Ефим Рачевский об образовательной практике: Чем толще отчеты, тем меньше вероятность их прочтения

В Общественной палате РФ прошло заседание рабочей группы по обеспечению подготовки проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга системы образования и перечня обязательной информации, подлежащей мониторингу в системе образования». Проект преследует цель проанализировать правоприменительную практику нового закона «Об образовании».

Члены Палаты, представители органов законодательной и исполнительной власти, эксперты обсудили перспективы развития проекта, меры, которые необходимы для повышения эффективности применения федерального закона «Об образовании», а также возможность совершенствования законодательной базы.

Член ОП РФ, Народный учитель России, директор Центра образования № 548 г. Москвы Ефим Рачевский поделился с «Трибуной Общественной палаты» впечатлениями о прошедшей встрече и подвел промежуточные итоги:

- Никогда не было такого мониторинговой активности, как в последние лет восемь. В школах на протяжении советского и постсоветского периодов привыкли сдавать только 3 отчета. Слово «мониторинг» было сильно «нерусским», и мы его не знали, а для того чтобы понять, происходит на самом деле в такой гигантской системе как образовательная система России, конечно, нужен мониторинг. Прежде всего, для принятия управленческих решений.

Произошла все-таки компьютеризация все страны, появились всевозможные программы, появились отделы анализа и мониторинга. Практика мониторинга внедряется сегодня не только в образовательной системе, но и почти во всех важных сферах. Хорошо, но это сопровождается следующими процессами.

Первое. У тех, кто принимает решение на разных уровнях, возникает иллюзия, что если ситуация промониторина, то это неизбежно ведет продуктивные управленческие решения. Практика показывает, что это не так. Тем более что активнее подвергаются мониторингу те объекты, которые ниже находятся в иерархии, т.е. в данном случае это школы. Ее «мониторят» федеральные власти, региональные, муниципальные и даже есть международные структуры. Параллельно с этим другие организации мониторят образовательные процессы, например, РИА «Новости». Обилие информации не является доказательством ее истинности.

Второе. Школы пережили тот период лишения невинности, когда думали, что если промониторят отсутствие спортзала, то спортзал появится. Спортзал, или туалет, или канализация – не важно. Школы относятся к этому очень настороженно.

Третье. Неправду про ЕГЭ сказать нельзя – всегда можно проверить. Значит, остается другая лазейка: как сделать так, чтобы побольше людей сдали ЕГЭ как можно лучше. Да, поступает информация о нечестной процедуре ЕГЭ, на которую муниципальные или региональные начальники смотрят сквозь пальцы, ибо есть же соревнование между регионами и муниципалитетами, кто лучше сдаст ЕГЭ. К счастью, нет соревнованию по такому показателю, чтобы было меньше детей с задержкой психического развития, тогда стали бы активно давать таблетки.

Четвертое. Чем толще отчеты, тем меньше вероятность, что их прочитают.

Сегодня я задал вопрос представителю министерства, правда ли, что вот этот единый универсальный мониторинг для всей образовательной вертикали вберет в себя показатели по таким проектам, как «Новая школа» и (КПМО) Комплексный проект модернизации образования. Если все три аспекта будут рассматриваться в данной системе, то это естественно облегчит жизнь школам и муниципальным образованиям. Если данный технология позволит сделать образовательную систему прозрачной, то это очень хорошо. Если данная система будет автоматизирована посредством использования данных, которые есть на сайтах школ, то это избавит от страдания написания отчетов и мониторингов. Вот так я вижу перспективу этого проекта.

Ефим Рачевский

Трибуна Общественной Палаты - ТОП

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе