Компьютерный ЕГЭ – это неизбежное благо, или неизбежное зло?

Нынешние дети и взрослые (обычно не старше 60) почти перестали писать ручкой на бумаге. И письма набивают на компьютере, и школьные рефераты, и курсовые с дипломами пишут на нем же. Эксперты пришли к выводу: к 2020-му году этот процесс станет необратимым. И, поскольку школьное обучение будет все более компьютеризированным, проверять достижения детей на ЕГЭ (или на том экзамене, который его заменит) тоже логичней на компьютере: спрашивать должны то, чему учат, и в той же форме, в какой учат. Скептики размышляют: убьет это образование сразу или будет убивать по чуть-чуть, а реалисты относятся к компьютерному экзамену, в худшем случае, как к неизбежности.

Школьники должны иметь возможность выбора

Многие впервые услышали о новой форме экзамена на недавно прошедшем Общественном Совете при Минобре. Но идея витала в воздухе: незадолго до этого в Федеральном институте педагогических измерений прошел «круглый стол» по этой проблеме. Его вели ректор Московского института открытого образования, академик Алексей Семенов, зам. директора ФИПИ Сергей Станченко и директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. «Круглому столу» предшествовало всероссийское обсуждение проблемы. Его участниками стали более 30 тысяч экспертов из Архангельской, Астраханской, Белгородской, Псковской областей; из Бурятии, Алтая, Ростовской, Саратовской и Свердловской областей. 81 процент опрошенных считают, что школьники все-таки должны иметь возможность выбора технологии сдачи ЕГЭ (в бланковой или компьютерной форме). Это говорит как минимум о том, что учителя и чиновники пока еще не привыкли к мысли о всеобщей компьютеризации. К тому же, около 35 процентов опрошенных честно признались, что техническое оснащение их школ недостаточно для тестирования больших групп учащихся.

Что думают учителя про то, по какому учебному предмету лучше экзаменовать в компьютерной форме? Меньше всего процентов набрала «литература» - 15, а больше всего информатика – 92 процента. Русский язык - 29 процентов, иностранный – 32, история – 34, математика и обществоведение – 40, физика – 59, география и химия – 60, биология – 65 процентов.

Достаточно много учителей признались, что ЕГЭ в его нынешнем виде проверяет не все ключевые умения. Правда, непонятно, что они имеют в виду: это потому, что сегодняшний экзамен еще не компьютеризирован, или потому, что ЕГЭ (как форма экзамена) в принципе мало что проверяет. Лидерами по «непроверяемости» стали иностранный язык (68 процентов) и литература (72 процента). В лучшем, по сравнению с этими предметами, положении, по мнению опрошенных, оказались математика (31 процент) и русский язык (43 процента).

Четыре этапа перехода

Иван Ященко считает: «На итоговом экзамене нужно спрашивать то, что человеку будет нужно во взрослой жизни. И на этом же делать акцент в обучении». Из этой фразы следует мысль: пора менять само содержание образования. А начинать нужно заранее: если мы хотим, чтобы, например, в 2016-м году школьники изучали литературу на компьютере, то задания мы должны разработать в 2013-15-м.

Скептики заметят: что сможет проверить компьютеризированный ЕГЭ, если на экзамене будет открыт доступ в Интернет? Ведь прямо во время ЕГЭ выпускник сможет зайти на соответствующие сайты и получить ответы на свои задания (все помнят скандалы, связанные с выложенными в сети вариантами ответов). Так вот, по словам Алексея Семенова, во время ЕГЭ доступ в Интернет будет не просто полностью закрыт. Будет происходить лишь моделирование доступа к Интернету. И вообще, одна из задач, которую решает компьютеризация ЕГЭ – это возможность сделать ситуацию более контролируемой, прозрачной. А значит, экзамен будет с более достоверным результатом. Например, на компьютере можно увидеть время и сам процесс выполнения заданий. Он фиксирует записи всех действий учащегося; можно перекрыть процесс возвращения к предыдущему, уже выполненному заданию. Это повышает уровень честности. А еще – такой экзамен безопасен, благодаря системе «антиплагиат». Впрочем, часть рисков антиплагиат уберет, но возникнут новые – возможность удаленного управления компьютером. Но если заняться этим сейчас, подобные проблемы можно решить.

Задачу компьютеризации ЕГЭ будут решать по этапам. На первом возьмутся за информатику. Нелепо, что этот предмет до сих пор сдают в бумажном виде: динамические таблицы, базы данных, тексты – всё на бумаге. Эксперимент уже идет.

На втором этапе будет реализован компьютерный ЕГЭ по литературе, иностранному языку и истории. Иностранный язык первым подвергся воздействию информационных технологий – в форме аудирования.

На третьем этапе, во время которого произойдет переход на компьютерный ЕГЭ по физике, химии, биологии, географии – будет использован такой инструмент, как виртуальные лаборатории. «Мы надеемся, что и реальные лаборатории будут все шире использоваться в ЕГЭ, - сказал «РЖ» Алексей Семенов. - Должно быть сочетание реальных экспериментов с виртуальными, которые делаются на экране компьютера. А для географии важны, например, интерактивные карты. Ведь дома родители и ребенок в основном пользуются именно электронными картами. А в школе ему подсовывают бумажный атлас.

Четвертый этап – это самые массовые для ЕГЭ предметы – обществознание и русский язык. Но тут возникает непростой вопрос: в каких заданиях можно использовать орфографический контроль (программу орфографического редактора), заложенный в программы компьютеров, а в каких - нет?

Пятый этап самый сложный – математика. Использование компьютера меняет образовательную перспективу этого предмета, что-то уходит на второй план, что-то меняется. Правильное использование компьютера на математике позволит более наглядно изучать, например, стереометрию. Сейчас обычный экзамен не может проверить чертеж. А на компьютере можно показать картинку.

Но в случае с математикой есть технические сложности: все еще нет стандартного для всех текстового редактора, позволяющего вводить математические тексты. Возникают вопросы и в связи с так называемыми адаптивными тестами, которые позволяет использовать компьютер. Это когда в зависимости от успешности выполнения задачи, школьнику предлагаются задания той степени сложности, на которую он (по мнению компьютера) способен. Сомневающиеся считают, что это ставит участников ЕГЭ в неравные условия (один решает простейшие задачи, другой трудные). Как оценивать их работы по 100-балльной шкале?

Перевод со словарем – это не так просто

По поводу многих вопросов еще будут вестись дискуссии. Например: как быть с «литературой»? Если считать, что к 2020-му году все дети будут писать на планшетах или компьютерах (а дело к этому идет), то сочинение тоже должно писаться на компьютере. Сторонники идеи сочинения на компьютере считают, что это уменьшит долю технической орфографии (компьютер ее проверит) и даст возможность выпускнику больше следить за стилем, за содержанием. А проверять орфографию нужно раньше, до 10-го класса. Для школьников звучит заманчиво! Но эксперты-русисты непременно возразят: не стоит ли все-таки отключить на экзамен функцию проверки орфографии? Иначе дети вовсе перестанут учить русский язык.

К тому же полный отход от письма рукой, приведет к тому, что атрофируется мелкая моторика. Но, как сказал «РЖ» Иван Ященко, и переход с перьевой ручки на шариковую, по мнению многих, привел к полной катастрофе. «Но мы не вымерли, как динозавры, и развиваемся. Вот и теперь, письмо не должно стать жертвой моторики; это проблема, которой нужно заниматься параллельно, компенсируя отсутствия моторики специальными занятиями».

Компьютерный ЕГЭ изменит задачи школьного обучения. Так, по мнению Ивана Ященко, на части экзамена по письменному переводу (иностранный язык), ребенок сможет пользоваться электронным словарем! «И это принципиально меняет цели изучения языка. На экзамене не будут проверяться формальные знания. Ты знаешь, как по-английски «дом», знаешь другие слова. Но если языка не знаешь, то текста все равно не переведешь. Даже со словарем. И вообще: на ЕГЭ по иностранному языку отдельно можно проверять устную речь, отдельно знание слов и отдельно – перевод».

И тексты на «литературе» должны быть в компьютере. Ими тоже можно будет пользоваться. Обозреватель «РЖ» спросила учителя литературы московского Лицея «Воробьевы горы» Евгению Абелюк, что она по этому поводу думает. Евгения Семеновна сказала: «Можно давать и тексты. Важно развить умение читать этот текст. А этому способен научить не каждый учитель». Но главная проблема в другом. Старшеклассники не хотят заниматься литературой. Большинству это не нужно (они теперь очень практичные). Этот предмет нужен прежде всего тем, кто поступает на филфак-журфак. И тут, по мнению учителя, важно не то, проводится этот экзамен на компьютере или нет. Прежде всего, нужно пересмотреть многое в образовательной политике, в содержании образования.

P.S. А вот еще трудность. Этот вопрос задали учителя – участники обсуждения перехода к компьютерному ЕГЭ: «Если во время экзамена погаснет свет, что часто происходит в нашем районе, что делать? Как продолжать экзамен, если света не будет на протяжении всего дня»? Увы, боюсь, на этот вопрос ответа искать придется еще долго.

Наталья Иванова-Гладильщикова

Russian Journal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе