Чем мы хуже Сингапура

Как известно, в прошлом году одной из самых популярных специальностей у абитуриентов стало «государственное и муниципальное управление». Такова тенденция последних лет. Легко догадаться, почему это происходит. Исполняющий обязанности декана факультета Государственного управления МГУ Вячеслав Никонов считает, что в корне изменив систему подготовки управленцев, можно попытаться искоренить коррупцию в стране. 
Мартовские тезисы

Скандал с факультетом Государственного управления МГУ случился год назад. Тогда в получении взятки обвинили старшего преподавателя факультета (а заодно и дочь тогдашнего декана) Полину Сурину. В минувший понедельник суд признал, что она не брала взятку, а совершила «покушение на мошенничество», лишь пообещав за эти деньги устроить поступление абитуриента. Тем не менее, история бросила тень на репутацию МГУ. Декан факультета был освобожден от должности, а в феврале 2011 года ректор МГУ Виктор Садовничий на его место пригласил Вячеслава Никонова, одновременно являющегося президентом фондов «Политика», «Единство во имя России», исполнительного директора правления фонда «Русский мир». По Уставу МГУ Никонов пока – и.о., а вступит в должность после утверждения его через год Ученым Советом.

Вячеслав Никонов считает, что коррупции в принципе не должно быть ни в образовании, ни в госуправлении, что уж говорить об одноименном факультете. А потому пока он поменял руководство факультета, приемную комиссию, создал наблюдательный совет, запустил программу открытых лекций, которые будут читать представители госуправления и бизнеса.

У нового и.о. декана есть собственная программа действий, в шутку названная им «мартовскими тезисами». Ее можно рассматривать как концепцию реформы образования для будущих управленцев. Для начала, по его мнению, российскую систему подготовки кадров для госуправления необходимо максимально приблизить к той, которая существует в наиболее развитых странах мира. То есть, к системе, которая показала свою способность производить на свет состоявшихся руководителей государств и представителей большого бизнеса. «Отдельной российской системы управления не может быть, так же, как не может быть российской таблицы умножения. Можно развиваться только в международном контексте, с учетом международных образцов. Хотя тут должна присутствовать российская специфика», - считает Вячеслав Никонов. Для этого надо переходить на общепринятые стандарты образования, приглашать ведущих зарубежных специалистов, шире практиковать международные обмены, стажировки.

Главное же заключается в том, чтобы заменить тех, кто сегодня занимает управленческие должности на профессионалов новой формации. Их страшно не хватает.

Как это сделать? Для того чтобы лучшие студенты шли в эту сферу, нужна серьезная реформа госуправления в целом. Специалисты, которые имеют соответствующие дипломы, должны обладать преимуществами при приеме на работу. Так в госаппарате возникнет конкурентная среда. Сейчас же госслужба комплектуется по принципу знакомств: один некомпетентный руководитель приводит за собой другого такого же. Этот негативный отбор нужно ломать, вводя квалификационные требования, что откроет каналы движения наверх для лучших выпускников. Иначе они просто уйдут в бизнес-структуры (что сегодня и происходит).

Готовить специалистов нужно совсем по-другому, чем это делается сегодня, когда многие предметы восходят к обшественно-политическим дисциплинам советского времени. Прежде всего, студентам должны преподавать практикующие управленцы. «Если мы посмотрим на Гарвард (основную кузницу кадров США), то увидим, что его президент Ларри Саммерс, - бывший министр финансов. А ректор Китайской академии госслужбы, – в ранге вице-премьера правительства Китая», - утверждает Вячеслав Никонов. Такие люди знают, какие управленческие кадры нужны их странам. Важен переток идей из университетов на госслужбу и обратно. На факультете госуправления МГУ тоже работают практики-управленцы: бывший министр культуры Михаил Швыдкой возглавляет кафедру управления в сфере культуры, а кафедрой по управлению природопользованием руководит в прошлом министр по охране окружающей среды Виктор Данилов-Данильян. Помимо этого, студенты должны проходить действительно полноценную практику в госорганах. Это происходит и сегодня, но часто является простой формальностью.

По мнению Вячеслава Никонова, для того, чтобы вырастить управленца новой формации, нужно менять и стандарты образования. На факультете госуправления МГУ, помимо магистров, уже сегодня готовят бакалавров. Это позволяет давать добротную комплексную подготовку: общегуманитарную, экономическую, математическую, хороший иностранный язык, статистику, право, основы экономики, менеджмента, историю, политологию, психологию, межкультурные коммуникации, плюс знание современных мировых и российских управленческих практик. На Западе учить на управленцев начинают на стадии магистров. А на факультеты управления они приходят, имея степень бакалавра, полученную по другой специальности. Что касается наших магистерских программ, то они должны быть максимально совместимы с программами ведущих школ госуправления мира, чтобы потом можно было выдавать совместные дипломы. Но для этого нужно, чтобы состыковывались программы. С Японией, США у факультета уже есть такие договоренности.

А еще управленцев надо воспитывать. Развивать психологию победителя, лидера. Вячеслав Никонов считает, что бороться с коррупцией можно и с помощью воспитания: прививая этические нормы. Ведь «Российски госаппарт до 1917 года воспитывался на кодексе дворянской чести».

Можно ли воспитать честность?

Больше всего сомнений вызывает уверенность нового руководителя факультета госуправления МГУ в том, что честность и неподкупность можно воспитать в современном молодом человеке. По его словам, сейчас в госуправление идут две категории студентов: идеалисты, которые хотят изменить мир, и богатенькие дети, которых наверх пропихивают родители. Карьерный рост вторых опережает рост первых. В итоге разочарованные идеалисты уходят в бизнес: у них исчезает мотивация для работы в госаппарате. Проблему можно решить, только изменив принципы комплектования и продвижения по государственой лестнице.

На вопрос «Русского журнала», сколько десятилетий, а может быть, столетий, Вячеслав Никонов закладывает на замену старых управленцев, опутанных коррупцией, на замечательных и нравственных людей, которых он взрастит на своем факультете, и возможно ли это в принципе, глава факультета ответил: «Возможно. Потому что все страны с этим сталкивались, и большинство справилось. Даже Италия снизила коррупцию, а Сингапур практически от нее избавился. И произошло это за 10-20 лет. В Сингапуре были жесткие наказания плюс сокращение сферы принятия решений для отдельного чиновника. То есть, чем меньше сфера госрегулирования, чем меньше вещей, которые чиновник может разрешить или запретить, тем меньше коррупции. А еще необходимо воспитание людей. В большинстве развитых стран ведь просто неприлично заниматься коррупцией».

Наталья Иванова-Гладильщикова

Russian Journal
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе