации школ.
ЛИМИТ МЕСТА НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ДЕТСКИХ САДАХ ПРАКТИЧЕСКИ ИСЧЕРПАН
- Одна из самых злободневных тем сегодня - нехватка мест в детских садах. Что делается в Ярославле для решения этой проблемы?
- Проблема нехватки мест в детских садах существует по всей России. Благодаря принятым на государственном уровне мерам демографической поддержки, рождаемость в России увеличилась. А вот обеспечение этих детей местами в дошкольных учреждениях было полностью отдано на откуп местных властей. На то, чтобы решить проблему быстро и качественно, требуется очень много средств, которых в бюджете Ярославля сейчас попросту нет.
Но это не значит, что мы ничего не делаем в этом направлении. За последние четыре года в Ярославле в существующих детских садах было открыто более 3 тысяч дополнительных мест. Из них 750 - в этом году (это практически три новых садика). Также второй год подряд мы устраиваем в садики всех детей, кому на 1 сентября исполняется 3 года.
Правда, дается все это не всегда легко - в основном за счет ухудшения условий работы специалистов. Ведь, чтобы открыть новую группу, зачастую приходится лишать отдельных кабинетов психологов, логопедов, бухгалтеров и прочих.
Кроме того, на открытие дополнительных мест тратятся также приличные деньги. К примеру, на перестройку, ремонт, отделку одной группы и покупку в нее мебели в среднем требуется около 1 миллиона рублей.
Но надо понимать, что этот ресурс не бесконечен. В следующем году мы планируем открыть еще 250 дополнительных мест в детских садах, и на этом возможности будут исчерпаны.
В то же время у нас лежит около 2 тысяч неудовлетворенных заявлений от тех семей, которые хотели бы оформить детей младше трех лет в дошкольное учреждение. Решить эту проблему должно строительство новых детских комбинатов. Сейчас для этого выделено девять площадок: три в Дзержинском, три во Фрунзенском, две в Заволжском и одна в Кировском районах.
- Что необходимо сделать, чтобы подобные трудности не возникли через пару лет с определением детей в школы?
- Такие опасения существуют. Уже к 2014 году у нас будет острейшая необходимость как минимум в двух новых школах - в 7-м микрорайоне Дзержинского района и микрорайоне Сокол. С целью не доводить ситуацию до критической мы добились, чтобы Ярославль попал в региональную программу развития материально-технической базы образовательных учреждений. В рамках этой программы и запланировано строительство двух данных школ. Поэтому, я думаю, в ближайшее время проблема снимется.
ПОБОРЫ В ДЕТСКИХ САДАХ ПОКА НЕИЗБЕЖНЫ
- Андрей Викторович, что бы ни делали наши власти, поборы в детских садах продолжаются - на ремонты, канцтовары и прочие нужды. Заведующие ссылаются на недостаточное финансирование из бюджета. Это соответствует действительности или нас обманывают?
- К сожалению, должен признать, что средств на содержание детских садов сегодня из бюджета города выделяется, действительно, недостаточно. Причем 80% средств идет на зарплаты, оплату коммунальных услуг и питание. На ремонт остается совсем немного денег.
Поэтому руководителям садов приходится идти просить о помощи родителей. Но наша принципиальнейшая позиция - мы должны убеждать и просить, а не вымогать. Попросить о помощи можно только тогда, когда ребенок уже зачислен приказом в детское учреждение. В противном случае подобные разговоры можно расценить не иначе как шантаж. К тому же не обязательно помогать деньгами, можно прийти покрасить, отремонтировать что-то. Дело-то общее! Ну а если уж родители дают деньги, то делать это надо только через бухгалтерию. А потом перед вами должны отчитаться за каждую потраченную копеечку.
- Многие родители школьников и дошколят жалуются на непрофессионализм учителей и воспитателей. Старшее поколение педагогов постепенно уходит, а у молодежи часто не хватает опыта. Что делать родителям, если ребенку, по их мнению, достался не достаточно грамотный наставник?
- Сразу хочу немного защитить педагогов. Очень часто отношение родителей к ним бывает предвзятым и необъективным. Оценка качества работы любого специалиста должна быть профессиональной. Для этого у нас есть система аттестации кадров. А чтобы не возникало недопонимания и недовольства, родители должны выстроить хорошие, прямые отношения с учителем или воспитателем. Но не надо при этом ставить его в позицию защищающегося. Иначе эффект от этого взаимодействия может оказаться совершенно не таким, как вы ожидали.
КОМПЕТЕНТНО
Совет Андрея Сибрикова, как подготовить ребенка к школе:
- Не надо ребенка учить читать и писать. Это профессионально должны сделать педагоги. Потому что, если родители научат неправильно, то переучивать потом будет сложнее. Самое главное - сформировать у ребенка понимание его успешности. Ситуации, в которых ребенок мог бы это почувствовать, необходимо создавать в семье каждый день. Пусть даже искусственно. И обязательно хвалить его за любые достижения.
При этом важно помнить, что успех для каждого свой. Продвинулся ребенок в каком-то деле - уже успех! Не важно, что другой продвинулся дальше. Способности и возможности у каждого свои. А оценивать человека нужно только по отношению к самому себе - каким он был вчера и каким стал сегодня.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Около 6 тысяч ребятишек в этом году пойдут в Ярославле в первый класс
ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
Департамент образования мэрии Ярославля
Для вопросов и жалоб по детским садам: (4852) 40-51-42, 40-51-43,
Для вопросов и жалоб по школам: (4852) 40-51-07, 40-51-15.
Екатерина ЛЕЩЕНКОВА
КП-Ярославль