ЕГЭ по-новому?

Предложения по изменению ЕГЭ, которые не раз высказывались в «Новой газете» прозвучали и на заседании Комиссии по совершенстванию ЕГЭ при президенте. Будут ли они реализованы станет известно только в сентябре

После скандалов с ЕГЭ, которые разразились в выпускную кампанию-2011, все очень ждали заседания Комиссии при президенте по совершенствованию единого госэкзамена.  Этому безобразию из трех букв, как называет ЕГЭ депутат Госдумы, заместитель председателя комиссии по образованию, Олег Смолин, нужна жесткая оценка. В среду, 20 июля заседание комиссии состоялось. Оно было закрытым, а информация на сайте президент.РФ минимальная: «Комиссией были рассмотрены нарушения, выявленные при проведении единого государственного экзамена в 2011 году» и «Принято решение дополнить перечень мероприятий по реализации поручения Президента от 10 апреля 2011 года» новыми… На протокольное решение по итогам заседания, как говорят эксперты, можно рассчитывать только недели через две. А проект плана действий будет готовиться к сентябрю. На сентябрь намечено следующее заседание Комиссии.


Означает ли это, что изменений в ЕГЭ-2012 не будет? Известно, что в будущем году все правила приема в вузы должны быть известны уже к началу учебного года.


Любовь Духанина, директор негосударственного образовательного центра «Наследник», заместитель председателя комитета по образованию Общественной палаты РФ считает, что какие-то перемены будут. Любовь Николаевна – играющий тренер. У нее – школа, ученики, родители. Она видит, как все напряжены в выпускном классе и знает, как снять эту эмоциональную напряженность. «Необходимо установить минимальный пороговый балл по каждому предмету ЕГЭ до начала экзаменов и не на один год, а не менее чем на три». Это позволит обеспечить равную оценку одинаковых работ в разные годы. Сегодня шкала баллов опускается вниз, если выпускники написали хуже или поднимается, если получше. Что происходит с системой образования: улучшаются или ухудшаются знания выпускников таким образом не отследишь. Любовь Духанина уверена, что и выпускникам и учителям и родителям будут спокойнее, если они с начала 11 класса на любой тренировочной работе будут видеть, преодолевают ли они минимальный пороговый балл: «например, известно, что пять решенных заданий – это результат выше двойки. Тогда если ученик видит, что он решает, например, семь, то угрозы остаться без аттестата у него уже нет. Он может больше сил тратить на профильные для выбранной специальности предметы. Сейчас Домоклов меч висит над одиннадцатиклассником весь год: можно «на отлично» знать литературу или историю, но если завалишь математику, то не получишь аттестата, а значит и поступать в вуз не сможешь».


Любовь Духанина рассказала, что на заседании Комиссии Любовь Глебова, руководитель Рособрнадзора сказала, что этот вопрос можно будет решить уже к следующей выпускной компании.


Это, конечно, не простая задача. Сейчас шкалирование устроено так, что заранее определить число выполненных заданий для минимального порога нельзя. Про непрозрачность процедуры оценивания работ ЕГЭ «Новая» тоже писала не раз. Мы даже публиковали тайную формулу, по которой рассчитываются баллы, расспрашивали экспертов, как этот расчет производится. Но понятнее от этого не стало.  Нам все время говорят, что для того, чтобы это понять нужно специальное образование, которое не все математические факультеты дают.


Вот некоторые предложения по изменению ЕГЭ, которые прозвучали на заседании комиссии


Из выступления ректора НИУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова:


• Разделить ЕГЭ на два уровня: общеобразовательный и профильный что, во-первых, определит минимум знаний для получения аттестата и, во-вторых, создаст инструмент оценки  знаний учеников, готовящихся к поступлению в профильные вузы

• Обязать вузы учитывать при зачислении средний балл поступающего за пять лет обучения в школе наравне с результатами ЕГЭ (вес  среднего балла в общей оценке абитуриента должен составлять 20-25%).

• Создать федеральную апелляционную комиссии вместо региональных

• Ввести мораторий на снижение результатов ЕГЭ в ходе апелляции

• Обеспечить независимую от региона проверку части С (состоит из творческих заданий), то есть проводить перекрестную проверку в других регионах

•  Установить минимальный пороговый балл по каждому предмету заранее

• В течение двух лет создать открытую базу заданий частей А и В (тестовые задания)

• Запретить проведение ЕГЭ в школе, где учился выпускник

• Обеспечить видеозапись всех процедур ЕГЭ и организовать видеотрансляцию на сайтах региональных департаментов образования

• Создать сеть аттестационных агентств, которые займутся проверкой знаний на некоммерческой основе и смогут отслеживать и другие направления. Главное условие – независимость от деятельности министерства.


Из выступления ректора МГУ Виктора Садовничего:


• Учитывать при поступлении в вуз так называемое «портфолио» школьника. В него войдут сведения об участии в профильных олимпиадах


Из выступления члена комиссии Любови Духаниной:


• Лишить работников системы образования возможности оценивать самих себя


Мария Красовская


Людмила Рыбина

Hовая газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе