ЕГЭ: краткий курс кройки и шитья

Один маленький экзамен – а какие страсти и какие глобальные изменения

В уходящем году фактически закончился переходный период единого госэкзамена. Весь год его дотошно изучали, рассматривая в лупу. Плох он или хорош – единодушия до сих пор нет. И быть не может, потому что тем или иным образом он затрагивает интересы самых разных слоев общества.

Если кто все еще не понял, экзамен решительно перекраивает карту школьного, высшего и среднего профобразования. Границы высшего образования съежатся. Потому что проявятся двойки, которые раньше от общества скрывали (примерно 25% по математике и столько же по русскому языку). А с двойками в вуз нельзя. Абитуриентов средних специальных учебных заведений, напротив, станет больше, потому что стране нужны люди, умеющие лить сталь, и в ПТУ с двойками возьмут. Школы активнее устремятся к профилизации. Ведь профиль – это защита учеников от лишнего стресса на едином экзамене. То, что знаешь плохо, можно не сдавать (в ЕГЭ обязательны только два предмета – русский и математика, остальные – по выбору). А то, что знаешь хорошо (благодаря профилю), выведет тебя в фавориты егэшной гонки.

ЕГЭ – вопрос несомненно решенный! Последним гвоздем, вбитым в гроб традиционной итоговой аттестации, можно считать разрешение 24 вузам принимать вступительные экзамены в особом режиме: ЕГЭ плюс профильные предметы. Честно говоря, эти вузы даже жаль. Представляете, какому прессингу со стороны сильных мира сего родителей подвергнутся они во время вступительной кампании. В любом случае, еще один оплот противников ЕГЭ – в лице вузов – сдался. Кстати, об оплотах... Единый экзамен должен, по идее авторов концепции, изменить жизнь учителя. Он покажет, где недорабатывает педагог. Нерадивого учителя накажут рублем. Может ли такая перспектива понравиться всем учителям без исключения? Не может...

Много кроить теперь придется местным властям. Например, к единому экзамену ученика нужно сначала допустить. А при каких условиях допускать – решает сам регион. Двойка по предмету за год – уже повод для отказа в допуске (сиди, и не порти нам картинку ЕГЭ!). Дальше – больше. По закону федеральные органы власти могут только рекомендовать сочинение как одну из форм контроля знаний. Какие должны быть условия допуска к аттестации, решает субъект РФ. Это могут быть и сочинения, и изложения, и собеседования. Темы сочинений, кстати, Минобразнауки РФ больше никуда не пошлет. Фантазируйте себе на здоровье, граждане, сами. Вот только было бы о чем.

Вот тут, собственно, и о главной кройке... Она пойдет ровнехонько по содержанию образования. И как раз здесь, видимо, понимая озабоченность общества, власти спешить не хотят. Госстандарт еще не готов. И торопиться здесь действительно не стоит. Потому что от качества этой кройки зависит ни много ни мало – будущее нации.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе