Ангел на ощупь

В общеобразовательной школе городка Великий Любинь Львовской области во втором классе учится семилетняя Ангелина Неволько – совершенно слепая девочка. Это первый и пока единственный случай на Украине, даже несмотря на недавнее введение в стране так называемого инклюзивного образования.

С любимой учительницей Галиной Лищинской

Удачный «пилотный проект»

Кабмин Украины постановил, что с первого сентября все дети-инвалиды имеют право учиться в обычных школах, а учебные заведения соответственно обязаны принять таких детей и создать необходимые условия.

Родители инвалидов, как и директора школ, этого постановления и ждали, и боялись, поскольку вопросов очень много. Как, например, примут непростых детей в классе? Или как обеспечить движение тех же инвалидных колясок по школьным коридорам и лестницам? И вообще, насколько готова Украина к этому инклюзивному обучению? Скептики уверены, что не готова. Ведь только по подсчетам Минобразования, для внедрения инклюзивного обучения необходимо выложить из госказны как минимум 160 млн гривен. Однако на сегодняшний день государство не выделило на этот проект ни копейки.

Видимо, поэтому Великолюбинская школа – пока единственная на Украине, где в обычном классе вместе с 30 детьми полноценно учится незрячий ребенок. Сейчас Ангелина Неволько уже во втором классе – в школу она пришла два года назад, еще до постановления кабмина. Тем не менее сегодня девочку гордо именуют «пилотным проектом», причем успешным, поскольку Ангелина ни в чем не уступает сверстникам, отлично успевает по всем предметам, пишет, рисует красками. К тому же изучает компьютер и даже, с целью удивить одноклассников, учится играть на пианино.

«Ангелочка не отдадим!»

Несколько лет назад супруг­и Богдана и Игорь Неволько создали детский дом семейного типа. К пятерым собственным детям взяли на воспитание еще пять приемных, среди которых и слепая Ангелина, брошенная родной матерью после рождения.

– Ангелину я впервые увидела в львовском доме ребенка, когда ей было всего 11 месяцев, – рассказывает Богдана Неволько. – Девочка, едва услышав мой голос, сразу потянулась ко мне, а когда я взяла ее на руки, так крепко прижалась, что у меня аж дыхание перехватило. Тамошние няни стали отговаривать меня брать незрячего ребенка, предлагали посмотреть здоровых, но я им четко заявила: «Эта девочка моя, никому ее не отдам!»

Что родители у нее не родные, а приемные, Ангелина уже в курсе. Богдана с мужем и старшими детьми решили, что пусть уж лучше она узнает правду от них, чем от посторонних. К разговору долго готовились и очень волновались, но Ангелина отреагировала спокойно: «Я все поняла. Раньше у меня была какая-то тетя, а потом я нашла свою настоящую маму!»

Конечно, девочку можно было отдать в специнтернат, где и учителя имеют опыт работы с незрячими школьниками, и дети не так остро чувствуют свое отличие от здоровых сверстников. Но родители были категорически против обучения Ангелины в специнтернате, где ей пришлось бы оставаться шесть дней в неделю. Возить дочку ежедневно за 30?км в интернат не было возможности.

– Мы с мужем решили отдать Ангелинку в обычную школу, – говорит Богдана. – Ведь брали ее из детдома вовсе не затем, чтобы потом сдать в интернат. Нет, наш ангелочек должен быть при нас!

Примечательно, что директор Великолюбинской школы Олег Маткивский поддержал решение приемных родителей.

Также, по словам Богданы, им было очень приятно, что никто из родителей не возражал, чтобы незрячая девочка училась вместе с их здоровыми детьми. Да и сами одноклассники с первых дней общались с Ангелиной как с равной.

Учительница Ангелины и классный руководитель 2 «Б» Галина Лищинская признается, что вначале очень переживала, сможет ли помочь незрячему ребенку и в учебе преуспеть, и в школьном коллективе прижиться. Смогла и теперь даже считает, что этого ребенка ей послало само провидение.

– Мой отец ведь тоже был слепым, – рассказывает Галина Лищинская. – Но он был человеком волевым, выполнял по дому всю мужскую работу. Когда к нам заходил кто-то посторонний, ему и в голову не могло прийти, что хозяин – незрячий.

Когда Лищинская рассказала отцу, что слепую девочку взяли в местную школу, он это одобрил и пояснил дочери, что в незрячих детях сызмальства нужно развивать умение общаться со здоровыми одногодками и взрослыми. Это очень поможет им в дальнейшей жизни – и за себя постоять, и не стыдиться просить о помощи. А главное, не чувствовать себя человеком второго сорта.

Еще Лищинская говорит, что здорово помогли ей преподаватели из Шведско-финской академии, которые приехали в Великолюбинскую школу, чтобы познакомиться с Ангелиной и заодно поделиться опытом обу­чения детей с особыми потребностями. В итоге иностранцам так понравился стиль преподавания украинской учительницы, что они пригласили Галину Лищинскую в Стокгольм. Там она посетила множество школ, где вместе со здоровыми детьми учатся и инвалиды.

Как оказалось, в Европе вообще нет практики обучения незрячих детей в специнтернатах, поскольку считается, что в обычных школах они быстрее интегрируются в окружающий мир.

Кстати, никаких надбавок за дополнительную работу с незрячим ребенком Лищинской не полагается – у нее обычная ставка учителя начальных классов. Так что трудится она, можно сказать, на чистом энтузиазме.

«Со здоровыми больше хлопот»

По словам педагогов, Ангелина Неволько прекрасно ориентируется в пространстве и посещает все уроки без исключения, даже физкультуру.

– Разумеется, такого ребенка нужно обучать и специфическим навыкам, например чтению по системе Брайля, – говорит директор школы Олег Маткивский. – Специальные книжки, линейку, звуковой мяч для Ангелины мы уже приобрели. Кроме того, во время летних каникул для ее удобства переоборудовали вход в школу и в туалет.

Конечно, помогла бы девочке в учебе современная техника. Например, магнитофон для записи лекций педагогов, специальный компьютер для незрячих, сканер. Да и учебников по системе Брайля не хватает. Родители Ангелины стараются изо всех сил, но больших средств в их многодетной семье нет.

– Я от души советую коллегам не бояться этого самого инклюзива, – говорит директор школы. – Смело берите в обычные школы детей-инвалидов. Уверяю, с ними хлопот не так много. Гораздо больше проблем со здоровыми учениками, которых родители бросили на дедушек и бабушек, а сами укатили на заработки.

– Сегодня, глядя на Ангелину, кажется, что оживает местная легенда о больном пастухе Павле, который, искупавшись в наших целебных озерах, превратился в здорового и красивого юношу, – продолжает Олег Маткивский. – Думаю, так же будет и с Ангелиной. Она, говоря образно, искупается в человеческой доброте и превратится в хорошую девушку. И если Бог обделил ее зрением, то взамен даст ей дар видеть душой и сердцем.

Авергун Евгений

«Собеседник»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе