Мертвые души. Том 2

Скандал с "мертвыми душами" в РНИМУ им. Пирогова войдет в историю вузовской коррупции в России.


Почему трудно быть честным педагогом в российском вузе?


   Скандал с "мертвыми душами" в РНИМУ им. Пирогова войдет в историю вузовской коррупции в России. Напомним: в августе прошлого года московский программист Виктор Симак по просьбе знакомого попытался вычислить самый "доступный" для поступления медицинский вуз в Москве. Систематизируя данные об абитуриентах столичных мединститутов, Симак заметил странную аномалию. В "Пироговке" реестр рекомендованных к зачислению ребят сплошь состоял из высокобалльных льготников, которые почему-то в другие учебные заведения документы не подавали, хотя по закону имели возможность подстраховаться и выбрать три вуза. Дальнейший анализ показал, что многие фамилии были взяты из списка абитуриентов предыдущего года и слегка изменены. Подозрительной статистикой заинтересовался Рособрнадзор. Проверяющие установили, что из 709 человек, якобы подавших документы в РНИМУ, в федеральной базе свидетельств результатов единого экзамена были сведения только на 200. Излагая доступнее - более двух третей соискателей (509 человек) оказались "мертвыми душами". Схема была до гениальности проста: вуз засорял несуществующими отличниками списки рекомендованных к зачислению абитуриентов. Реальные ребята, видя, что их шансы быть зачисленными невелики, рассасывались по другим учебным заведениям. А когда "призраки" в положенные сроки не являлись для оформления, вуз быстренько брал на вакантные места "нужных" студентов.

После широкой огласки ректор медицинского университета Николай Володин уволил ответственного секретаря приемной комиссии Андрея Богданова. А потом учредитель вуза - Минздравсоцразвития - "зачистил" и самого Володина. В прессе сообщалось, что своих должностей лишились еще не то четверо, не то шестеро членов приемной комиссии вуза. Правда, их фамилий так и не назвали. История получила широкую огласку - сюжет о медицинских "призраках" показали даже иностранные телекомпании. Однако сейчас выясняется, что наказание виновных было таким же фиктивным, как и абитуриентские списки. Якобы уволенный Андрей Богданов продолжает благополучно трудиться в вузе. Правда, ради приличия название его должности немного видоизменилось.

   Об этом в Интернете рассказала преподаватель философии и логики РНИМУ им. Пирогова Евдокия Шереметьева. Пост получил массу откликов от сотрудников других учебных заведений и студентов. В родном вузе некоторые коллеги жмут "оппозиционерке" руку - за мужество, но большинство осуждают. За то, что посмела вынести сор из избы. Девушку уже вызывали на беседу в ректорат.

   Мы договариваемся с Евдокией Шереметьевой встретиться на нейтральной территории, в кафе. Поначалу она отнекивается, предлагает изложить свою позицию в письменном виде, но потом, тяжело вздохнув, соглашается. "Меня узнать будет легко - по зеленой шапочке и шарфику", - строго инструктирует Евдокия.

   Явившись немного раньше оговоренного времени, высматриваю в толпе солидных "зеленых" дам, пытаясь угадать в них будущую собеседницу. Хрупкую невысокую девушку поначалу не беру в расчет: забавная молодежная шапочка и юный вид ее обладательницы в моем представлении с преподаванием философии никак не увязываются.

   - Меня в вузовских коридорах часто за студентку принимают, - вежливо улыбается 27-летняя Евдокия. - За три года, что работаю в университете, уже привыкла. Даже из преподавательской столовой время от времени пытаются выгнать. Зато со студентами общий язык легко находить, хотя я в общем-то требовательный педагог.

   Потом, чуть помедлив, просит:

   - Только не делайте из меня героиню. Открыто изложить свой взгляд на вещи - это вовсе не геройство. Это нормальная жизненная позиция. Мне бы вообще не хотелось фигурировать в СМИ. Эта ситуация очень неприятная.

   - В наше время сказать то, что думаешь, - практически подвиг, - не соглашаюсь я. - О коррупции в образовании любят рассуждать, но почти всегда - анонимно и общетеоретически. Не боитесь, что уволят? Или зарплата настолько маленькая, что терять нечего?

   - Зарплата действительно маленькая: на полставки выходит 4600, - соглашается Евдокия. - В большинстве вузов так, даже в коммерческих. А в регионах и того меньше. Я работаю не из-за денег, а потому, что нравится преподавать. В своем профессионализме уверена, поэтому не боюсь. Хорошие специалисты всегда нужны. Сама уходить не собираюсь. Если только совсем уж создадут невыносимые условия. После того как в Интернете была опубликована моя статья, появились косые взгляды. Когда на студенческом форуме началось обсуждение публикации, меня вызвали к проректору. Обвинили в клевете. Потом по моему поводу было собрано специальное заседание кафедры. Часть коллег были удивлены, часть - возмущены моей статьей. И не только содержанием, но и самой постановкой вопроса. Они совершенно не поняли, для чего я писала. Некоторые строят гипотезы, основанные на теории заговора: все в этой жизни не просто так, не спецзаказ ли это, кто стоит за мной и т.д.

   - Может, действительно спецзаказ? - пробую пошутить я. Но по недоуменному взгляду вижу, что неудачно. Евдокия из-за последних событий в своем вузе словно натянутая струна и таких шуток не понимает.

   - Сейчас модно говорить о взяточничестве, разных злоупотреблениях и махинациях, в которых погрязла страна. Но ведь все закладывается в вузах. Мы на занятиях разбираем многие фундаментальные проблемы, в том числе и нравственные. А потом студенты выходят в коридор и учатся совсем другому: все продается и покупается. Ну и какие у них представления сформируются, какой урок они будут применять в жизни? Наверное, еще и поэтому я написала о том, что думаю. Может быть, не зря. Сейчас на электронную почту и в соцсети мне приходят письма от студентов: "Спасибо, что хоть кто-то тут не лицемерит".

   - Когда разворачивалась эта драма, я находилась в отпуске, - продолжает рассказ Шереметьева. - Конечно, был шок. И мне, и моим коллегам казалось, будто нас всех искупали в грязи. В сентябре преподаватели вышли на работу. Естественно, все ждали объяснений от руководства, официальных заявлений. Но в вузе стояла тишина, которая длится до сегодняшнего момента. Все делают вид, что все хорошо. Тишь да гладь да божья благодать. Это и порождает массу слухов. Ведь если ничего не происходит, значит, и следующим летом будут махинации. Только они будут более продуманными. Некоторые коллеги возражают: мол, идет следствие. Но раз идет следствие, то почему мы ничего не знаем о его результатах?

   Кроме того, преподаватели "Пироговки" с удивлением обнаружили, что человек, официально объявленный уволенным из-за "призрачной" кампании… спокойно работает в вузе. Правда, на слегка "подкорректированной" должности. Ответственный секретарь приемной комиссии Андрей Богданов до летнего скандала занимал пост прорек-тора по международным связям, обучению иностранных граждан и учебно-методической работе. А сейчас, как сказано на официальном сайте вуза, возглавляет недавно созданное управление по международным связям, обучению иностранных граждан и учебно-методической работе. Вот такое наказание.

   - Есть основания полагать, что и другие руководители, отвечавшие за абитуриентов, остались на своих местах, - продолжает Евдокия. - Единственно, кого точно нет, - это ректора Николая Володина. Но понес ли кто-то наказание кроме него, до сих пор непонятно. И выяснить это непросто: состав прошлогодней приемной комиссии по поступлению до сих пор держится в секрете. Я пыталась выяснить, кто в нее входил. Ведь, наверное, эти люди должны быть отстранены от своих должностей до выяснения, кто из них виноват, а кто нет. Обо всем этом написала в статье. Ответ я получила, когда вызвали "на ковер". "А что, собственно, произошло? - спросили меня.- И кто вы такая, чтобы вам списки комиссии давать?" То есть явно дали понять: это не мое дело. Мое дело молчать, а не писать "клевету" в Интернете, не порочить "светлый образ" университета. Но чтобы не видеть пороки системы, надо быть или слепым, или лицемером. Отрицать факт, что многие студенты в вузе оказались случайно, а точнее - наоборот, попали туда по чьему-то указанию, нелепо. Уровень развития некоторых учащихся подходит в лучшем случае для среднего профобразования. Пришел ко мне человек на пересдачу. Я прошу: вот вам страничка из книжки. Прочитайте, перескажите. Не смог. Возвращался четыре раза. Жаловался, что не понимает. И таких - много. Самое страшное - знать, что ничего с ними не можешь сделать. Даже если кто-то из преподавателей окажется принципиальным и не поставит зачет - это сделают другие. Если кому-то надо, даже абсолютно профнепригодный студент будет "успешно учиться". Вот что неприятно. Я выкладываюсь на лекциях, а оказывается, что это ровным счетом не имеет никакого значения. То есть абсолютное неуважение к преподавателю.

   - А как вы оцениваете качество нынешних первокурсников, которые пришли в вуз после разоблачения махинаций с "мертвыми душами"? - пытаюсь понять я.

   - Сложно сказать, - пожимает плечами Евдокия. - В первом семестре я вела логику у психолого-социального факультета. В иерархии вуза он не самый "блатной". Также вела семинары у малайзийцев. Там немножко другая публика. Группы у меня были прекрасные. Я хочу подчеркнуть, что речь не идет о том, что все студенты плохие. У нас есть замечательные ребята, которые хотят учиться и стать врачами. Но тем, кто потом и кровью зарабатывает себе оценки, тоже неприятно видеть, когда какой-нибудь мажор, может быть, ни разу не посетивший лекций, получает пятерку. Вот, например, в январе студент на второй пересдаче, понимая, что ему опять ставят "неуд", начинает ныть: "Ну пожалуйста, ну поставьте, мне надо уезжать, я уже все сдал. Я обязательно выучу, я обещаю. Поставьте". "А на анатомии вы так же канючите?" - спрашиваю. Хихикая и отворачиваясь, говорит: "Сорок пять тысяч"... Я прекрасно понимаю, что студент мог преувеличить, понимаю, что его слова не могут относиться ко всем преподавателям этого предмета. Это слух. Но откуда он? Об этом говорят все студенты. Описываются разные схемы. Откуда тогда на студенческом сайте РНИМУ голосование - какая кафедра самая коррумпированная? Откуда бесконечные группы в социальных сетях, где студенты жалуются на преподавателей, устанавливающих таксу за сдачу предмета? Откуда на бесчисленных форумах - десятки "посредников" в виде самих же студентов со старших курсов, которые обещают все сделать чисто?

   - К вам подходили?

   - Подходили так называемые посредники - "братья" или "друзья". "Здравствуйте, я брат Иванова, Сидорова и т.п. Хотел бы с вами переговорить лично. Может, договоримся? Никто ничего не узнает". Мне многие коллеги из других вузов пишут, что и у них ситуация не лучше. Но об этом никто не говорит вслух. Потому что есть определенная этика, которую я, получается, сейчас нарушаю. Часть коллег и начальство считают, что я очерняю вуз. А я отвечу: непрофессионально молчать об этом и делать вид, что все прекрасно. Именно из-за нашего молчания ситуация усугубляется. Именно потому, что все знают: если ты вслух скажешь что-то неудобное руководству, ты за это получишь по голове, - все молчат. Ситуация с РНИМУ - это капля воды, отражающая океан. Пока каждый из нас будет бояться сказать правду, пока каждый из нас будет закрывать глаза на бесчинства, пока мы лично не будем отстаивать права, ничего не произойдет. Наше молчание - прекрасная среда для безобразий нашей власти с ее бессмысленными экспериментами в области образования и не только. Если бы не я одна написала статью, а большая часть коллег университета вслух поддержали бы меня, я уверена, что ситуация в РНИМУ кардинально изменилась бы. Это смогло бы стать примером и для других университетов, где сотрудники считают, что бороться с системой бесполезно.

   Время от времени в голосе моей собеседницы прорываются те же самые нотки, что и у митингующих "рассерженных горожан", рожденных Болотной площадью. На всякий случай интересуюсь, ходила ли Евдокия на митинги. Оказалось - да.

   - Ну а что же вы не спросите, не разоблачала ли я кого-нибудь в школе? - ерничает девушка. - Наверное, у меня на самом деле характер из серии "не могу молчать". Родители и муж уже не удивляются. Привыкли, понимают, поддерживают. Хотя в ближайшее время, наверное, придется распрощаться с мечтой об отдельной квартире. Теоретически была надежда, что мне, как молодому преподавателю, могут предоставить служебное жилье. Теперь понимаю, что после скандала, скорее всего, квартиру не дадут. И что же, из-за это-го притворяться, что в датском королевстве все прекрасно? Я отдаю себе отчет, что после моих заявлений вряд ли что-то изменится в структуре руководства вуза. Но если наверху будут знать, что в коллективе всегда найдутся "паршивые овцы", которые не побоятся правду сказать, может, уже не будут поступать так демонстративно-нагло.

 

   P.S. Редакция "Профиля" направила официальный запрос в Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Пирогова с просьбой прокомментировать, как идет подготовка к предстоящей приемной кампании в вуз, насколько исключена вероятность нового вброса "мертвых душ" и чем закончилась прошлогодняя история. Ответа, к сожалению, мы так и не получили.

Автор: Евгения Данилова

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе