До вуза на школьном автобусе

В этот раз темой «Часа звонка» в «Юности» была школа. Читатели спрашивали о лежачих полицейских и стоящих в дверях охранниках, об экзаменах у четвероклашек и летних перспективах, о том, почему закрываются школы… На вопросы отвечала Татьяна Александровна СТЕПАНОВА – директор департамента образования Ярославской области. 

Самый последний звонок 

– Будет ли дальше происходить процесс закрытия школ? 

– Детей на селе все меньше, поэтому закрытие школ – объективная необходимость. Стоимость обучения ученика в малокомплектной школе доходит до 80 – 90 тысяч рублей в год. А норматив для села около 35–38 тысяч. Прежде чем закрыть школу, мы смотрим, каковы отдаленные перспективы – возможно, в поселке в ближайшее время будет работать какое-то предприятие, приедут семьи с детьми? Но если видим, что перспектив нет: сегодня в школе пять детей, а на следующий год остается три… Мы не можем для них содержать всех преподавателей по предметам – это нереально. 


Решение о закрытии школы принимает не департамент образования, а сельский сход. Прежде чем принять на муниципальном уровне решение о закрытии школы, в районе работает специально созданная комиссия, которая изучает вопросы, где будут учиться дети, работать учителя. Получение качественного образования в малочисленных школах фактически невозможно. Мы говорим об этом честно родителям. Люди в муниципальных районах нас, как правило, понимают. 

Ведь в области уже 8 лет реализуется программа «Школьный автобус». В специально оборудованных школьных автобусах детей из отдаленных сельских территорий подвозят к более крупным «опорным» школам. 

С введением программы «Школьный автобус» качество знаний в сельских школах стало значительно выше, многие ребята поступают в вузы уже без проблем. Программа будет развиваться, на этот год запланирована покупка 25 автобусов. Одни пойдут на замену устаревших, другие – на открытие новых маршрутов. 

Пустите мячик погонять! 

– Давайте откроем в школах вечером все спортивные залы для занятий спортом! 

– Иногда родители предлагают бесплатно вести в школе спортивную секцию. Нам говорят: давайте откроем вечером спортивный зал! Но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Директор школы ответственен за жизни и здоровье детей – если он пустит в зал детей вечером, то вместе с ними должен быть педагог. А это – дополнительная оплата труда. Но еще серьезнее вопросы безопасности. На селе-то видно, кто приходит тренироваться, там все друг друга знают, а как быть в городе? Откуда нам знать, кто вечером заходит в школу? Предположим, вахтер пустила 20 человек, после тренировки вышли 18. Вахтер не будет ходить вылавливать их по школе, у нее есть рабочее место, которое она не имеет права оставлять. 

Есть и мелкие организационные вопросы – к примеру, кто-то должен вымыть после тренировки спортзал. 

Мы рекомендовали руководителям школ организовать в вечернее время занятия спортом за счет часов, выделяемых на кружки и факультативы. В некоторых муниципальных районах на занятия спортом в вечернее время выделяются дополнительные средства из муниципального бюджета. 

Лучше купюры в руках, чем обещание в ведомости 

– Ждать ли учителям повышения заработной платы в 2009 году? 

– Повышение зарплаты бюджетникам было намечено на январь 2009 года. Мы очень долго обсуждали с профсоюзами этот вопрос и все-таки пришли к мнению, что в условиях кризиса можно виртуально повысить зарплату, но вовремя ее не удастся выплатить. А можно сохранить на том же уровне, но все усилия направить на то, чтобы зарплата – которая есть – выплачивалась в полном объеме и вовремя. 

Мы пошли по второму пути, и я не скрою – это было мое предложение, потому что дестабилизировать ситуацию легко: достаточно будет не выплатить вот эту виртуально повышенную зарплату один месяц – и дальше уже как снежный ком будут долги накапливаться. Педагоги все реально мыслящие люди, они видят ситуацию в экономике, когда многие предприятия работают три дня в неделю, платят персоналу 2/3 от заработка… В этих условиях повышение зарплаты нереально. 

Не так страшен мониторинг… 

– Мониторинг качества знаний в 4-х классах проводится в апреле текущего года с целью выявления «пробелов» в знаниях выпускников начальной школы. Мы знаем, что в начальной школе закладывается основа успешного обучения в основной и старшей школе. Если четвероклассник что-то не освоил в начальной школе или освоил плохо, то учитель должен спланировать свою рабочую программу на май с учетом результатов мониторинга. Результаты мониторинга анализируют директора школ. Выводы делаются, но они не карательные. Возможно, учителя нужно отправить на курсы повышения квалификации. Родители нам часто звонят, переживают: «У меня ребенок на четыре и пять учится, вдруг тройку получит, значит, тройку и за год выставят?». Нет! Эта оценка будет учтена как отметка за обычную контрольную работу, только и всего. 

Кто заплатит человеку с ружьем? 

– Государство выделяет из средств областного бюджета деньги только на реализацию образовательного стандарта: это зарплата и фонд материального обеспечения учебного процесса, а муниципальная власть содержит здание: оплачивает ремонт, отопление, другие коммунальные расходы. Давать деньги дополнительной возможности нет. В школе есть вахтер. Если родительский комитет считает, что меры безопасности должны быть усилены – нанимают специалистов вневедомственной охраны. В этом случае деньги собирают с родителей. 

В профиль – 17 процентов 

– Число классов с углубленным изучением предметов растет – их 17%. Но вообще у департамента нет задачи отчитаться за количество классов, которые будут иметь статус профильных. Главное – создать базу, подготовить кадры, объяснить ученикам, что из себя представляют профильные классы. Открываются они по желанию учеников: в один год больше востребованы математика и физика, на следующий приходят дети, которым требуется гуманитарная специализация. 

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе