Какая школа нужна России

В мае 2018 г. широко отмечалось 185-летие выдающегося педагога, общественного деятеля, основателя народной церковной школы Сергея Александровича Рачинского (1833–1902).

К профессору Рачинскому, на практике создавшему в 70-х гг. XIX века систему среднего образования и подготовившему десятки учителей, сегодня мы обращаемся за советами оздоровления современной российской школы. В мае в Москве прошла конференция «Сергей Александрович Рачинский – учитель века и апостол трезвости», в которой приняли участие ученые и писатели, педагоги и представители рода Рачинских.


Адъюнкт Сергей Рачинский


Школа Рачинского ценна для современной педагогики своим техническим устроением, подбором дисциплин и наполненностью мировоззренческим смыслом, то есть ясным пониманием, для чего человек учится. В ряду предметов, изучавшихся в школах, созданных на свои средства Рачинским (а их было 26 в Бельском уезде Смоленской губернии, помимо первоначальной – в селе Татево), изучались: церковнославянское чтение, русское чтение, русское письмо, чистописание, арифметика, Закон Божий, пение, география, история. Три–четыре урока словесности в день! И дети в той дореволюционной школе писали сочинение, к примеру, на тему Смутного времени, где помимо описания исторического события они рассуждали о судьбе Отечества. Сегодня студенты гуманитарных вузов порой не знают ни одного маршала Великой Отечественной войны. Впрочем, это стало уже притчей во языцех.


Рескрипт императора Николая II Сергею Александровичу Рачинскому


Если в школе Рачинского дети после трех лет обучения устно решали примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в квадрате, то сегодня пример, запечатленный на известной картине «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», студенты не могут решить в программе Excel. Об этом рассказал на прошедшей конференции Вячеслав Иванович Котов, доцент кафедры испытания сооружений Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, краевед, исследователь церковной архитектуры и усадебного строительства Смоленской губернии. Он преподает высшую математику и изучает устроение школы царского периода. Примеры уровня сегодняшнего образования – перед ним – налицо. Не поспоришь.


Александр Камнев


О нынешнем образовании в сравнении с прежним говорил и доктор биологических наук Александр Николаевич Камнев. Он привел пример Циолковского, который был исключен из гимназии за неуспеваемость. Гимназического образования ему хватило, чтобы в дальнейшем рассчитать космические полеты. «Не только в голову вкладывали знания, но еще и в сердце вкладывали любовь, и эти дети становились учеными и отдавали все свои знания России, – отметил в своем выступлении А.Н. Камнев. – Такое образование получил и Рачинский. В 20 лет он уже, будучи ученым-ботаником, пошел служить в Министерство иностранных дел, два года работал переводчиком. Затем на два года уехал учиться в Германию, к великому физиологу растений того времени М. Шлейдену. Это величина первого уровня, а мальчишка Рачинский с ним переписывается, в одном из писем описывает голландский натюрморт. Это письмо стало предисловием к книге Шлейдена по физиологии растений. В этих людях органично соединялись искусство и наука».


Василий Крылов


Почетным гостем на конференции был кандидат экономических наук Василий Стефанович Крылов. Он родился в селе, где Рачинским была устроена одна из школ и где учились его родители, а позже и он сам. В.С. Крылов рассказал обо всех ребятах, изображенных на картине «Устный счет». С их потомками Василий Стефанович работал после войны в сельском хозяйстве в Оленинском районе. Их потомки и сейчас живут в родном селе – бывшей усадьбе Рачинских. В начале 1990-х В.С. Крылов, руководивший тогда сельским хозяйством района, в кратчайшие сроки вывел из здания церкви мастерскую по ремонту сельхозтехники. Его команда вывезла слой загубленного соляркой грунта из здания церкви, покрыли крышу – так спасали церковь. Собрали в одной ограде утраченные в лихолетье 1920-х гг. надгробия семьи Рачинских, создали музей великого педагога в селе Татево, в бывшем доме управляющего имением.


Олег Кириченко


О Рачинском как о славянофиле говорил на конференции доктор исторических наук Олег Викторович Кириченко. При жизни татевского учителя его никто не причислял к славянофилам. Сегодня же мы видим, что он воплотил на практике мечты Аксаковых, Хомяковых, Киреевских. Собирание фольклорного материала Смоленщины, воспитание в детях любви к церковной жизни, воспитание учителей и священников из народной среды, общинный труд на земле – все это было воплощено в сельской школе.


Расписание уроков Татевской школы


Наработки Рачинского сегодня используются во многих созданных на постсоветском пространстве школах. Директора этих авторских частных православных школ признаются, что, не зная о трудах Рачинского, они создали то же самое, потому что лучше ничего нельзя придумать. А Сербией, во многом сохранившей для нас опыт царской школы, принципы русских педагогов давно усвоены и, похоже, претворяются в жизнь. Выступления учеников сербской школы святого Саввы на конкурсе, проходившем в Москве и посвященном Великой Отечественной войне, выдавали их православное и монархическое мировосприятие. Об опыте православного воспитания в сербских школах прозвучало в выступлении Елены Аркадьевны Осиповой, кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, секретаря Общества русско-сербской дружбы.


Сергей Рачинский и хоровой дирижер, педагог, музыковед Степан Смоленский


Не будем забывать, что Сергей Александрович Рачинский также проделал титаническую работу по организации обществ трезвости, в которых к 1913 г. состояли сотни тысяч людей по всей Российской империи. И это без интернета и скоростных транспортных средств. Кандидат педагогических наук Георгий Витальевич Гусев рассказал в своем докладе о современном видении проблемы зависимостей и развитии великой инициативы С.А. Рачинского в современном обществе. Оказывается, алкоголизм, как и компьютерная зависимость, лечится так же, как и во времена Рачинского: воцерковлением, общинной и семейной поддержкой.


Георгий Гусев


Представляет немалый интерес сравнение деятельности С.А. Рачинского и А.С. Макаренко. На эту тему выступила Наталья Валентиновна Соколова, член Ассоциации учителей православной культуры Москвы.


Наталья Соколова


Илья Михайлович Числов, председатель Общества русско-сербской дружбы, член Союза писателей России, завершая конференцию, передал приветствие участникам конференции от славянских коллег, в частности сербских педагогов, которым имя Рачинского известно со времени первой волны русской эмиграции. «Тезис Рачинского «Судьба всего мира зависит от будущности русского народа» сербы принимают полностью, – говорит И.М. Числов. А зачастую судьба народа зависит от воспитания подрастающего поколения, мы это видим особенно сейчас, в такое тяжелое время для России и всего славянского мира, да и для Европы в целом. Вспомним высказывание Бисмарка по поводу победы во Франко-прусской войне, за которой последовало объединение большей части немецкого народа, создание могучей Германской империи: «Победу одержал прусский учитель». Главной задачей, стоящей перед современной российской школой, я, как человек, причастный к системе образования, назвал бы воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Конкретно российский патриотизм должен базироваться сейчас на возвращении чувства собственного достоинства титульной нации. Думаю, этот тезис Рачинского о будущности не просто России, а русского народа принимают представители всех коренных народов нашего Отечества, потому что они всегда исторически сплачивались не вокруг некоего абстрактного стержня – общечеловеческого, мультикультурного, – а вокруг исторического русского и славянского ядра. При таком подходе все вопросы, и духовные в том числе, будут решены».


Алексей Соловьёв и Ольга Гаврилова


Конференцию, посвященную 185-летию педагога-подвижника, Обществу по сохранению наследия Рачинских помог провести советник ректора Московского государственного института культуры Алексей Юрьевич Соловьев. Он преподает в Николо-Угрешской духовной семинарии. Каждый курс его семинаристов обязательно изучает деятельность С.А. Рачинского. Многие семинаристы проходили практику в Троицкой церкви села Татево, на родине великого педагога. Дьякон Алексей Орехов, магистрант семинарии, также выступивший на конференции, в настоящее время готовится к защите диссертации о миссионерской деятельности С.А. Рачинского.

В сегодняшнем мире подмены, размывания культуры, когда понятие чести, ценность слова становятся пустым звуком, мы говорим о великих личностях, к коим относится профессор Рачинский. Это он – великий русский учитель – подает нам сегодня пример достойного воспитания, почитания своих святынь, сохранения национальных традиций.


Выставка


Общество по сохранению наследия Рачинских подготовило выставку документов, писем и фотографий, связанных с этой замечательной семьей подвижников и просветителей. В настоящее время выставка разошлась для временной экспозиции в несколько московских школ и культурных центров.



СПРАВКА:

Александр Николаевич Камнев – доктор биологических наук, сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, председатель правления РОО «Содружество работников в сфере детского отдыха, оздоровления и развития», руководитель проекта «Отдых и учеба с радостью»

Василий Стефанович Крылов – кандидат экономических наук, академик Академии водохозяйственных наук, заведующий сектором кооперации и интеграции агропромышленного комплекса Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, председатель партии «Возрождение аграрной России», член Совета по сельскому хозяйству при председателе Совета Федерации

Олег Викторович Кириченко – доктор исторических наук, сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, главный редактор научного православного журнала «Традиции и современность», руководитель научного семинара «Православие, этнос и русская народная культура»

Наталья Валентиновна Соколова – исследователь биографии и трудов А.С. Макаренко, член Ассоциации учителей православной культуры Москвы

Алексей Юрьевич Соловьев – советник ректора Московского государственного института культуры, заместитель председателя Ассоциации учителей православной культуры Москвы, действительный член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры

Георгий Витальевич Гусев – кандидат педагогических наук, советник председателя правления Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости, заместитель руководителя координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании Северного викариатства Московской городской епархии РП

Автор
Ирина Ушакова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе