Но тут родитель морщится — на это есть уборщица

Новый глава министерства образования Ольга Васильева, как и ожидалось, начала исправлять ошибки предшественников, и уже по реакции на первую серьезную инициативу понятно, насколько впереди трудный и долгий путь.

Ведь меняться будет сам подход к детям.

«Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника», — заявила министр. Логика проста: подростку необходимо быть не маленьким потребителем, но ответственным человеком, «который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями».

Казалось бы, сложно обсуждать разумность и своевременность этой идеи, однако недовольные голоса уже начали раздаваться. А как же «услуги»? А уборщицы на что? Это, мол, как: сегодня полы мыть, а завтра — на БАМ отправят наших кровиночек? Хочется иронично ответить: «Завтра наступило» — но, пожалуй, пока рано…

Уборка школьной территории и вообще полезный труд нужны не потому, что куда-то пропали люди, занимавшиеся этим с 90-х за зарплату. Не стоит думать и что ученики теперь с утра до ночи будут отдраивать полы да окна. Речь идет о важной системной проблеме — принуждению к дисциплине, которая в образовательных учреждениях отвратительна уже почти везде, — что в столице, что в промышленных центрах, что в деревнях. У ребятни нет авторитетов, зато есть родители, желающие, чтобы школа воспитывала, а сами чаще всего ленящиеся заправлять кровать (тут, наверное, никак без помощи клининг-менеджера). Современная педагогика, апеллирующая к «игре» и «сотрудничеству», забывает рассказать, что в обоих случаях требуется иерархия, правила, за несоблюдение коих следует наказание, и цель.

Именно поэтому сама мысль о том, что дети обязаны совершать что-то полезное, многими родителями воспринимается как вызов, как попрание святого права ребенка на систематическое безделье, часто замаскированное платными «кружками». Все вокруг оказывают подрастающему поколению услуги. За родительские деньги, конечно. Маленькому нашему человечку должно быть комфортно, весело и интересно, а иначе он садится на пятую точку и начинает плакать или утыкается в планшет.

Антон Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «…нельзя основывать все воспитание на интересе… воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».

Безусловно, учащиеся обычной российской средней школы и контингент, с каким приходилось работать Макаренко, — далеко не одно и то же, но ключевая мысль великого советского учителя не потеряла актуальности. Да, игра — это прекрасно, развлечение и всякие модные приемы — штука хорошая, однако последнее дело — сводить все к интересам школьника, из-за того, что если выйдет иначе, родители прибегут и будут ругаться: гляньте, наш-то заскучал листья убирать.

Перевоспитать потребителя в создателя — задача не менее трудная, нежели из бандитского элемента вылепить достойного члена общества. Макаренко справлялся лишь потому, что не суетился и не искал себе оправданий.

Надо уметь убирать, надо следить за общественным пространством, надо заниматься делами не слишком приятными и не очень увлекательными. И чем дольше продлятся поиски лазеек в духе «а давайте сначала повесим воздушные шарики», тем хуже.

Возможно, где-то есть миры эльфов и томных картонных вампиров, страстных южных курортных романов и всех побеждающих космодесантников, но Россия образца 2016 года — страна, где ребенка стоит учить простым и ясным умениям. Например, дисциплине и терпению. Авось и взрослые потом переймут эти полезные качества и перестанут заполошно истерить при любом удобном случае.

Работа над исправлением изъянов нашей средней школы не терпит мельтешения и, к сожалению, непременно встретит жесточайшее сопротивление некоторой части родителей. Но все поправимо. Автор этих строк вырос в военном городке и хорошо помнит, как еще в 1996-м поголовно «косили» от армии — даже те, кому она точно бы не повредила. Прошло двадцать лет — совсем небольшой срок, — и для многих ребят из маленьких городков воинская служба становится спасением от безделья, возможностью получить профессию и каким-никаким, но социальным лифтом. Эти разительные перемены воспринимаются сегодня как должное. Так будет и со школой, когда она вернет вторую свою ключевую функцию — воспитательную. Пройдет время, и мы удивимся тому, что когда-то дети не убирали листья во дворе, — это же так буднично.
Автор
Михаил БУДАРАГИН, публицист
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе