Отцы и абитуриенты

Несколько зарисовок из личного опыта вступительной гонки

Сыну премьер-министра на дополнительном устном экзамене по английскому поставили 95 баллов из 100 возможных. Получи он хоть на пять баллов меньше — и прощай, бюджетное место на международно-правовом факультете МГИМО.

Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что изменил отношение к ЕГЭ после того, как через госэкзамены прошел его сын Илья. «Когда пропускаешь это через себя, видишь недостатки и прорехи той или иной системы», — резюмировал отец абитуриента, пообещав внедрить в единый госэкзамен новые компоненты, «в том числе вербальные».

Как мать абитуриентки прошу: не надо, не надо вербальных компонентов.

Не для себя прошу, а для будущих поколений родителей абитуриентов, мы-то с Дмитрием Анатольевичем это трудное лето почти пережили — через несколько дней на вузовских сайтах вывесят так называемые рейтинговые списки рекомендованных к зачислению абитуриентов. В МГИМО, куда подавал документы сын премьера, их вывесили даже раньше срока — там абитуриент Медведев уже «рекомендован к зачислению». Все ли из тех, кто найдет себя в списках, попали в выбранные университеты по заслугам? Ответ неочевиден. Мук в том хождении по вузам, что начинается после сдачи ЕГЭ, не меньше, чем на самих госэкзаменах. Особенно в тех храмах науки, которые испросили для себя право дополнительных испытаний. Вот лишь несколько зарисовок из личного опыта вступительной гонки.

Март. Дочь занимается с репетитором по английскому — готовится к языковой олимпиаде, входящей в перечень олимпиад для школьников, победа в которых дает льготы при поступлении. Репетитор ходит к нам с детсада, занятия давно идут на уровне третьего курса иняза.

— Ну, желаю удачи, — прощается репетитор с ребенком. — Язык ты знаешь как родной. И пожалуйста, не расстраивайся, если вдруг что. Боюсь, там не все знаниями измеряется. Мне вчера моя ученица рассказала, что ей папа олимпиаду на день рождения подарил — дескать, чтоб не мучилась.

— Как это?

—?Купил коды ответов на тестовую часть, и на собеседовании про девочку тоже предупреждены.

Вечер прошел в дебатах, идти ли нам вообще на эту олимпиаду. Решили — идем все равно. Может, в РГГУ она честная, да и потренироваться лишний раз перед ЕГЭ не помешает.

Май. Скоро сдача ЕГЭ. На сайте РГГУ появляется сообщение, что победители и призеры вузовской олимпиады имеют право на зачисление без экзаменов, и список из 22 факультетов, куда можно нести документы. Главное — сдать госэкзамены без двоек, и учись, студент! Первая реакция — восторг. Дочь как раз призер, заняла на олимпиаде второе место (всего победителей и призеров — больше ста человек). Позже подступили сомнения. С какого перепуга даже очень хорошо знающих английский язык абитуриентов ждут без экзаменов не только на филологии и лингвистике, но также на клинической психологии, управлении персоналом, востоковедении, политологии и др., где вообще-то нужны ЕГЭ по истории и обществознанию, биологии и литературе? Может, боятся не заполнить бюджетные места? Ответа так и не нашли — хочется попасть в компанию сильных студентов, но столь щедрый набор абитуриентов-льготников подобных гарантий не дает.

Легко ли трудоустроиться выпускникам того или иного вуза, достаточно ли мест в общежитии, есть ли военная кафедра — часто вузы предоставляют далеко не всю интересующую абитуриентов информацию на своих сайтах. «Часть вузов делает это не со зла, другим есть что скрывать. Читайте интервью с экспертами по мониторингу вузов.

Начало июля. Едем сдавать документы на филфак МГУ. Все подходы к факультету, включая вестибюль, завешаны объявлениями типа «Абитуриентам МГУ. Индивидуальная экспресс-подготовка для обязательного поступления. Занятия ведут лучшие профессора и доценты МГУ». Поисковик на фразу «поступить в МГУ» выбрасывает сотни сайтов, в названии которых так или иначе указаны эти три манящие буквы. Заходим на один из первых. «Если говорить о приемной кампании МГУ в 2012 году, то можно с уверенностью сказать, что больших изменений не произойдет, — сообщают нам там. — По-прежнему останется дополнительный экзамен, уровень сложности которого намного больше ЕГЭ… Как показывает опыт, более успешно сдают экзамены те абитуриенты, которые занимались с преподавателями МГУ (выделено не мной. — В.В.). И это неудивительно, так как преподаватели МГУ не понаслышке знают о структуре и требованиях дополнительного экзамена, часто сами занимаются составлением вариантов вступительных испытаний. К тому же они имеют огромный опыт подготовки учеников к такого рода экзаменам… Если ваш ребенок собирается поступать в МГУ на филологический факультет, факультет журналистики и др., то результатов ЕГЭ по русскому языку будет недостаточно. В связи со спецификой заданий на дополнительных испытаниях и олимпиадах «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы» желательно, чтобы репетитор по русскому языку был одновременно сотрудником филологического факультета МГУ либо факультета журналистики Московского университета…» И так далее, не менее убедительно. Ниже — цены.

— Я не пойду на их дополнительный экзамен, — решила дочь, начитавшись сайтов и отзывов тех, кто ходил покорять Воробьевы горы. — Противно что-то.

Думаю, зря, конечно, — часть этих «репетиторов» просто мошенники, не имеющие отношения к МГУ, — но переубедить я ее не смогла.

Середина июля. Пройдя первых три тура на сценарный факультет ВГИКа, дочь идет на последний — собеседование. Баллы по первым трем турам, где абитуриенты сдавали свои рассказы, писали пробный сценарий и киноработу, — высокие. В общем, бояться нечего. Да никто и не пугает. Разговор идет добрый, мирный, вовсе не о кино. «О, это та самая абитуриентка с божественными баллами по ЕГЭ? Они у вас самые высокие на всем потоке. А кто у вас родители? Не из мира кино? А куда еще подавали документы? Ну назовите, что ли, фамилии сценаристов…» В итоге за «вербальный компонент» творческого конкурса 65 баллов из 100. Как их там считали? Ведают лишь те, кто считал. Я точно знаю лишь то, что на сайте ВГИКа общей суммы баллов за ЕГЭ и творческие конкурсы не вывешивают — понять, какие шансы есть у того или иного абитуриента, невозможно. Да и списки рекомендованных к зачислению вывесить не обещали. Сказали, приходите 30-го на кафедру, там все и скажем. Творцы, что с них возьмешь. Впрочем, им виднее, каких студентов набирать, лишь бы расцветал российский кинематограф.

В итоге выбрала дочь не скажу какой вуз, чтобы не обвинили в рекламе. Там тоже было дополнительное творческое испытание, но его «вербальный компонент» постарались свести к минимуму. Все испытание (литературное эссе и собеседование) оценивалось в 100 баллов. Если эссе написано блестяще, могли и сразу 100 баллов поставить, и тогда на собеседование нужно было просто зайти показаться — снижать баллы на нем не имеют права. А вот прибавить могут, но не более 30, чтобы этот субъективный «вербальный компонент» не слишком влиял на объективно (то есть без указания фамилии абитуриента) проверенное эссе.

Сыну премьер-министра на дополнительном устном экзамене по английскому поставили 95 баллов из 100 возможных. Получи он хоть на пять баллов меньше — и прощай, бюджетное место на международно-правовом факультете МГИМО. Но, надеюсь, не только это подвигло Дмитрия Анатольевича на совершенствование системы ЕГЭ. Ведь личный опыт, как и «вербальный компонент экзамена», — крайне субъективный фактор. Потому заранее приношу извинения тем вузам, которые ненароком обидела. Я просто описала ту атмосферу, в которую волей-неволей погружаются абитуриенты и их родители, подходя к вузам на расстояние протянутого сертификата ЕГЭ и зачастую обнаруживая, что результаты этого главного государственного экзамена до сих пор играют далеко не главную роль. И в этом смысле совершенствовать ЕГЭ необходимо. Здесь я с отцом абитуриента Медведева абсолютно согласна.

Виктория Волошина

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе